1. Подведение к цели урока. | Эмоциональная. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Ребята, послушайте отрывок стихотворения, о чем он: Входим мы через ворота И встречаем бегемота. Толстый серый бегемот Широко разинул рот, Напоследок нам зевнул И в пруду своём заснул. А смешные обезьянки Разыгрались спозаранку. Скачут весело по клетке И едят свои конфетки. Быстрый тигр и сильный лев Из зверей страшнее всех. Но не бойтесь их, ребята, Были и они котята. Вот огромный зверь стоит, Длинным хоботом трубит. Он спокоен и умён, Догадались – это слон. Толстый мишка неуклюжий Очень любит мёд на ужин. И рычит он, и ревёт, Потому что хочет мёд. Ловкий заяц – ножки быстры, Длинноухий и пушистый, Травку мягкую жуёт, Нас знакомиться зовёт. В клетке хитрая лиса: Пышный хвост, блестят глаза, Не страшась, глядит на нас, Ждёт нас в гости ещё раз. (Зоопарк) - Верно, это зоопарк. Вы любите ходить в зоопарк? (Ответы учащихся). - Каких животных вы любите? Почему? - Сегодня на уроке мы сделаем свой собственный зоопарк. А как вы думаете, из чего мы будем его делать? (Высказывают свои предположения). - Правильно, конечно же, из бумаги. На прошлых занятиях мы познакомились с новой волшебной техникой, которая работает с бумагой, как она называется? (Бумагопластика). - Бумажная пластика — это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него за считанные минуты выразительные образы: цветы, птиц, животных (слайд 1). Итак, ребята, сегодня на уроке вы должны оживить лист бумаги с помощью приемов бумагопластики. | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы |
2.Освоение нового материала | Беседа, направленная на актуализацию опорных знаний. | - Прежде чем приступить к работе, вспомним, какие приемы бумагопластики вам знакомы. - Какие материалы, инструменты и приспособления используют при работе с техникой бумагопластики? - Верно. При помощи таких несложных средств, как бумага, ножницы и клей, можно создать великолепные объемные произведения (слайд 2-3). Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые, эти изделия – являются, как бы оболочкой предмета который изображается. | Рассматривают репродукции картин художников на слайдах, анализируют их, слушают учителя, отвечают на вопросы, | Фрорнтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
| - Сегодня на уроке нам предстоит сделать свой собственный зоопарк. А какие животные будут в зоопарке, вы узнаете, отгадав загадки (слайд 4-6): В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука - во лбу Так похожа на трубу!(Слон) Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.(Медведь) У него хороший слух, Но когда токует, - глух! Можно даже, говорят, Взять руками… (Глухаря) - Молодцы, ребята. Рассмотрим этих животных. Посмотрите, на слайд (слайд 7). Какие разные бывают слоны! Какие особенности строения тела им характерны? - Слоны – самые крупные сухопутные млекопитающие (слайд 8). У этих млекопитающих крупное бочковидное тело, характерное строение позвоночника и вогнутая спина. Тяжелую голову и громадное туловище подпирают четыре колонноподобные ноги. У всех слонов крупные висящие уши. Через сеть кровеносных сосудов в ушах из тела отводится избыточное тепло, что помогает слонам не перегреваться в жарких и влажных ареалах. Самая выдающаяся часть тела у слона – хобот. Это длинное продолжение верхней губы и носа, которые срослись между собой. Хобот – очень сильный и гибкий орган. Слоны используют его для самых разных целей, например, чтобы поднимать тяжелые бревна или срывать листья с высоких ветвей. С его помощью они также обдают себя водой или пылью. Еще один отличительный признак слонов – крупные изогнутые бивни, представляющие собой удлиненные резцы. У самцов они длиннее и толще, чем у самок. Чтобы поддерживать силы, слоны много едят. Своим сильным хоботом слоны наклоняют ветви и с помощью отростков на его конце ловко срывают листву. Эти животные питаются самой разнообразной растительной пищей, начиная с коры и ветвей и заканчивая травой, листьями, молодыми побегами, а лесные слоны – иногда и фруктами. - Следующее животное, которое будет жить в нашем зоопарке – медведь. Какие виды этого зверя вы знаете? (Ответы детей). - (слайд 9) Зачастую представители медвежьих едят самую разную пищу, в огромных количествах поглощая ягоды, орехи, почки, листья и клубни. При случае они питаются мясом, рыбой и другой животной пищей. Чаще всего медведи живут рядом с водой – она нужна им для питья и охоты на рыбу, моллюсков и ракообразных. На севере многие медведи в холодные месяцы впадают в спячку, наступление которой зависит от того, суровая ли выдалась зима и есть ли пища. Как правило, животное залегает в пещере или между корней дерева. У медведей понижается температура тела и замедляется биение сердца, чтобы энергии хватило до прихода весны, когда еды станет больше. Бурые медведи – иноходцы, т.е. опираются (переваливаются) с передних лап на задние, а также из стороны в сторону, чтобы удержать равновесие. При этом создаётся ощущение, что животное косолапит. При этом млекопитающие, которые в осенний период накопили достаточное количество жира (перед зимней спячкой), косолапят значительно сильнее. - Последнее животное, которое поселится в зоопарке – глухарь. Вы видели когда-нибудь глухаря? (Ответы детей) - (слайд 10) Глухарь обитает практически по всей территории России. Глухарь имеет очень красивое оперение. Самцы носят более яркий окрас, чем самки. Спинка у них черно-серого цвета со светлыми крапинками, грудь зеленоватого цвета с металлическим оттенком. Цвет крыльев серый. Кроме того, к весне у них набухают брови, которые на время тока окрашиваются в красный цвет. Питается только растительной пищей и насекомыми. В их летнем рационе преобладают трава, цветы, ягоды, листья деревьев, жуки, кузнечики и др. насекомые. Глухарь не часто использует свои крылья по назначению – летает он редко. А если и полетит куда-нибудь, то как правило, поднимается не выше деревьев. Зимой глухари собираются в небольшие стайки. Основу питания этих птиц зимой составляет хвоя ели и сосны. Если температура сравнительно высокая, то значительную часть времени они проводят на деревьях. В сильные морозы они прячутся в снег, в который они камнем падают с деревьев. - Вы познакомились с представителями зоопарка. Сейчас каждый выберет то животное, которое он будет делать для зоопарка. | Рассматривают слайды, анализируют их, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
3. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места. - Итак, проверим, как организовано ваше рабочее место. На партах должны лежать (слайд 11): плотная бумага, карандаш, клей, линейка, резак, ножницы. | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовывать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. | Организация рабочего места. |
Указание к практической работе. | - Перед вами развертки животных. Рассмотрим их внимательно. Фигурка медведя из цельного листа прямоугольной формы. Два дугообразных надреза с лицевой стороны и два надреза меньшего радиуса с обратной стороны листа позволяют задать характер мощной фигуры зверя. Посмотрите, как я сделала этого зверя. Ребро жесткости, образующееся при сгибе загривка с переходом в лапы, определяют одновременно сильный плечевой пояс и косолапые ноги медведя. Подобная конструкция задней части также формирует как хвост, так и задние лапы зверя. До того, как склеить фигурку медведя в брюшной части, необходимо проработать детали: морду, щетину нижней челюсти, глаза при помощи пробойника малого диаметра, шила или карандаша, уши. Все это создает образ медведя и определяет его характер. Перед вами развертка слона. Основой этой фигуры является простейшая прямоугольная развертка, сворачиваемая в цилиндр, и несколько сложной конструкции голова. Выкройку туловища согните с помощью линейки или через край стола. До сгибания проведите все линии надрезов и просечек, как указано на рисунке. Готовую выкройку склейте, ногам придайте объем с помощью легкого подгиба. Хвост сделайте коротким и прямым. Хобот составляет единое целое с головой. Приклейте ее не произвольно, а учитывая наиболее выразительный ракурс. В основе выкройки глухаря лежит треугольник. Конструктивный прием – двухсторонний дугообразный надрез. Тонкой сплошной линией показан надрез с лицевой стороны, штриховкой – надрез с обратной стороны. Хвост птицы декорируйте отверстиями, сделанными с помощью пробойника. Или придумайте свой узор. Глаза птицы с одной стороны просеките в виде скобки, с другой стороны сделайте надрез. Образовавшееся веко отогните наружу. С помощью ножниц выполните просечки в бороде глухаря. Я приготовила для вас выкройки, обведите их с помощью карандаша и наметьте все линии. | Слушают учителя, рассматривают развертки животных. | Фронтальная | Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устные ответы |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. | Соблюдают гигиенические нормы, осваивают приемы бумагопластики, контролируют качество выполняемой работы, выполняют объемно-пространственную композицию. | Индивидуальная | Регулятивные: при выполнении практической работы следуют указаниям учителя. Личностные: имеют желание работать, понимать значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и выполнения выразительного рисунка. | Выполнение объемно пространственной композиции. |
4. Итог урока. Рефлексия деятельности. | Выставка работ учащихся. Оценивание результатов работы | - Ребята, посмотрите, какой замечательный зоопарк у нас получился. А почему? - Что было для вас самым трудным? - Какая часть работы понравилась? - У кого животное получилось более выразительное? Кто сумел передать конструктивные особенности зверя? - Почему? - Чему мы должны были сегодня научиться? | Рассматривают выполненные изделия, анализируют работы, оценивают рисунки. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. |