После того, как мы с вами ещё раз повторили основные декоративные элементы русской избы, их наличие, давайте поговорим об их разновидностях, какие они бывают. И чуть более – подробнее остановимся на символике и узорах в резных элементах. Как вы уже знаете, каждый ярус украшался по определённым правилам. -Как вы думаете, что обознала крыша? Крыша, как небесный свод. Редкая изба в деревне, и по сей день, не украшена хотя бы простым коньком. Охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. В скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования. Подобное отношение к верхней части жилища, в принципе, распространено среди европейских народов. У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек». Кони – охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры. Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской и Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом, возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок, смотрящих врозь, либо обращенных друг к другу. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии. В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. Данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа. Затейливая резьба присутствовала на кровле и в декоре деревянного дымохода. Конек, сорока (это шпонка – стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень) и дымник – все три элемента на фоне неба смотрелись очень красиво. Широко распространены изображения «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину причелин, что придает им дополнительную декоративность. Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки. -Что по вашему они обозначают? Они символизирующие дождевые капли. Наиболее интересны причелины домов Нижегородской губернии, украшенные рельефными изображениями львов, сиринов, русалок. В Верхнем Поволжье их обычно покрывали каймой из неглубоких зубчатых порезок. Северные причелины представляли собой узкие длинные доски со сквозными равномерно чередующимися круглыми отверстиями. В средней полосе России с середины прошлого века до наших дней причелины часто декорируют накладным геометрическим или растительным узором. А чем же украшалось полотенце? Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (Колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля (ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек) Одним из традиционных украшений крестьянского дома была узорная лобовая доска, которая отделяла сруб от фронтона. Бывало, что растительный узор шел непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно четко намечался композиционный центр, по сторонам от него размещались львы, русалки и сирины. Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать – центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы. Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Восходящее и заходящее солнце. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Деревянные ставни на окна в русских избах и домах устанавливались с незапамятных времён. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Для дополнительного украшения и защиты от внешней среды ставни обязательно окрашивались. Наиболее популярны были белые ставни или сочетание белого и синего. Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и здоровьем и поэтому придает дому приятную для глаз цветовую гамму. И последнее, о каком внешнем убранстве мы поговорим, это о балконах и крылечках русской избы. Они чаще всего украшались резными балясинами. Также где присутствовали открытые лестницы, у них делались перила, состоявшие из бруса, поддерживаемого рядами столбиков, поставленных на ступени. Эти столбики, или балясины, были точеные или столярной работы и украшались резьбой. Иногда вместо баляс устраивали частые решетки. |