СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России в 1880-90-е г.г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История. Издательство ДРОФА.  

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России в 1880-90-е г.г.»

Внешняя политика в 1880-е – начале 1890-х гг.


Планируемые результаты

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать внешнюю политику Александра III, выявить причины ослабления российского влияния на Балканах; сравнить с внешней политикой предшествующего периода.

Метапредметные: учащиеся смогут сравнить внешнюю политику Александра II и Александра III, проанализировать причины осложнения российско-германских от ношений и формирования российско-французского союза.
Личностные: формирование уважения к отечествен ной истории, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

I. Мотивационный этап.

Эпиграф урока:

Не надо заносчивых слов,

Не надо хвальбы неуместной.

Пред строем опасных врагов

Сомкнёмся спокойно и тесно.

Не надо обманчивых грез,

Не надо красивых утопий;

Но Рок подымает вопрос:

Мы кто в этой старой Европе?..

…И что же! священный союз

Ты видишь, надменный германец?

Не с нами ль свободный француз,

Не с нами ль свободный британец?..

…Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

В. Брюсов

Вопрос: Может ли кто-то, исходя из этих строк, сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Учащиеся формулируют тему)

Для изучения внешней политики у нас с вами есть алгоритм, исходя из него, мы можем сформулировать наши задачи:

(Алгоритм написан заранее на оборотной стороне доски):

Памятка – алгоритм изучения внешней политики

  1. Определи:

    1. Основные цели и задачи внешней политики в изучаемый период.

    2. Основные направления внешней политики

  2. Охарактеризуйте пути достижения поставленной внешнеполитической цели по данным направлениям.

  3. Оцени результаты и итоги внешней политики.

Вопрос: Каким образом мы можем реализовать эти задачи?

(примерные ответы: Прочесть в учебнике, проанализировать документы того времени, в Интернете найти необходимую информацию.

  1. Этап актуализации знаний.

На развороте доски запись:

1856 – Поражение в Крымской войне, Парижский мирный договор

1873 – «Союз трёх императоров»

1877 – 1878 – Русско- турецкая война, Сан-Стефанский мирный договор.

Берлинский Конгресс.

  • Вопрос: Давайте вспомним, какие страны были союзниками, а какие противниками в ходе этих событий. Какие пары отношений мы можем выделить? Какие из них мы назовем дружественными, союзническими?

(Работа в парах)

(В ходе обсуждения вспоминаем, что

  • в Крымской войне противниками России были Турция, Франция и Англия;

  • «Союз трёх императоров» заключён между Россией, Германией и Австро-Венгрией;

  • В ходе Русско-турецкой войны Россия помогла Болгарии добиться независимости, в результате чего влияние России на Балканах возросло;

На Берлинском конгрессе европейские державы дали России понять, что не допустят её чрезмерного, с их точки зрения, усиления. Ведущими соперниками при этом вновь проявили себя по отношению к России Франция и Англия, но и Германия повела себя не как союзник).

(Русско-турецкие, русско-болгарские, русско-французские, русско-британские, русско-германские, русско-австрийские).

(работа с картой. Этап 1).

  1. Открытие нового знания.

Вопросы:

  • Могло ли это устроить Александра III?

  • Так какие цели стояли перед внешнеполитическим ведомством в этот период? (Запись в тетради: Цели внешней политики: Добиться стабильного положения России в Европе; обрести надежных союзников; укрепить свое влияние на Балканах)

  • В ком из европейских держав Он мог видеть потенциальных союзников?


Работа с документами


Вопрос: Вспомните, как мы работаем с текстом, если нам необходимо извлечь из него совершенно определённую информацию? (Сначала читаем вопросы, Потом ищем ответы в тексте).


Приложение 1


«Союз трех императоров»

 Договор, заключенный между Россией, Германией и Австро-Венгрией

Дворы германский, австро-венгерский и российский, равно одушевленные желанием укрепить всеобщий мир путем соглашения, имеющего целью обеспечение взаимной обороны их государств, пришли к соглашению по некоторым вопросам, особенно затрагивающим их взаимные интересы…

СТАТЬЯ I. В случае, если бы одна из высоких договаривающихся сторон оказалась в состоянии воины с четвертой великой державой, две другие сохранят по отношению к ней благожелательный нейтралитет и приложат старания к локализации конфликта…

СТАТЬЯ II. Россия, в согласии с Германией, заявляет о своем твердом решении уважать интересы Австро-Венгрии, вытекающие из ее нового положения, обеспеченного ей Берлинским трактатом.

Три двора, желая избежать всяких разногласий между собой, обязуются взаимно считаться с интересами договаривающихся сторон на Балканском полуострове. Сверх того, они дают взаимное обещание в том, что какие-либо изменения в территориальном status quo Европейской Турции могут произойти не иначе, как по взаимному их соглашению.

Для того, чтобы облегчить соглашение, предусматриваемое этой статьей, все частности которого предвидеть невозможно, три двора теперь же установили в приложенном к этому договору протоколе пункты, по которым в принципе уже достигнуто соглашение.

СТАТЬЯ III. Три двора признают европейское значение и взаимную обязательность принципа закрытия проливов Босфора и Дарданелл, основанного на международном праве, подтвержденного трактатами и формулированного в заявлении второго уполномоченного России в заседании Берлинского конгресса от 12 июля.

Они будут сообща следить за тем, чтобы Турция не допускала исключения из этого правила в интересах какого бы то ни было правительства, путем предоставления для военных операций воюющей державы той части своей империи, которую образуют проливы.

Учинено в Берлине, июня 18‑го дня 1881 года.


Вопросы: Созданный в 1873 году «Союз трёх императоров» был фактически создан для сдерживания Англии и Франции. Ставил ли новый договор эти задачи? Против какого государства он был направлен?


Приложение 2

Болгарский кризис

В основе Болгарского кризиса лежала нерешенность Берлинским конгрессом (1878) проблемы объединения всех болгарских земель в рамках единого государства. Часть болгарских территорий (Восточная Румелия) оставалась в составе Османской Турции, которая вела политику отуречивания местного населения. Россия добивалась действительной автономии Восточной Румелии, установления в ней государственно-правового режима близкого к болгарскому, поддержания тесных связей между Болгарией и Восточной Румелией. 8 сентября 1885 года в Восточной Румелии вспыхнуло восстание и было провозглашено ее объединение с Болгарией. Это было прямым нарушением Берлинского трактата. Русской дипломатии предстояло срочно выработать позицию по этому вопросу. Традиционно Россия поддерживала борьбу болгарского и других балканских народов за свое национальное освобождение, но ее сдерживал ряд обстоятельств. Прежде всего, приходилось учитывать реакцию других великих держав — гарантов условий Берлинского трактата. Поддержав Болгарию, Россия сама бы нарушила условия Берлинского трактата и объективно стала бы виновницей нового международного кризиса. Кроме того, Россия не желала обострять отношения с Турцией, что грозило новой русско-турецкой войной. Проавстрийская политика болгарского князя Александра Баттенберга также сдерживала традиционную решимость России поддержать болгар в борьбе с Турцией.

Двойственность положения, в котором оказалась русская дипломатия, отразилась на ее действиях. 11 сентября 1886 года из Болгарии были отозваны русские военные советники. Тем самым, Россия отмежевалась от действий, которые предпринимал Александр Баттенберг. Одновременно Турции было предложено воздержаться от ввода войск в Восточную Румелию и обсудить создавшуюся ситуацию на международной конференции. Франция и Великобритания поддержали Россию, в то время как Австро-Венгрия и Германия потребовали восстановления полного суверенитета Турции над Восточной Румелией. Сложившейся ситуацией решила воспользоваться Сербия, которая 1 ноября 1885 года объявила войну Болгарии, но уже 5-7 ноября потерпела поражение. Россия и Австро-Венгрия способствовали заключению перемирия между Болгарией и Сербией и последующему заключению мира (19 февраля (3 марта) 1886).

В итоге Болгарского кризиса Россия утратила политические приоритеты, которыми располагала в Болгарии в результате русско0турецкой войны (1877-1878). Резко ухудшились ее отношения с Германией и Австро-Венгрией. В то же время произошло сближение России с Францией, которая поддержала ее в конфликте с Германией в начале 1887 года.

Вопросы: В чём были причины нарастания напряженности на Балканах? Почему Россия отказалась от поддержки Болгарии? Каковы были итоги Балканского кризиса на Балканах для России?


Приложение 3


Документ

Из проекта военной конвенции между Россией и Францией. 5 августа 1892 г.

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

1.    Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.

2.    В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и выдвинут их как можно ближе к своим границам.

Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1300 000 человек, со стороны России — от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе...

5.   Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
6.  Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.    ,

7.    Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете.

Вопросы к документу: В чем состояли основные положения русско-французского договора? С какой целью он был заключен? Против каких государств направлен?



VI. Применение нового знания

Приложение 4


  1. Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией в 1880-1890 гг.


1. Англия

А) Рост антирусских настроений и смена правителя привели к разрыву дипломатических отношений с Россией.

2. Франция

Б) Усиление позиций на Балканах превратило эту страну в основного соперника России в данном регионе.

3. Австро-Венгрия

В) Заинтересованность в нейтралитете России на случай войны вынудила эту страну добиться возобновления «Союза трех императоров».

4. Германия

Г) Соперничество с Россией в Средней Азии.

5. Болгария

Д) Сближение с Россией выразилось в предоставлении ей крупных кредитов и в заключении секретной военной конвенции.

Ответы: А - 5, Б – 3, В – 4, Г – 1, Д – 2,

  1. Работа с картой. Этап 2.


V.Рефлексия.

1. Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Решены ли они?

2. Оцените свою работу на уроке

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


VI. Домашнее задание.

Александра III современники прозвали Миротворцем, но были и те, кто считал, что настоящего мира он так и не принёс.

Д/з: § 21, эссе «Был ли Александр III Миротворцем?»


Приложение 5.

Маитериал для самостоятельного изучения.

Гирс Николай Карлович


Гирс Николай Карлович (9.05.1820—14.01.1895), министр иностранных дел России. Родился в семье чиновника.

Начал службу в 1838 в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В 1863 получил назначение посланника в Иране, в 1869 — в Швейцарии, в 1872 — в Швеции.

В 1875 был назначен управляющим Азиатским департаментом министерства и товарищем министра иностранных дел. После Берлинского конгресса 1878 ввиду болезни канцлера А. М. Горчакова фактически управлял министерством.

В 1882—1895 занимал пост министра иностранных дел. Как руководитель внешней политики, Гирс не представлял самостоятельной фигуры, являясь послушным исполнителем воли Александра III. Был сторонником сближения с Германией и Австро-Венгрией. Уверенный, что всякая серьезная война грозит России осложнениями, старался избежать столкновения и с Англией.

Прилагал усилия, чтобы сохранить «Союз трех императоров» ценой уступок Германии и Австро-Венгрии на Ближнем Востоке, за что подвергся критике со стороны части правящих кругов, настроенной антигермански. Вопреки убеждениям, в 1893 Гирс вынужден был подписать с Францией военную конвенцию, связав, т. о., свое имя с франко-русским союзом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!