СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика СССР накануне Второй Мировой войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика СССР накануне Второй Мировой войны»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: История

Тема 2.28. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МОТИВАЦИЯ 4

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 5

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 6

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 7

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 10

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 25

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28




МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.




МОТИВАЦИЯ

XX век принес человечеству две мировые войны – войны жестокие, войны – главной целью которых были территориальные захваты. В итоге этих войн мир разделился на долгие годы на два противостоящих друг другу блока.

Данное занятие позволит дать представление об основных моментах внешней политики мировых государств накануне Второй мировой войны, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).



ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»



Тема 2.28.

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

Содержание учебного материала:

2

1,2

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Попытки создания системы международной безопасности. Лига наций. Политика западных стран. Советско-Германский пакт о ненападении.

Поиск исторической информации в источниках разного типа, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения


Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение текста учебника [2, с.198-222 ], ответы на вопросы.

- подготовка докладов, презентаций

- тестирование

1



ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

3 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места -тетради для составления конспектов.

Журнал, дневники оценки и самооценки


Контроль по предыдущей теме: «Фашизм в Германии и Западной Европе»

15 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и организовывает опрос

Выполняют задания

Приложение №1

Мотивационный этап, целеполагание

3 мин

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Объясняет студентам цели занятия, важность изучения данной темы.

Слушают, задают вопросы,

Методическая разработка комбинированного занятия

Изучение нового материала

60 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Излагает конспект занятия, акцентируя внимание студентов на ключевых моментах. Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы

Слушают, задают вопросы, конспектируют


Тетрадь для конспектов, опорный конспект


Приложение №2

Выполнение заданий по изучаемой теме

6 мин

Проверка и закрепление знаний по изучаемой теме;

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и проводит устный фронтальный опрос

Дают устные ответы на вопросы

Приложение №3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

3 мин.

Формирование и закрепление знаний, развитие бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)

Устно проговаривает:

задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,

озвучивает оценки.

Записывают задание, задают вопросы.


Приложение №4



Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ФАШИЗМ В ГЕРМАНИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ»

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом называется…

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Система взглядов, выделяющая природное разделение народов на низшие и высшие слои называется…

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Политика приверженности военного превосходства какой-либо нации или государства называется…

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Реакционное политическое учение, возникшее после Первой мировой войны, одна из форм тоталитаризма называется…

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, называется…

  1. Работа с контурной картой.

Задания:

а) Покажите цветным фоном территории государств-агрессоров. Подпишите название этих государств.

б) Подпишите годы установления фашистской диктатуры в этих государствах.













ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ФАШИЗМ В ГЕРМАНИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ»

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Тоталитаризм

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Расизм

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Шовинизм

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Фашизм

  1. Запишите термин, о котором идет речь.

Геноцид

  1. Работа с контурной картой.

Задания:

а)Покажите цветным фоном территории государств-агрессоров. Подпишите название этих государств.

б)Подпишите годы установления фашистской диктатуры в этих государствах.











КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.






ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»


Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Попытки создания системы международной безопасности. Лига наций. Политика западных стран. Советско-Германский пакт о ненападении.


Преподаватель: Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов. Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас взаимоисключают друг друга.

Преподаватель: Сегодня на занятии работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание. Работа групп в течение 20 минут. В процессе работы группам разрешается пользоваться рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов.

Преподаватель: Задания для групп (высвечиваются на экране):

ГРУППА I

Создание системы коллективной безопасности (работа с историческим документом, а также работа с учебником с.174-179, в результате работы должны получиться у всей группы ответы на проблемные вопросы в виде конспекта).

Вопросы:

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его

борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины

неудач?

-Сравните предложения СССР и Великобритании меры, которые должны были предпринять договаривающие страны в случае немецкой агрессии.

- В чем вы видите принципиальное отличие позиции СССР от позиции его

европейских партнеров по переговорам?

- Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?

ГРУППА II

Мюнхенское соглашение, его последствия (работа с историческим документом, а также работа с учебником с.174-179, в результате работы должны получиться у всей группы ответы на проблемные вопросы в виде конспекта).

Вопросы:

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в

Мюнхене?

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?

ГРУППА III

Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной Войны (работа с историческим документом, а также работа с учебником с.174-179, в результате работы должны получиться у всей группы ответы на проблемные вопросы в виде конспекта).

Вопросы:

- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был

вынужденной мерой?

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Перед выступлением группы, на экране демонстрируется отрывок из фильма

«Подписание пакта Молотова – Риббентропа».

После выступления

Преподаватель: Конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть, – нечестный в своей основе и крайне некрасивый в своей политической сущности документ. Но в политике (и особенно внешней) далеко не всё бывает целесообразно с точки зрения морали человека.

Преподаватель: Вопрос: - Как вы считаете, был ли иной выход? Представьте: западные державы не хотят поддерживать предложения СССР, вместе с тем они толкают Гитлера на Восток. Война неизбежно предстоит, к ней надо готовиться, но её начало целесообразно оттянуть. Предложение Гитлера едва ли не единственный шанс на оттяжку. Нарастание угрозы новой мировой войны при явном желании западных держав вступить в сговор с агрессивными фашистскими государствами за счёт СССР и малых государств поставило советское руководство перед трудным и ответственным выбором: как защитить само существование СССР без надежды на коллективный отпор фашистским агрессорам?

ГРУППА III

Советско-финская война: причины, ход, итоги войны (работа с историческим документом, а также работа с учебником с.174-179, в результате работы должна получиться заполненная таблица).

Вопросы:

- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г?

- Был ли Советский Союз готов к войне?

Повод для начала военных действий

Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду (или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда

Направления главного удара

Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера

Причины неудач советских войск

Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков.

Реакция мирового сообщества на войну

Исключение СССР из Лиги Наций

Итоги войны

Подписание между СССР и Финляндией Московского договора (март 1940). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии

Преподаватель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику умиротворения Германии (во многом не совпадающую с целями других держав), приняв участие в военных действиях против Польши и Финляндии. Но Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Накануне войны И.В. Сталин не верил, что армия Гитлера от Мурманска до Одессы подошла к границе. Это нельзя было скрыть. Были донесения Рихарда Зорге, послов, перебежчиков, но Сталин не верил никому.

На экране демонстрируется отрывок из фильма «Сталин не верил в

нападение Германии. Выступление И.В. Сталина»

- Был ли готов СССР готов к войне? Готовность СССР к войне – это правда или миф? А это вопрос мы с вами разберем на следующем занятии.







Приложение 2

ЗАДАНИЕ для I группы.

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его

борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины

неудач?

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.

Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 г.

1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.

Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине... что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз. Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г. Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем... Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт.

ЗАДАНИЕ для II группы.

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного

в Мюнхене?

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?

Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее капитулировать перед Германией. Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области.

22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но также от французского и чехословацкого правительства.

Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословацкого государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.

29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.

Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию. В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом отношении районы.

При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве Р. Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер … двинется на Украину».

Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции. Захват фашистской Германией Австрии. Между тем в Западной Европе события также лавинно нарастали. Еще не закончилась гражданская война в Испании, а в марте 1938 г. Германия без единого выстрела произвела аншлюс Австрии. Аншлюс (нем Anschlus - присоединение), империалистическая политика насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся германским империализмом после Первой мировой войны. Завершилась захватом Австрии фашистской Германией 11-12 марта 1938. Независимость Австрии восстановлена в апреле 1945, после ее освобождения в ходе Второй мировой войны, и узаконена Государственным договором (1955), запрещающим Аншлюс.

Еще в июле 1936 г. правительство Австрии заключило навязанный ей гитлеровским правительством договор с Германией, по которому Австрия объявлялась «вторым германским государством» и фактически обязывалась следовать политике гитлеровской Германии. В феврале 1938 г. Гитлер потребовал полной свободы деятельности австрийским гитлеровцам. В ночь с 11 на 12 марта немецко-фашистские войска вступили в Австрию. Страна была оккупирована, после чего было провозглашено её присоединение к Германии. Единственной великой державой, протестовавшей против захвата Австрии, был Советский Союз (нота от 17 марта 1938 г., выступление советских представителей в Лиге Наций).

Германские фашисты активно действовали также среди 3-миллионного немецкого населения в соседней Чехословакии, поддерживая местных нацистов и поднимая шум в случае привлечения их к ответственности за уголовные преступления.

Осенью 1938 г. (29 сентября) в Мюнхене премьер-министры Великобритании (Н. Чемберлен) и Франции (Э. Даладье) подписали с Гитлером и Муссолини договор о передаче Германии чехословацкой пограничной области Судеты с преимущественно немецким населением, половиной военного потенциала страны и богатыми рудными ресурсами.

Это было полным отрицанием жизненности Версальского мирного договора 1919 г.

Мюнхенское соглашение предусматривало отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, а также удовлетворение территориальных притязаний к Чехословакии со стороны правительств Венгрии и Польши. Предопределило захват Германией всей Чехословакии (1939) и способствовало развязыванию Второй мировой войны.

Согласия чехословацкого правительства при этом даже не спрашивали. Оно вынуждено было 30 сентября 1939 г. заявить, что подчиняется решениям, принятым накануне в Мюнхене. Как и в отношении аншлюса Австрии, СССР оказался единственной страной, которая протестовала против насильственного присоединения Судетской области к Германии. Советское правительство обратилось к президенту Чехословакии Бенешу с предложением оказать поддержку на основании советско-чехословацкого договора 1935 г. о взаимопомощи. СССР был готов помочь, несмотря на отказ Франции выполнить условия своего договора о взаимопомощи Чехословакии. Однако чехословацкое правительство не пожелало принять советскую помощь, а правительство Польши заявило, что оно не пропустит советские войска через свою территорию в Чехословакию.

Ободренный успехом своих притязаний на Судетскую область Чехословакии, Гитлер вскоре (в том же году) захватил уже всю Чехословакию и разделил ее: Чехия и Моравия вошли в состав Германии как протектораты, Словакия составила марионеточное государство, зависимое от Германии.

ЗАДАНИЕ для III группы.

Вопросы: - Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой? - Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? - Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? - В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Московские переговоры 1939 г. По инициативе советской дипломатии в июне-июле 1939 г. в Москве проходили советско-англо-французские переговоры. В переговорах участвовали со стороны СССР нарком иностранных дел (с 1939 г.) Вячеслав Михайлович Молотов, с английской и французской сторон – послы этих стран.

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), советский государственный и партийный деятель. В Октябрьскую революцию член Петроградского ВРК. С 1919 председатель Нижегородского губисполкома, секретарь Донецкого губкома РКП(б). В 1920 секретарь ЦК КП(б) Украины. В 1921-30 секретарь ЦК ВКП(б). В 1930-41 пред. СНК СССР. В 1939-49 нарком иностранных дел СССР. Будучи председатель Совнаркома СССР в 30-е гг., играл одну из главных ролей в развязывании массовых репрессий. Ближайший помощник Сталина, неизменно старавшийся предугадать его мнение, сохранил верность ему даже после ареста своей жены в 1949. После смерти Сталина (март 1953) снова вошел в высшее руководство. Выступал против разоблачения культа личности Сталина. Догматик, исполнительный чиновник, до самой смерти сохранивший свои взгляды в неизменном виде.

Целью переговоров, по мнению советской стороны, было заключение пакта о взаимопомощи в связи с нарастающей опасностью со стороны фашистских государств. Переговоры закончились безрезультатно. Хотя они не дали положительных итогов, Советский Союз, ввиду явно обозначившейся опасности новой войны в Европе, предложил провести новый раунд согласования позиций по военно-политическим проблемам. Эти переговоры состоялись также в Москве в августе 1939 г. на уровне военных делегаций СССР, Великобритании и Франции. В делегацию СССР входили высшие военные руководители во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б), наркомом обороны СССР (с 1934 г.) К.Е. Ворошиловым, западные делегации были сформированы из второстепенных чиновников, не имевших полномочий на подписание соглашения. Характерный пример. Если английский премьер-министр и министр иностранных дел летали на свидание к Гитлеру на самолетах, то английскую военную делегацию во главе с отставным адмиралом отправили в СССР тихоходным пароходом.

Переговоры сразу же привели к разногласиям. Советская делегация выразила готовность Красной Армии выступить в случае агрессии всей своей мощью. Западные делегации предлагали смехотворные размеры своей помощи: «две дивизии сразу и еще четыре – потом». Второй пункт разногласий – нежелание западных держав воздействовать на правительство Польши, по-прежнему отказывающееся пропустить советские войска (в случае необходимости) через свою территорию. Переговоры выявили нежелание западных держав сотрудничать с СССР, несмотря на всё обострявшуюся международную обстановку. Одновременно с идущими московскими переговорами правительство Англии летом 1939 г. вступило в тайные переговоры с Германией, имевшие целью широкое соглашение по спорным вопросам. Переговоры не увенчались успехом из-за непримиримости противоречий между обеими сторонами. В этих условиях Гитлер предложил советскому правительству заключить советско-германский договор о ненападении.

Советско-германский пакт о ненападении. Оказавшись перед выбором невозможности достичь соглашения с западноевропейскими странами и стремясь хоть как-то обезопасить свою безопасность, советские руководители приняли предложение германского руководства заключить предлагаемый Гитлером пакт о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении (в истории он получил название «пакт Молотова-Риббентропа») был подписан 23 августа 1939 г. Советский Союз вынужден был подписать этот пакт ввиду безрезультатности своих попыток добиться организации коллективной безопасности против агрессии, сорванных Англией и Францией в 1939 г.

В быстротечных московских переговорах с Германией главную роль играл Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, председатель Совнаркома и нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп.

Риббентроп Иоахим фон (1893-1946), один из гл. немецко-фашистских воен. преступников; в 1938-45 мин. иностранных дел. Казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге. Пакт о ненападении был выгоден прежде всего Германии, готовившейся напасть на Польшу, однако и Советскому Союзу он сулил возможность остаться в стороне хотя бы на время от близкого мирового конфликта.

К тому же польское руководство не скрывало своей враждебности к Советскому государству, на территории Польши долгое время открыто действовали антисоветские группы. Польское правительство заигрывало с Гитлером, оно поддержало Мюнхенский сговор, захват и расчленение Чехословакии, отказалось пропустить советские войска в случае, если бы чехословацкое правительство в соответствии с договорами с СССР и Францией попросило у СССР военной помощи. За это фактическое пособничество агрессору оно получило от Гитлера часть уничтоженной Чехословакии – Тишинский край.

В год подписания советско-германского пакта о ненападении мировой общественности не сообщили о том, что одновременно с Пактом был подписан Секретный протокол с картой к нему, по которому Эстония, Латвия, Западная Украина и Западная Белоруссия признавались сферой советского влияния, а Польша и Литва – сферой интересов фашистской Германии (через месяц с небольшим после этого был согласован ещё один документ – приложение к договору – т.н. «Договору о дружбе и границах» от 28 сентября 1939 г., по которому Литва перешла в сферу интересов СССР).

Секретные протоколы 1939 – приложения (тексты и карты) к пакту о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 и Договору о дружбе и границах от 28 сентября 1939, устанавливавшие разграничение сфер интересов двух сторон, по которому территория с польским населением отходили к Германии, а Западная Украина, Западная Белоруссия и республики Прибалтики – к СССР. В отличие от текстов договоров они не были опубликованы и не прошли процедуры ратификации, т.е. являлись незаконными с момента подписания. Советская сторона десятилетиями отрицала их существование даже после обнародования текста протоколов на Западе, используя тот факт, что в германских архивах, попавших после войны в руки западных союзников, имелись лишь их фотокопии. Не сказал правды и член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Н. Яковлев в докладе о них на II съезде народных депутатов в ноябре 1989 г. Только после развала СССР подлинники, хранившиеся в секретом архиве Политбюро ЦК КПСС в Кремле, были опубликованы. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 г.

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.

1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939 г.).

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

ЗАДАНИЕ для IV группы.

Вопросы:

- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.?

- Был ли Советский Союз готов к войне?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: «Советско-финская война 1939 – 1940 гг.»

Повод для начала военных действий


Направления главного удара


Причины неудач советских войск


Реакция мирового сообщества на войну


Итоги войны


СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА 1939–1940 ГОДОВ, военный конфликт между СССР и Финляндией в преддверии Великой Отечественной войны 1941–1945.

Истоки конфликта ведут свое начало с советскогерманского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему, согласно которому Германия признала Финляндию сферой советских интересов. В октябре 1939 г. состоялись советско-финляндские переговоры, завершившиеся отказом финской стороны отодвинуть от Ленинграда границу и предоставить СССР в аренду полуостров Ханко под военную базу для прикрытия морского входа в Финский залив (взамен финнам предлагались участки советской территории на севере). Финское правительство считало, что принятие советских требований ослабит стратегические позиции государства, приведет к утрате Финляндией нейтралитета и ее подчинению СССР. Советское руководство, в свою очередь, не желало отказываться от своих требований, необходимых, по его мнению, для обеспечения безопасности Ленинграда.

Война началась 30 ноября 1939 г. В этот день нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов выступил с заявлением об объявлении войны, Красная Армия пересекла финскую границу и вступила в бои с финской армией, развернутой к тому времени на оборонительных рубежах.

К началу войны, в Москве, было сформировано, так называемое, «народное правительство» Финляндии во главе с известным финским коммунистом и деятелем Коминтерна О.В.Куусиненом.

1 декабря 1939 г. это правительство, местом пребывания которого стал финский пограничный поселок Териоки, провозгласило своей целью свержение «тирании палачей и провокаторов войны» и призвало финский народ приветствовать Красную Армию, как освободительницу. Днем позже советское правительство подписало с правительством Куусинена договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно секретному протоколу к этому договору, предусматривалась передача Советскому Союзу в аренду полуострова Ханко и размещение там до 15 тысяч советских войск. Этот договор означал также, что Москва отказывалась от каких-либо контактов с законным правительством в Хельсинки во главе с Р.Рюти.

С самого начала войны перевес в силах был на стороне СССР. В наступательной группировке Красной Армии насчитывалось от 450 до 500 тысяч человек, в финской армии – 295 тысяч бойцов. Превосходство советской стороны в авиации, танках и артиллерии было подавляющим. У финнов недоставало боевой техники, особенно средств противовоздушной обороны. Однако советские войска оказались слабо подготовленными к наступательной войне зимой, в трудных условиях преодоления защитных укреплений так называемой линии Маннергейма (построенные финнами мощные фортификационные сооружения, расположенные в основном на Карельском перешейке). В свою очередь финские войска, защищавшие независимость своей страны, проявили высокую стойкость в обороне. В результате вместо двух-трех недель, в течение которых советское военное командование рассчитывало одержать победу, борьба на фронте приняла затяжной характер. За первые два месяца боев, понеся огромные потери, советские войска сумели вклиниться в оборону финнов лишь на 25–65 километров.

В то время Германия, с одной стороны, и Англия и Франция – с другой, находились в состоянии войны. Лондон и Париж, считавшие СССР после заключения советско-германских договоров 1939 г. союзником Германии, приняли решение подготовить к высадке на Скандинавском полуострове десант с тем, чтобы не допустить захвата Германией месторождений шведской железной руды и одновременно обеспечить пути будущей переброски своих войск в Финляндию. Однако Швеция и Норвегия, стремясь сохранить нейтралитет, категорически отказались принять на своей территории англо-французские войска. Финляндия, учитывая позицию соседних скандинавских стран, не обратилась к западным союзникам с официальной просьбой об участии их войск в войне против СССР, хотя принимала от них военно-техническую и материальную помощь.

Постепенно СССР увеличил численность войск на финском фронте до 1 млн. человек. Из-за недостаточных материальных и людских резервов Финляндия таких возможностей восполнить растущие потери не имела. В конце февраля – начале марта 1940 г. Красная Армия осуществила прорыв линии Маннергейма, заняла Выборг. В этих условиях Хельсинки проявили готовность начать мирные переговоры с Москвой и пойти на выполнение территориальных и других требований СССР. В ночь на 13 марта 1940 г. в Москве был подписан мирный договор, по которому Финляндия уступила СССР около десятой части своей территории и обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях (это обязательство не было выполнено, и в Великой Отечественной войне 1941–1945 Финляндия выступила на стороне Германии).


Приложение 3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ Тестовые задания выполняются устно.

1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.:

А) прорыв дипломатической изоляции;

Б) план создания системы коллективной безопасности;

В) соглашение с Японией о взаимном уважении интересов.

2. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан:

А) 23 августа 1937г.

Б) 23 августа 1939 г.

В) 23 августа 1940 г.

3. Кто подписывал пакт о ненападении со стороны СССР?

А) И.В. Сталин;

Б) Г.К. Жуков;

В) В.М. Молотов.

4. «Мюнхенское соглашение» (выберите несколько вариантов ответа):

А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область;

Б) было заключено между Чехословакией и Германией;

В) не признавалось Францией и Англией;

Г) было подписано в 1938 г.;

Д) оставило СССР в международной изоляции.

5. Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?

А) К. Е. Ворошилов;

Б) Г. К. Жуков;

В) С. К. Тимошенко.

6. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

А) введение советских войск на территорию Польши;

Б) нападение СССР на Финляндию;

В) заключение СССР договора с Германией.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г.г.:

Б) план создания системы коллективной безопасности;

2. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан:

Б) 23 августа 1939 г.

3. Кто подписывал пакт о ненападении со стороны СССР?

В) В.М. Молотов.

4. «Мюнхенское соглашение» (выберите несколько вариантов ответа):

А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область;

Б) было заключено между Чехословакией и Германией;

5. Кто из советских военачальников руководил прорывом «линии Маннергейма»?

А) К. Е. Ворошилов;

6. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

Б) нападение СССР на Финляндию.






Приложение 4

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем в соответствии с требованиями.

п/№

Тема сообщения

1

Советский разведчик Рихард Зорге

2

Героическая оборона Брестской крепости.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СООБЩЕНИЯ

1. Сообщение оформляется на компьютере, сдается преподавателю в мультифоре.

2. Шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, поля выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.

3. Объем сообщения – 2-3 страницы формата А 4; время выступления – не более 10 минут.

4. В сообщении не выделяются главы; недопустимы орфографические ошибки, опечатки, записи и исправления ручкой или карандашом.

5. В конце сообщения указывается список информационных источников.

6. Сообщение может сопровождаться мультимедийной презентацией (по желанию автора).

Например,

ХРИСТОФОР КОЛУМБ


Иванов Максим, студент 219 группы

отделения «Сестринское дело»


Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) – великий испанский адмирал, отважный мореплаватель, уникальный первооткрыватель. Большую часть своей сознательной жизни он провел, путешествуя по разным уголкам Земного шара. Этот удивительный человек – первый из жителей Европы ступил на берега Южной и Центральной Америки, Антильских и Багамских островов, ходил под Парусом по Саргассовому и Карибскому морям. Знаменит, прежде всего, открытием Америки в 1492 году…


Информационные источники:

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Учебное пособие по истории [Текст] / М: ГП «Русское слово - учебник», 2011.-400 с.

  2. Носков В.В., Андреевская Т.П. История с конца XV до конца XVIII века [Электронный ресурс]/ Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII века - Режим доступа http://knowhistory.ru/836-velikie-geograficheskie-otkrytiya.html





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.

  3. Саплина Е.В. История России: Тематические контрольные работы. 11 класс: практикум/Е.В. Саплина, В.А. Клоков.- М.:Дрофа,2018.-92с.



6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!