СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России на рубеже 19-20 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России на рубеже 19-20 века»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.19. Внешняя политика России на рубеже XIX-XX веков.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 8

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 13

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны на сферы политического влияния, были созданы колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира.

Данное занятие позволит познакомиться с основными этапами развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв., рассмотреть «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи, познакомится с основными моментами русской-японской войны, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.»

Студенты письменно отвечают на 8 вопросов

Прочтите отрывок из сочинения современника и выполните задание 1

В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме, о незнакомке…

Помощники присяжных поверенных в безукоризненных визитках от Делоса стали писать стихи и почитывать их томным голосом на именинах за кулебяками; зубные врачи вешали у себя в приёмной портреты артистов с цитатами из ибсеновских пьес; доктора рассеянно выслушивали больных, но могли часами спорить о постановке андреевской «Жизни человека»…

Московские купцы скупали всякую живописную дрянь, выставленную у Данциро или Аванцо, на Кузнецком. В «Кружке» на Дмитровке ежедневно устраивались лекции, литературные «суды» над героями романов, вечера поэзии и…

Молодые актёры из глубокой провинции держали экзамен на статистов при Московском Художественном театре и по страшнейшему отбору из пятисот человек допускались в количестве приблизительно пяти к конкурсу. Из них брали двух-трёх. В театре они годами изображали толпу. И это считалось за счастье и называлось: «Попасть в Художественный театр». Пакгаузы этого театра были битком набиты «талантами»… Запас был лет на десять!

1. Укажите десятилетие, когда происходило описанное в отрывке событие. Под каким названием вошел в мировую историю этот период?

2. Укажите имя художника и название картины

3. Какой русский оперный певец, известный на весь мир, впервые исполнил композицию «Вдоль по Питерской…»?

4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя в приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите номер нужного элемента.

Автор

Произведение

Направление

А ____________

Б________________

Балет

П.А. Федотов

В________________

Г__________________

Д__________________

Е_________________

Наука

Н.И. Склифосовский

Ж_________________

З__________________

И__________________

«Мне нравится, что Вы больны не мной…»

К__________________

Пропущенные элементы:

1. Анкор, еще, Анкор

2. П.И. Чайковский

3. Живопись

4. Лебединое озеро

5. Периодический закон химических элементов

6. Д.И. Менделеев

7. Хирург-новатор

8. Медицина

9. Поэзия

10. М.И. Цветаева




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы с вами познакомимся с основными этапами развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв., рассмотрим «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи, познакомимся с основными моментами русской-японской войны.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте попробуем вспомнить следующие понятия:

  • Что означает термин колония?

(Колония - это страна, лишенная независимости, которую контролирует другая, более могущественная держава)

  • Что означает термин экспансия?

(Экспа́нсия -территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры).

Слово преподавателя

Объяснение нового материала начинается с основных направлений внешней политики России в начале ХХ-го века. По возможности, обучающиеся самостоятельно выделяют направления внешней политики на основе пройденных тем:

Основные направления внешней политики России в начале ХХ-го века:

  • Западное – отношения с европейскими странами, соперничество с Англией за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией – за влияние на Балканах;

  • Южное – борьба за черноморские проливы, укрепление экономического и политического влияния в Азии;

  • Дальневосточное – отношения с Китаем и Японией.

Преподаватель: Николай II в первые годы правления старался добиться стабильности во всех регионах. В 1899 году на международной конференции в Гааге Николай II выступил с предложением о сокращении вооружения стран. Его не поддержали Германия и ее союзники Австро-Венгрия и Италия. Но был принят запрет использования удушающих и отравляющих снарядов. Был создан Гаагский международный суд для решения международных конфликтов.

Германия развернула на Ближнем Востоке мощную экспансию. В Иране было равновесие: Россия контролировала северные области, Англия – южные.

У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических интересов - «большая азиатская программа». В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.

Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В 1897 году между Россией и Китаем был подписан договор об аренде части Ляодунского полуострова с портом Порт-Артур.

В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.

В 1900-м году Россия ввела свои войска в Маньчжурию (область Китая) для подавления восстания. Через ее территории проходила российская ж/д дорога до Порт-Артура. Опираясь на контроль над Маньчжурией, Россия хотела подчинить себе Корею.

Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания «Великой Японии», начав захватнические действия в Китае и Корее.

В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны. Вскоре Витте был отправлен в отставку.

В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии - зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война. (Работа с картой Русско-японская война 1904-1905г.г.)

Запись в тетради: 1904-1905 гг. русско-японская война.

Соотношение сил и цели сторон в войне

И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.

- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?

Задание. Прочитайте отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил. (работа с историческим документом (раздаточный материал)).

Внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К. Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»

Как вы понимаете слова Плеве?

Просмотр видеофрагмента Л. Парфёнова «Русско-японская война.

Работая над основными событиями, обучающиеся параллельно составляют таблицу «Ход военных действий».

В итоге работы по этапам военных действий должна получиться следующая таблица: «Ход военных действий»

27 января 1904 г.

Атака порт-артурской эскадры японскими миноносца­ми причинила тяжелые повреждения двум русским броненосцам и одному крейсеру и тем обеспечила Япо­нии превосходство на море. Гибель «Варяга».

Апрель 1904 г.

Японцы беспрепятственно высадились в Корее, форси­ровали р. Ялу и вступили в Манчжурию.

Май 1904 г.

Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт-Артура.

Август 1904 г.

Многодневное генеральное сражение под Ляодуном, которое окончилось отступлением русской армии.

Сентябрь - октябрь 1904 г.

Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в насту­пление, но в кровавой битве на р. Шахэ русская армия была остановлена японцами, понеся большие потери.

Октябрь 1904 г.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием адмирала Рождественско­го), направляясь на Дальний Восток.

Ноябрь - декабрь 1904 г.

Осажденный Порт-Артур геройски защищается.

2 декабря 1904 г.

Убит генерал Кондратенко, бывший душою обороны Порт-Артура.

19 декабря 1904 г.

Командующий русскими войсками генерал Стессель сдал крепость японцам, вследствие чего японская осад­ная армия могла быть переброшена на Маньчжурский фронт.

Февраль 1905 г.

В многодневном бою под Мукденом русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить на север.

Май 1905 г.

Эскадра генерала Рождественского пришла в воды Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусим­ском проливе была уничтожена японским флотом.

Май 1905 г.

Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество.

Июль 1905 г.

Портсмутская конференция

23 августа 1905 г.

Портсмутский мирный договор.


Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией».

Задание:

  1. Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

  2. Чего лишилась Россия в результате этой войны?

  3. Итоги войны записать в тетрадь.


Итоги русско-японской войны 1904-1905 г.г.

Преподаватель: Таким образом, смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожаев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного устройства империи была осознана большей частью российского общества.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

  1. Назовите основные направления внешней политики России в начале ХХ-го века.

  2. Укажите дату начала и окончания русско-японской войны.

  3. Назовите основные причины русско-японской войны.

  4. Опираясь на исторический документ (Портсмутский мирный договор), подведите итоги войны.



Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Работа с конспектом лекции



Приложение 4

Отрывки из воспоминаний политических современников

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)



«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».



Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и мо­ральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после пер­вых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противни­ком, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовер­шенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на непра­вильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю».







Приложение 5

МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ

Портсмут, 23 августа 1905 г.

Статья III.

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, со­гласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему дого­вору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войска­ми или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории...

Статья V.

Российское императорское правительство уступает императорскому японс­кому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, I [реимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, И уступает равным образом императорскому японскому правительству все обще­ственные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда…

Статья VI.

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правитель­ства, железную дорогу между Чан-чун (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуще­ством в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местно­сти, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья IX.

Российское императорское правительство уступает императорскому японс­кому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооруже­ния и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории...






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!