СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: характеристика внешнеполитических задач России во второй половине XIX в.; анализ основных событий внешней политики России во второй половине XIX в. и их влияния на международное положение страны; определение мотивов усиления российской экспансии в Средней Азии.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России во второй половине XIX века.»

Тема урока: «Внешняя политика России во второй половине XIX века».

Цели урока: характеристика внешнеполитических задач России во второй половине XIX в.; анализ основных событий внешней политики России во второй половине XIX в. и их влияния на международное положение страны; определение мотивов усиления российской экспансии в Средней Азии.

      Основные даты и события
      18641885 гг. — присоединение Средней Азии к России.
      1867 г. — продажа Аляски Соединенным Штатам Америки.
      1871 г. — Лондонская конференция, отмена ограничительных статей Парижского мира.
      1873 г. — оформление «Союза трех императоров».
      1875 г. — трактат России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин.

      Термины и понятия урока
      Айгунский договор договор между Россией и Китаем (подписан в 1858 г.), устанавливал границу по Амуру. Таким образом, России возвращалась территория, отторгнутая цинским правительством по Нерчинскому договору 1689 г. Плавание по рекам Амур, Сунгари и Уссури разрешалось лишь русским и китайским судам.
      Пекинский трактат заключен в 1860 г. между Россией и Китаем, определял восточную и намечал в основном западную российско-китайскую границу, регламентировал российско-китайские торговые отношения, устанавливал систему консульской юрисдикции и право экстерриториальности для российских купцов в Китае.
      Персоналии: О. Бисмарк, С. П. Боткин, Вильгельм I Гогенцоллерн, А. М. Горчаков, Н. В. Склифосовский, Франц Иосиф I Габсбург.
      Оборудование урока: карты «Россия в XIX — начале XX в.», «Европа в XIX в.», учебники, ноутбук.
      План изучения нового материала: 1. Основное содержание внешней политики России в изучаемый период. 2. Начало блоковой системы международной политики. 3. Россия и освободительная борьба славянских народов. 4. Азиатская политика России.
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что после поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, лидирующие позиции в Европе заняла Франция. Россия как великая держава на время утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Учитель предлагает учащимся определить, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в изучаемый период. В качестве основной задачи российской внешней политики они выделяют освобождение от условий Парижского трактата, ограничившего возможности России. Эта задача изменила направление внешней политики России.
      На основе материалов учебника учащиеся выделяют основное содержание новой внешнеполитической линии России:
      1) осторожная политика, отказ вступать в военные коалиции и конфликты;
      2) использование международных противоречий в своих интересах;
      3) сближение с Пруссией, затем с Германией.
      Учащиеся отмечают, что эта политика дала положительный результат. В 1870 г. был издан циркуляр А. И. Горчакова об отмене нейтрализации Черного моря, в котором доказывалось, что условия Парижского трактата неоднократно нарушались европейскими державами. Англия и Австрия враждебно отнеслись к этому шагу России. Пруссия была занята войной с Францией и не протестовала. Бисмарк предложил обсудить этот вопрос на конференции держав, подписавших Парижский трактат. Итоги Лондонской конференции 1871 г. были для России удачными: укреплялись южные рубежи, расширялась внешняя торговля, открывались перспективы экономического развития южных районов страны, усиливались позиции России на Балканах. Рассмотрение этого вопроса сопровождается анализом исторической карты.
      2. Образование «Союза трех императоров» рассматривается учащимися самостоятельно с указанием основных целей России, Австрии и Германии в этом Союзе и основных противоречий внутри его. На основе этого учащиеся делают вывод о непрочности Союза. Однако следует указать, что он положил начало блоковой системе международных отношений. Союз был естественным военно-политическим блоком с геополитической точки зрения. Все три державы — континентальные империи, противостоящие океанским державам.
      3. Далее учащиеся могут отметить, что с 70-х гг. XIX в. наиболее важной для России общеевропейской проблемой становится балканская. Дружеские связи России с южными и западными славянами были традиционными. Учащиеся должны вспомнить, что Россия регулярно оказывала помощь балканским государствам.
      В 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнуло восстание, а после объявления Сербией и Черногорией войны с Турцией из России на Балканы отправились сотни добровольцев. Среди них были известные художники В. Д. Поленов и В. В. Верещагин, хирурги Н. В. Склифосовский и Н. И. Пирогов, терапевт С. П. Боткин, писатели В. М. Гаршин и В. А. Гиляровский.
      По Будапештской конвенции 1877 г. Россия соглашалась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины, что обеспечило нейтралитет Австро-Венгрии.
      В марте 1877 г. в Лондоне представители великих держав согласовали протокол, в котором Турции предлагалось провести реформы, чтобы облегчить положение христианского населения на Балканах. Турция отклонила Лондонский протокол. Это стало поводом для начала новой русско-турецкой войны.
      4. Азиатская политика России рассматривается учащимися на основе материалов учебника с точки зрения усиления российской экспансии в Средней Азии и стабилизации позиций на Дальнем Востоке.
      Далее им предлагается задание: определить этапы продвижения России в Среднюю Азию. Студенты могут выделить два этапа:
      1) до начала 60-х гг. XIX в. — завершение присоединения территории Казахстана и активизация российской дипломатии в Средней Азии;
      2) с 60-х гг. XIX в. — присоединение Средней Азии к Российской империи.
      На втором этапе Россия меняет свою политику и переходит к динамичному сочетанию военных и дипломатических методов.
      Среди мотивов продвижения России в Среднюю Азию учащиеся могут назвать: стремление обрести новые источники сырья, желание расширить рынок сбыта, противодействие английскому влиянию в регионе.
      Рассматривая политику России в Тихоокеанском регионе, студенты могут подчеркнуть, что до середины 90-х гг. она не принимала участия в акциях европейских держав против Китая. Проводя взвешенную политику и стремясь стабилизировать свои позиции в этом регионе, Россия заключила с Китаем Айгунский (1858) и Пекинский договоры (1860), получив Приамурье и Уссурийский край, продала США Аляску и Алеутские острова (1867), уступила Японии Курильские острова (1875).
      Подводя итоги, учитель предлагает учащимся охарактеризовать внешнюю политику России изучаемого периода. Школьники отмечают, что внешняя политика страны на этом этапе была достаточно успешной, произошло значительное расширение территории империи, несмотря на продажу Аляски и потерю Курильских островов. Противоречия между европейскими державами привели к изменению в европейской политике, переходу к блоковой системе.
      Домашнее задание: учебник истории § 61,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!