«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/___________________ Протокол № ____ от «___» ___________ 2021 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ /Роговая Л.М../ «___»___________2021 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В.Е. / Приказ № ___ от «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по обществознанию
« Избранные вопросы курса
обществознания»
для 11 класса
Учитель истории
и обществознания
Лескова А.В.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек – общество – мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др, базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 11 классов к ЕГЭ.
Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек – общество- мир» 34 часа в год по 1 часу в неделю. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам
Цели элективного курса:
-освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
-формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;.
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Средства обучения:
Энциклопедии, словари.
Учебная литература
Ресурсы сети Интернет.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
-владение основными видами публичных выступление( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)
Содержание
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир
Тема 1. Человек (7 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Тема 2. Общество ( 16ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико- правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3 Мир (10ч)
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Осноные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение политической культуры.Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентско-парламентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Обобщение. Человек. Общество . Мир
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | раздел | Всего часов | Теория | практика |
1. | Введение. Человек. Общество. Мир | 1 | 1 | |
Человек 8 |
2 | Человек как результат биологической и социальной эволюции | 1 | | 1 |
3 | Человек как творец и творение культуры | 1 | 1 | |
4 | Потребности и интересы человека. Познание и знание | 2 | 1 | 1 |
5 | Деятельность и мышление | 2 | 1 | 1 |
6 | Свобода и ответственность личности | 1 | 1 | |
Общество 16 |
1 | Общество. Общественное сознание. | 1 | 1 | |
2 | Социум как особенная часть мира | 1 | 1 | |
3 | Общество, природа, культура | 1 | 1 | |
4. | Типология обществ | 1 | | 1 |
5 | Духовная жизнь общества | 3 | 2 | 1 |
6 | Социальная сфера общества | 3 | 2 | 1 |
7 | Экономическая сфера жизни общества | 3 | 2 | 1 |
8 | Политико- правовая сфера жизни общества | 3 | 2 | 1 |
Мир 10 |
1 | Глобализация и глобальные проблемы человечества | 1 | 1 | |
2 | Что нас разделяет: культура, религия | 2 | 1 | 1 |
3 | Учитесь мыслить глобально. | 2 | 2 | |
4 | XXI век и новые угрозы для человечества | 1 | 1 | |
5 | Власть в информационном обществе | 1 | 1 | |
6 | Россия и "русский мир" | 1 | 1 | |
7 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 2 | 1 | 1 |
| итого | 34 | 24 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Количество часов | тема | дата | д/з |
1 | 1 | Введение. Человек. Общество. Мир | | |
2 | 1 | Человек как результат биологической и социальной эволюции | | |
3 | 1 | Человек как творец и творение культуры | | |
4 | 1 | Потребности и интересы человека | | термины |
5 | 1 | Познание и знание | | таблица |
6-7 | 2 | Деятельность и мышление | | |
8 | 1 | Свобода и ответственность личности | | эссе |
9 | 1 | Общество. Общественное сознание. | | |
10 | 1 | Социум как особенная часть мира | | |
11 | 1 | Общество, природа, культура | | термины |
12 | 1 | Типология обществ | | таблица |
13 | 1 | Духовная жизнь общества. Искусство | | |
14 | 1 | Духовная жизнь общества. Наука. Образование | | |
15 | 1 | Тенденции духовной жизни современной России | | эссе |
16-18 | 3 | Социальная сфера общества. | | термины |
19-21 | 3 | Экономическая сфера жизни общества | | термины |
22-24 | 3 | Политико- правовая сфера жизни общества | | |
25 | 1 | Глобализация и глобальные проблемы человечества | | таблица |
26 | 1 | Что нас разделяет: культура. | | |
27 | 1 | Что нас разделяет: религия | | эссе |
28 | 1 | Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства | | |
29 | 1 | Россия в глобальной конкуренции | | |
30 | 1 | ХХ1 век и новые угрозы для человечества | | |
31 | 1 | Власть в информационном обществе | | |
32 | 1 | Россия и "русский мир" | | |
33 | 1 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | | |
34 | 1 | Обобщение. Человек - Общество -Мир | | |