Тема урока: «Внешняя политика России в 1725–1762 гг.»
Цель урока: познакомить учащихся с основными направления внешней политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: Речь Посполитая
Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, выстраивать хронологию войн, опираясь на историческую карту, характеризовать события Семилетней войны
Личностные: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, иллюстрации учебника.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Важнейшие даты (на доске):
1735-1739 гг. – война с Турцией и Крымом;
1741-1743 гг. – русско-шведская война;
1756-1763 гг. – Семилетняя война
Просмотр содержимого документа
««Внешняя политика России в 1725–1762 гг.»»
Технологическая карта урока
Тема урока: «Внешняя политика России в 1725–1762 гг.»
Цель урока: познакомить учащихся с основными направления внешней политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: Речь Посполитая
Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, выстраивать хронологию войн, опираясь на историческую карту, характеризовать события Семилетней войны
Личностные: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, иллюстрации учебника.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Важнейшие даты (на доске):
1735-1739 гг. – война с Турцией и Крымом;
1741-1743 гг. – русско-шведская война;
1756-1763 гг. – Семилетняя война
1758 г. – сражение при Цорндорфе
Август 1758 г. – сражение при Кунерсдорфе
Сентябрь 1760 г. – взятие русскими Берлина
1761 г. – захват войсками Румянцева П.А. Кольберга.
Выдающиеся личности: Б.Х. Миних, А.П. Бестужев – Рюмин, Фридрих Великий, П.С. Салтыков.
Оборудование урока: карта Россия в XVIII веке, атласы на каждую парту, настенная карта «Россия в XVIII в».
Ход урока:
| Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
I | Организационный | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
II | Мотивационно - целевой | 1. Чтение эпиграфа (Приложение 1). На экране появляются портреты русских монархов эпохи дворцовых переворотов 2. Вопрос к классу (3 мин.) – Как связаны портреты этих правителей с темой нашего урока? В 20 годах XVIII века продолжалось ослабление Османской империи, что способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю. Россия вмешивалась во внутренние дела Польши, с целью обеспечить воссоединение украинских и белорусских земель с Россией. Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике. Необходимо доказать, что внешняя политика России сохранила после смерти Петра I свою прежнюю направленность. Тема: «Внешняя политика России в 1725–1762 гг.» План урока: Главные направления внешней политики России после смерти Петра I. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Семилетняя война Итоги внешней политики России Подумайте на какие вопросы мы должны ответить чтобы подробно разобраться в теме сегодняшнего урока? Проблемный вопрос: | Формулируют ответы За период с 1725 г по 1762 г. было пять дворцовых переворотов. Именно эти государственные деятели проводили внешнюю политику после смерти Петра Записывают тему и план урока в тетради Формулируют вопросы |
III | Актуализация знаний | – Но прежде чем начать изучение новой темы вы выполните задание на повторение. У вас на столах лежат рабочие тетради. Выполните задания. (На выполнение и проверку – 5 минут.) 1. Подумайте, что могут означать эти цифры, и соотнесите их с именами монархов. 1. Петр I 2. Елизавета Петровна 3. Анна Иоанновна 4. Екатерина II | а) 34 б) 43 в) 20 г) 10 | Ответы: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а. 2. Впишите даты и события: Дата | Сражение | 1695-1696 гг. 1711 гг. 1700-1721 гг. | Азовские походы Прутский поход Петра I Северная война | 3. В результате Северной войны Россия (обведите нужную цифру): 1. Завоевала выход в Балтийское море. 2. Лишилась часть своей северной территории. 3. Укрепила свое международное положение. 4. Потеряла свою независимость. 4. Заполнить таблицу на доске Император | Реформы управления | Вольности дворянства | Крестьяне | Предпринимательство | Екатерина I (1725-1727) | | | | | Пётр II (1727-1730) | | | | | Анна Иоанновна (1730 -1740) | | | | | Елизавета Петровна (1741-1761 | | | | | Пётр IIIФёдорович (1761-1762) | | | | | Проверка задания. 5. Фронтальный опрос 1. Когда был образован Верховный тайный совет, каковы его полномочия, кто в него входил? 2.Что такое бироновщина? 3.Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол? 4.Дайте характеристику политическим взглядам и стремлениям дворянства. -Каковы были итоги Северной войны? 5. Тестирование. Проверка задания. На доске слайд с ответами. Главными внешнеполитическими задачами России в середине XVIIIв. Являлись: на западе – укрепление позиций на Балтике, на юге – защита от Крымского ханства и борьба за выход к Черному морю, на востоке – присоединение новых земель. | Выполняют задание Россия получила выход в Балтийское море, став таким образом морской державой. Она получила Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию. Ученики самостоятельно выставляют друг другу отметки (обмениваются тетрадями с соседом по парте). |
IV | Работа по теме урока | Попытаемся исследовать основные направления внешней политики России. Какие же это направления? Разделимся на группы и, работая с текстом учебника и картами в атласе, предоставим результаты своей работы. Первая творческая группа – изучает основные направления внешней политики и заполняет таблицу “Положение в Речи Посполитой в 1733 – 1735 годах”, дает оценку деятельности командующим русской армией в Семилетней войне: C. Ф. Апраксину П. А. Румянцеву В. В. Фермору. Кандидат на престол | Кто поддерживал | Станислав Лещинский | | Сын Августа II | | Вторая творческая группа – анализирует причины, ход и итоги русско – турецкой войны 1735 – 1739 годов и отвечает на следующие вопросы: Кто командовал русскими войсками во время русско – турецкой войны? Назовите основные итоги русско – турецкой войны. Третья творческая группа – характеризует и анализирует причины, ход и итоги русско – шведской войны 1741 – 1743 годов и отвечает на вопросы: Что получила Россия после русско – шведской войны по условиям Абосского мира? Что ускорило вхождение казахских земель в состав России? Четвертая творческая группа – характеризует и анализирует ход и итоги Семилетней войны и отвечает на вопросы: Какие страны входили в противоборствующие коалиции, сложившиеся в Европе в 1756 – 1757 годах (Пруссия, Россия)? Какие цели преследовала Россия в войне? Заполняют таблицу Участие России в Семилетней войне Дата | Событие | Июль 1757 г. | Россия вступает в войну с Пруссией | | Сражение под Гросс – Егерсдорфом | | Сражение под Цорндорфом | 1759 г. | | Сентябрь 1760 г. | | | Взятие крепости Кольберг | 1762 г. | | Пятая творческая группа – анализирует дополнительный материал: “Одним из главных сражений в этой войне стало сражение у деревни Кунерсдорф (1759 год), где Фридрих II (48 тысяч) встретился с почти 60 – тысячным русско – австрийскими войсками. Руководил сражением Салтыков, и все военные таланты прусского короля оказались бессильны: он был разбит наголову. Фридрих сам еле избежал плена и был близок к самоубийству. В следующие два года Пруссия оказалась на грани катастрофы, но…”. Группа отвечает на вопросы: Кто руководил русскими войсками в сражение при Кунерсдорфе? Какие знаменитые сражения Семилетней войны можно выделить? Предположите итог Семилетней войны (вспомните характеристику Петра III и его отношение к прусскому королю). | Работают в группах выполняют задания |
VI | Подведение итогов | Мы рассмотрели и исследовали основные направления вешней политики России, теперь ребята предоставят итоги проделанной работы. Представитель каждой из групп выходит к доске и, используя мультимедийную презентацию, знакомит остальных учащихся с итогами работы группы. Ученики составляют записи в тетрадях по теме. Как вы считаете, сохранила ли внешняя политика Россия после смерти Петра I свою прежнюю направленность? (свой ответ обоснуйте). -В целом, внешняя политика России сохранила прежнюю направленность. Почему русско–турецкие отношения стали основным направлением внешней политики? -Россия не получила выхода к Черному морю, не имела права иметь крепости и флот в Азовском море. Чем закончилась Семилетняя война для России? -После смерти Елизаветы Петровны Петр III прекратил военные действия и заключил союз с Фридрихом II. Подведение итогов урока Выставление оценок за урок (комментировать) | Слушают учителя Отвечают на вопросы |
VII | Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие умения и навыки отрабатывали? - С какими новыми терминами познакомились? - Что понравилось и что не понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы |
VIII | Домашнее задание | Параграф №23, вопросы к параграфу и к документу (стр. 69) | Записывают в дневники домашнее задание |