Ростовская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубовская СШ № 1
Принятана заседании
Методического совета
Протокол № от 2019г.
Утверждаю
руководитель
МБОУ Дубовской СШ № 1
______________
Приказ № от 2019г
Программа внеурочной деятельности
«Школа - мой дом»
направление: социальное
возраст учащихся: 8 лет
срок реализации 1 год
авторы-составители: Киселева Л.В., Белоусова Е.В., Белоусова Н.А..
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа - мой дом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Сущность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Цель курса:
- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи курса:
- создать условия для эффективного воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося;
- воспитывать уважительное отношение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Личностными результатами освоения курса является формирование следующих умений:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Планируемые результаты освоенияобучающимися программы внеурочной деятельности «Школа мой дом»:
- иметь представление о базовых национальных российских ценностях; знание правил поведения в школе, семье, общественных местах
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений, проявлять доброжелательность, сочувствие, сопереживание
- уметь жить в коллективе, взаимодействовать друг с другом, находить компромисс
- проявлять активность при получении знаний (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства)
- проявлять самостоятельность, инициативу.
Форма деятельности: беседа, просмотр роликов и презентаций, выступление талантливых детей класса, круглый стол, диалог, дискуссия, игра, беседа-игра, утренник, устный журнал, конкурс проектов, диспут, экскурсия, викторина, беседа- путешествие, живая газета.
Тематическое содержание программы:
2.Права ребенка- 1час.«Декларация прав человека».
3 Сплочённость классного коллектива- 1час. Выбираем поручения, актива класса, распределение обязанностей.
4.Классные часы, приобщённые к календарным датам–20 часов.3 сентября - «День солидарности в борьбе с терроризмом» , 8 сентября – «Международный день распространения грамотности», 1октября –«Международный день пожилых людей», 15 октября – «Международный день белой трости», 4 ноября – «День народного единства», 27 ноября « День матери», 3 декабря- «Международный день инвалидов», «День неизвестного солдата», 9 декабря – «День героев Отечества», 12 декабря – «День Конституции РФ», 18 марта – «День воссоединения Крыма с Россией», 12 апреля – «День космонавтики», 9 мая – «День Победы».Урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто». Беседа о терроризме, «Уважай старших. Как надо разговаривать со взрослыми» - ко Дню пожилого человека,«Согласие да лад – для общего дела клад» - ко Дню народного единства, «Никто не забыт, ничто не забыто», «Давайте вспомним», рисование на тему «Я против террора», «День матери» -от улыбок маминых светло.Слушание песен о ВОВ, встреча с участниками войны, возложение цветов к памятнику. Конкурс чтецов и песен военных лет.
5.Уроки нравственности толерантности- 1 час. День добрых дел.Поведение и оценивание своих поступков.Обучение дружной игре, взаимной поддержке, приобретение опыта совместной деятельности. Решение педагогических ситуаций.
6.Здоровый образ жизни-7 часов. Акция «Внимание Дети!»1сентября-день безопасности дорожного движения.Беседа «Заметный пешеход».«Зебра приглашает в школу», беседа « Здоровье в твоих руках».
7. Подготовка и проведение праздников 4 часа:Новогоднийбал,«А ну-ка, мальчики!», «В марте есть такой денёк», , «Прощание с 2 классом».
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Дата |
1 | Акция «Внимание Дети!»1сентября-день безопасностидорожногодвижения.Повторить правила уличного движения для пешеходов;развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом. Сформировать у детей представление о терроризме, акцентировать внимание на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана). | |
3 | Беседа «Заметный пешеход»мероприятия, направленные на пропаганду использования светоотражателей среди детей и подростков. | |
4 | «День добрых дел» мотивировать детей на добрые поступки; учить детей анализировать свои поступки и поступки других;воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим. | |
5 | «Международный день распространения грамотности».8 сентября.Познакомить детей с праздником «Днем грамотности»; способствовать формированию потребности и стремления к знаниям. | |
6 | Выбираем поручения. «Наша классная жизнь». Выборы актива класса, распределение обязанностей.Формирование заботливого отношения к одноклассникам,создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся. | |
7. | Декларация прав человека. Проект «Права ребёнка»Познакомить с Всеобщей Декларацией прав человека. Закрепить знания нравственных норм, уметь применять их в жизни, в практике общения с другими людьми. | |
8. | «Международный день пожилых людей».1 октябряПривлечение внимания детей к проблемам людей пожилого возраста. | |
9. | 5 октября - День учителя. Воспитывать нравственные качества обучающихся: умение уважать труд учителей; воспитывать гордость за близких людей, работающих учителями; воспитывать чувство уважения к нелегкому труду учителя. | |
10. | «Международный день белой трости».15 октября.Дать детям представление о толерантности. Расширить и закрепить представление детей о доброте. Воспитывать толерантность к незрячим людям и к людям инвалидам, желание помочь им. | 11,10 |
11. | Безопасное движение.(октябрь)Повторить правила уличного движения для пешеходов; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | 18,10 |
12. | «Коллектив начинается с меня». Формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть ее достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся. | 25,10 |
13. | «День народного единства».4 ноябряДать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси. | 8,11 |
14. | | |
15. | « День матери».27 ноября Формирование чувства уважение и заботы к материи. Развитие чувства ответственности за свои поступки. Развитие инициативы и творческих способностей учащихся. | |
16. | «Международный день инвалидов».(3декабря)Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества. | |
17. | «День неизвестного солдата». Дать представление об исторических обстоятельствах, вследствие которых день Неизвестного солдата назначен на 3 декабря.Формирование чувства патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны. | 6,12 |
18. | «День героев Отечества». 9декабря Познакомить обучающихся с историей праздника «День Героев Отечества».Воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной; чувства гордости за героическую историю страны; патриотизма и активной гражданской позицииобучающихся. | |
19. | «День Конституции РФ».12 декабря. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней. | 20,12 |
20. | Подготовка к новогоднему балу. | 27.12 |
21. | Безопасное движение.(январь)Повторить правила уличного движения для пешеходов; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | 17,01 |
22. | День памяти юного героя-антифашиста. 8 февраля. | 24,01 |
23. | День вывода советских войск из Афганистана. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля. | |
24. | «А ну-ка, мальчики!».23 февраля. Развитие внимания, мышления, инициативности, самостоятельности; воспитание патриотизма, чувства товарищества. | |
25. | «В марте есть такой денёк».8марта.Помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей. | |
26. | «День воссоединения Крыма с Россией».18 марта.Воспитание интереса к изучению прошлого своей Родины, чувства уважения к истории России и гордости за свою страну и её народ, патриотизма. | |
27. | Безопасное движение.(март)Повторить правила уличного движения для пешеходов; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | |
28. | Беседа « Здоровье в твоих руках» (7 апреля –Всемирный день здоровья) Воспитывать культуру здоровья; обобщать представления о здоровье как одной из главных ценностей человека. | |
29. | «День космонавтики». 12 апреля. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами.Прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. | |
30. | Международный день памяти чернобыльской трагедии 26 апреля.Способствовать активной жизненной позиции, воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе; способствовать формированию экологических знаний. | |
31. | 9 мая - «День Победы».Воспитаниеисторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. | |
32. | Урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто». Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле, познакомить с героями Великой Отечественной войны и пионерами-героями. | |
33. | «Зебра приглашает в школу».майРасширить знания учащихся о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице. | |
34. | «Прощание со 2 классом». Формировать положительную мотивацию к школьному обучению; подвести итоги учебного года. | |
Учебно-методическое обеспечение:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/ Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.
Агапова, И.А. Веселые праздники в школе и дома [Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада, 2010. – 256 с.
Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И.А. Агапова. - Москва: Лада, 2010. – 224 с.
Арсенина, Е.Н Сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] / Е.Н. Арсенина. - Москва: Глобус, 2008. – 222 с
Яровая, Л.Н. Внеклассные мероприятия [Текст] / Л.Н. Яровая. - Москва: Вако, 2004. - 176 с
Материально – техническое обеспечение: ПК, фотоаппарат, презентации, портфолио учащегося, предметные картины.