СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по математике «Математический калейдоскоп»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,  делать его немного занимательным”.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике «Математический калейдоскоп»»








Внеклассное занятие по математике

«Математический калейдоскоп»


Подготовила учитель

начальных классов

1 категории

МОУ «СОШ № 13»

Цовма И.А.









г. Железногорск

2017г



Внеклассное занятие по математике в 4 классе

«Математический калейдоскоп»

Цель: Способствовать развитию интереса к математике

Задачи мероприятия:

1.Показать практическую значимость математики.

2.Создать условия для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков.

3.Формировать умения выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифровки, задачи),

4.Развивать гибкость математического мышления, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.

5.Способствовать развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся, речи, памяти.

6.Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде, расширять кругозор учащихся.

7.Совершенствовать умения рационально планировать свою деятельность.

8.Снять физическое и психологическое переутомление, стресс.

Форма проведения занятия: игра-соревнование.
Оборудование:

Телевизор, презентация PowerPoint,фонограмма с мелодией из кинофильма «Небесный тихоход»,карточки с заданиями для каждой команды, образцы аппликаций, детали, клей-карандаш, альбомный лист (для каждой команды)

СЛАЙД 3

- Начинаем занятие Ход занятия.

Слайд 4

- Перед вами портрет великого французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля (19 июня1623-19 августа 1662).

С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики.

СЛАЙД 5. -Прочитайте высказывание Паскаля…

“Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным”.


-Я сегодня приглашаю вас на увлекательное занятие, которое назовем «Математический калейдоскоп». СЛАЙД 6 - А что такое калейдоскоп?

-Детская игрушка—трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений, событий. СЛАЙД 7

И проходить занятие будет под девизом “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”

Наш калейдоскоп будет складываться из … СЛАЙД 8

Затей и задач,

Игр, шуток, всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

А для того, чтобы все получилось нужно соблюдать правила СЛАЙД 9 Внимание! Внимание!

Категорически разрешается:

Думать, размышлять, соображать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами!

Абсолютно запрещается:

Грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать!

Настойчиво рекомендуется:

веселиться от души, смеяться до упаду, покатываться со смеху и хохотать во все горло!

Постарайтесь не пропустить ни одного нашего задания!

Не забудьте также,

что с друзьями легче справиться с любой трудной задачей!

У нас много гостей, среди гостей –жюри. Это:

Итак, мы начинаем: 1. О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли! 3. В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Ничего не сделано, если осталось недоделанным…Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — немецкий математик, астроном, геодезист и физик, иностранный член-корреспондент (1802) и иностранный почетный член (1824) Петербургской АН.



4. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела.
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела. 5. Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук! 5 мин

Я объявляю 1 конкурс « Визитка» СЛАЙД 10

Наш класс поделился на 3 команды. Представьте девизы и эмблемы жюри и гостям. За эмблемы: лучшая- 3 балла, на втором месте-2балла, за третье место-1 балл, также ставим баллы за лучший девиз.

1 команда «Плюс»
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВМ играть.

2 команда «Минус»
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

3 команда « 2×2 »

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.

-Молодцы, спасибо! 2мин

2 конкурс – Разминка. СЛАЙД 11

Каждой команде по очереди я задаю вопросы, на которые надо ответить. Выкрикивать не надо. За каждый правильный ответ – жетон. Считаем жетоны-сообщаем жюри. Сколько жетонов столько баллов.

1.Как называются числа при умножении? (1 множитель,2 множитель, произведение)

2.Как называются компоненты при делении?( Делимое, делитель, частное)

3. Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

1.Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

2.Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

3.Из какой посуды не едят? (Из пустой)

1. Наименьшее четырёхзначное число. (1000)

2. Наибольшее трёхзначное число. (100)

3.Наименьшее шестизначное число. (1000000)

1. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)

2. Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

3. Сколько концов  у десяти палок?(20)

1. Математическое задание, содержащее условие и вопрос. (Задача)

2. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)

3. Фигура, ограниченная окружностью.(Круг)

1. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

2.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

3. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

1. Сколько гласных букв в русском алфавите?(10)

2.Сколько слогов в слове происшествие? (5)

3. Сколько согласных букв в русском алфавите?(21)

1.Название 3 класса. (Миллионы)

2.Единицы 3 разряда.( Сотни)

3.Число в котором 100 десятков. (1000)

1.Сотня лет. (Век)

2.Наименьшая единица времени. (Секунда)

3. « Образцовое» средство измерения длины? (Метр)

1.Какое число приказывает? (Три)

2. На что похожа половина яблока? ( на вторую половину).

3.Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

-Молодцы, спасибо! Победила команда… 5мин

Объявляю 3 конкурс «Найдите лишний квадрат» СЛАЙД 12

Проследить за изменениями чисел и найти квадрат, в котором изменение не такое, как в других. Объяснение написать и жюри передать. 2 мин


2

54

6

16


4

13

7

10


3

81

9

27


5

135

15

45



А теперь передышка мы побываем «В стране чисел» СЛАЙД13

Выступление детей.

- 1.Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Первобытные люди не знали счета. Учиться считать требовала жизнь. Охотились наши предки большими группами иногда всем племенем, на крупных зверей. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх с рогатинами - с другой стороны берлоги, по три - с одной стороны и с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как название чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древней Руси буква «а» обозначала единицу, «б» - два и т.д.

Однако буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа. В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначало «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду. Пифагор считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. СЛАЙД 14. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6 Таким свойством не обладает ни одно другое число. Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счёта распространялась затем по Европе, а цифры получили названия арабских. Но правильнее их называть всё-таки индийскими.

Человек живет в мире чисел. Ребенок появился на свет, и с ним появляется его дата рождения. У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число.

А порой жизнь наша зависит от чисел. 7 лет- пора идти в школу, 14-пора получать паспорт, 18- иметь право голосовать на выборах, 55 или 60- имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Числа радуют, огорчают. От «2» или «5» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?! 7 мин

- Отлично передохнули следующий 4 конкурс «Ты – мне, я – тебе» СЛАЙД 15

- Дома вам нужно было подготовить пословицы и поговорки, содержащие различные числа. (Команды по очереди называют пословицы и поговорки). Та команда, которая выбывает первой получает 1 балл, второй 2 балла, третьей-3 балла

Семеро с ложкой - один с сошкой.

Лук - от семи недуг.

За семью морями

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

Семи пядей во лбу.

Седьмая вода на киселе.

До седьмого пота.

Семь вёрст до небес.

За семь вёрст киселя хлебать.

Ты ему слово, а он тебе десять.

На седьмом небе.

Семеро одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

Семь раз отмерь – один отрежь

Один пашет, а семеро руками машут.

Одна нога тут, другая – там.

Первый блин комом.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Старый друг лучше новых двух.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Трус умирает сто раз, а герой – один раз.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

-Молодцы, спасибо! Кто победил! Спросим у жюри: 2мин

5 конкурс «Конкурс капитанов» » СЛАЙД 16 Капитаны получите задание:

1 капитан 

  1. К 1000 прибавить 40, прибавить 1000, прибавить 1000, прибавить 30, прибавить 1000, вычесть 10, прибавить 40.Какое число получится? ОТВЕТ:

  2. 70 х 80 +60=                                                          

( 620 – 170):9=

810: 10+19 =                              

36+60:4 х 2+34=

3. 2674…..2000+600+40+7

4.За 20 сек заяц пробежал 60м. Сколько метров он успеет пробежать за1минуту? ОТВЕТ:

2 капитан

1. К 1000 прибавить 40, прибавить 1000, прибавить 1000, прибавить 30, прибавить 1000, вычесть 10, прибавить 40.Какое число получится?

ОТВЕТ:

  2. ( 930 -210) : 8=                             

640 : 10 + 36= 

60 х70+ 80=

42+54:3 х2-18=

3. 5000+800+90+3…..5839

4. За 20 сек заяц пробежал 60м. Сколько метров он успеет

пробежать за 1 минуту? ОТВЕТ:

3 капитан

  1. К 1000 прибавить 40, прибавить 1000, прибавить 1000, прибавить 30, прибавить 1000, вычесть 10, прибавить 40.Какое число получится?

ОТВЕТ:

2. (910-190):9=

60 х90+70=

560:10+44=

36+60:4 х 2+34=

3. 5000+400+20+6…..5246

4. За 20 сек заяц пробежал 60м. Сколько метров он успеет

пробежать за 1 минуту? ОТВЕТ:

Пока капитаны выполняют задание, чтобы не скучать прошу команды подняться в гору и спуститься с горы. Результаты сдать жюри.

В рамках 5 конкурса:  « В гору, с горы» СЛАЙД 17

Прошу и команды поработать.

Чтобы взобраться на гору, нужно  числа группы А расположить в порядке возрастания, а числа группы Б в порядке убывания, чтобы спустится с горы.

А) 111, 62250, 4362, 552678, 67823000, 503, 1678, 88.

Б) 535, 42758, 78, 2305604, 918, 2680, 184299,235.

Пока жюри подведет итоги. 3мин.

6.Приглашаем вас на переменку СЛАЙД 18 и предлагаем вашему вниманию сценку «Устный счет»

Действующие лица: учитель и ученик Петров

Учитель: «Петров, сколько будет: четыре разделить на два?»

Ученик: «А что делить, Михаил Иванович?»

Учитель: «Ну, допустим, четыре яблока».

Ученик: «А между кем?»

Учитель: «Ну, пусть, между тобой и Сидоровым».

Ученик: «Тогда три мне и одно Сидорову».

Учитель: «Почему это?»

Ученик: «Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.»

Учитель: «А сливу он тебе не должен?»

Ученик: «Нет, сливу не должен».

Учитель: «Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?»

Ученик: «Четыре. И все Сидорову».

Учитель: «Почему четыре?»

Ученик: «Потому что я сливы не люблю».

Учитель: «Опять неправильно».

Ученик: «А сколько правильно?»

Учитель: «А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

-Спасибо, ребята! 2мин

6.Задание « Сообрази» СЛАЙД 19-20

Измени положение одной палочки так, чтобы равенство стало верным. VIII – III =X

VII + III=X -1 СПОСОБ

VIII + II=X – 2 СПОСОБ 1 мин

7.Следующий конкурс называется «Весёлые мастера». СЛАЙД 21

-Ваша задача за 30 секунд запомнить изображение. А затем собрать и наклеить на лист бумаги. СЛАЙД 22

3 мин

-Молодцы, победила команда….

8.Итак, внимание!
Последнее задание.
Вы задание решите,
Нас знаниями своими поразите!

Икс-тест для команд СЛАЙД 23 Капитан задание читает –команда тихо отвечает.

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная; +

г) любая.

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными; +

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни. +

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский; +

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

а) стоп;

б) слабо;

в) скорость;

г) площадь. +

6. Сколько букв в латинском алфавите?

а) 33;  

б) 23;

в) 26; +

г) 10. 2мин

9.Подведение итогов

Учитель: Вот и закончилась игра.
Итоги подводить пора. СЛАЙД 24

-Сегодня мы постарались доказать, что человек живет в мире чисел. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел. А мы не можем жить без песен, книг. Значит, не можем жить без математики.

А теперь заключительная песня:

(Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход”)

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки.
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!

-Молодцы! Слушаем жюри: вручение грамот.

Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к «математике царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться  с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.

СЛАЙД 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

















Литература:

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы – М.: ВАКО, 2008.

  2. Лавриненко Т.А.. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

  3. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  4. С. М. Курганский. Путешествие на планету знаний. - М. : « 5 за знания», 2006г.

Использованные источники:

1.http://spishy.ru.com/index.php?option=com_content&id=379&limit=1&limitstart=159&
2.http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-1516

3.http://festival.1september.ru/articles/561207/

4.http://www.forumchata.ru/scenary/93-shkolnyj-prazdnik/1424-shkolnaja-scenka-ustnyj-schet.html

5.http://muztune.com/

6.http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii

7.http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole

8.http://b-track.ru/song/162875/А-Мега/Дождливым-вечером




















9.СЛАЙД 27 Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа была 1000?

Ответ: надо провести линию, делящую число пополам по горизонтали.


Пока жюри обсудит у нас игра на внимание СЛАЙД 22

следующий 4 конкурс «Крылатые слова» СЛАЙД 15

Объяснить, как понимаете следующие крылатые слова и выражения:

- от горшка два вершка (маленький, очень низкого роста);

- стричь под одну гребенку ( уравнять всех);

- наврать с три короба (много);

- пятое колесо в телеге (лишнее, ненужное);

- семимильными шагами (очень быстро);

- ставить на одну доску (приравнять к кому-то);

- как дважды два ( очень просто);

- с пятого на десятое (бессвязно, непоследовательно);

- уплетать за обе щёки (есть быстро, с аппетитом).

6 Задание- шифровка СЛАЙД 16

На карточке шифровка - разгадав, передай жюри, затем- скажи всем. СЛАЙД 17

1)9,1,5,1,25,10

2)18,6,26,1,20,30

3)21,14,

4)18,1,9,3,10,3,1,20,30

(1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М,

15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я).

(Задачи решать - ум развивать.)

7. Выходят по одному участнику от команды, чья команда выиграет, тот и ставит свой знак.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово «три»

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри…

Рыбёшек мелких увидали

И не одну, а целых (три) (две)

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду «Раз, два, … (марш!)

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … (пять)

Недавно поезд на вокзал

Мне три часа пришлось прождать

Но что ж вы приз, друзья, не брали.

Когда была возможность брать.

Итак, жюри объявляет итоги предыдущего конкурса.

11. Ребус Найди в слове число СЛАЙД 24

-А теперь задания для команд. На листе за 1 минуту написать слова, в которых присутствуют числа 3 – для 1 команды,

100 – для 2 команды, 7 или 5- для 3 команды.

(Трико, сотри, трилогия, Патриция, триллион, штрих, тритон.

Стол, стог, столовая, застолье, стон, столица, столб, стоматолог, столяр, постовой, расстояние. Семья, восемь опять пятница, пятьсот)подвал, родинка

Молодцы!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!