План-конспект
к уроку математики в 7 классе на тему:
”Внешние углы треугольника ”.
Разработала: Учитель математики
МБОУ "СОШ №1 им.Заслуженного учителя РФ А.А.Агаева с. Камбилеевское"
Цагараева Жанна Георгиевна.
Тема: «Внешние углы треугольника»
Учитель: Цагараева Жанна Георгиевна
1.Предмет: геометрия
2.Класс: 7
3. Автор УМК: УМК для 7 класса образовательных учреждений автор Погорелов А.В.,М:Просвещение,2014г.
4. Тема урока: Внешние углы треугольника".
5. Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
6.Цели урока:
1.Образовательные:
- ввести понятие внешнего угла треугольника;
- сформулировать и доказать теорему о внешнем угле треугольника и научить учащихся применять её при решении задач.
2.Развивающие:
-способствовать формированию умения применять полученные знания в новой ситуации,
- развивать математическое мышление, речь,
-развивать навыки творческого мышления.
3.Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
.
Ход урока.
І . Устный опрос
Сформулировать теорему о сумме углов треугольника.
Найдите неизвестный угол треугольника, если у него два угла равны 50 ° и 30°.
30°
50 °
Найдите угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника, если угол при основании у него равен 35°.
35°
Найдите угол при основании равнобедренного треугольника, если угол между боковыми сторонами 80°.
80°
Какие углы изображены на рисунке?
B
A
D
C
Какие углы называются смежными?
Каким свойством обладают смежные углы?
Найдите углы смежные с углами в 30°, 45°, 60°, 90°
Назовите смежные углы
b
c
a1
a
Являются ли смежными AOB и DOC?
A
C
B
О
Найдите пары смежных углов на рисунке.
B
E
A
C
D
C какими углами не смежные DAB, EAC?
ІІ. Изучение нового материала
B
D
C
A
- Постройте угол смежный с углом С.
- Угол, который вы построили, называется внешним углом ΔABC при вершине С.
Определение: Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол смежный с углом треугольника при этой вершине.
- Как вы думаете, можно ли еще построить внешний угол при вершине C?
- Что вы можете сказать о величине данных углов?
- Сколько всего внешних углов имеет треугольник?
Внешние углы треугольника обладают свойством, которые мы сегодня докажем.
Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним. - Откройте учебник на стр. 66 и прочитайте внимательно.
- Где условие, где заключение?
- Что дано, что требовалось доказать?
Дано:
4 – внешний угол треугольника смежный с 3.
Доказать: 4 = 1+2
4
3
2
1
Доказательство:
- Чему равна сумма углов треугольника?
1. 1 + 2+3 = 180°
- Как найти сумму углов 1 и 2?
2. 1+ 2 = 180° - 3
- Как можно найти угол 4?
3. 4 = 180° - 3
- Что мы получим?
4. 4 = 1 + 2
ч.т.д.
- Какую теорему мы доказали?
ІІІ. Закрепление нового материала.
Пусть 4 = 70°. Чему равна сумма углов 1 и 2?
Сумма углов 1 и 2 равна 140°. Чему равен внешний угол не смежный с данными углами?
Задача 1. Внешний угол ABC при вершине C равен 120°. Найдите градусные меры углов треугольника, не смежные с ним, если известно, что один из них в 2 раза больше другого.
(с ребятами читаем еще раз условие задачи).
Дано:
B
BCD = 120°
B A в 2 раза
Найдите: A и B
D
A
C
Решение:
Пусть A - х ° , тогда B = 2х° .
х +2х = 120
3х = 120
х =40 A = 40 °
B= 2 ·40° = 80°
Ответ: A = 40 °, B = 80°.
Задача 2. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC внешний угол при вершине B равен 108°. Найдите углы треугольника.
Дано:
D
Δ ABC- равнобедренный
108°
B
C
A
AC – основание, DBC = 108°
Найдите: A, B, C
Решение:
DBC = A + C = 108° - по свойству внешних углов
A = C = 108° : 2 = 54° - по свойству равнобедренного треугольника
B = 180° - 108° = 72° - по свойству смежных углов
Ответ: A = 54°, С = 54°, B = 72°.
IV.Самостоятельная работа.
Итог:
- Какой угол называется внешним?
- Каким свойством обладает внешний угол треугольника?
Дополнительные задания:
Найдите углы равнобедренного треугольника, если внешний угол при основании равен 112°.
Ответ: 68°, 68°, 44°.
Найдите градусные меры внешних углов равностороннего треугольника.
Ответ: 120°, 120°, 120°.
Найдите внешний угол при основании равнобедренного треугольника с углом в 45°.
Ответ: 135°.
№27( б)
B
D
C
A
Дано:
Δ ABC- равнобедренный
С BCD
Найти углы Δ ABC
Решение:
Пусть С = х °, BCD = 3х°
Т.к. углы смежные и в сумме составляют 180°, то составим уравнение:
х + 3х = 180
4х = 180
х = 45
A = C = 45°
B = 90°.
Ответ: B = 90°.
ІV. Домашнее задание
п. 30, стр.66
B 1-2 стр.84
№33, №34, №35.