СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Ростовская область

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубовская СШ № 1


Принята на заседании

Методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2019г.


Утверждаю

руководитель

МБОУ Дубовской СШ № 1

______________

Приказ № от 2019г






Программа внеурочной деятельности

«Мой мир»

направление: духовно - нравственное

возраст учащихся: 8 лет

срок реализации 1 год

авторы-составители: Киселева Л.В.

Белоусова Е.В.

Белоусова Н.А.


















2019 год



Пояснительная записка

Комплексная программа «Мой мир» (далее Программа) разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.

Программа «Мой мир» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно - нравственного становления личности школьника. Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.

Особенностью данной программы является то, что она рассчитана на работу педагога с отдельно взятым классом и позволяет педагогу:

- оптимизировать нагрузку учащихся во внеурочное время,

- использовать потенциал школьного пространства для построения воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС,

- использовать имеющийся в образовательной организации опыт и школьные традиции для вовлечения учащихся в социально-значимые дела. 

Цель программы

Создание среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка во внеурочное время на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Задачи:

- развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

- развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

- способствовать оптимизации нагрузки учащихся и их здоровьесбережению;

- формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;

- формировать у детей социокультурную идентичность;

Ожидаемые результаты деятельности

Личностные результаты

В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Метапредметные результаты

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,

  • умение планировать собственную деятельность

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты

В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО образовательной организации.




Тематическое содержание программы:


«Правила хорошего человека»- 10ч

1.«Здравствуй школа!»

День знаний. Дать понятие о том, что и в годы ВОВ дети учились.

2.Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

3.Правда и ложь

Обсуждение понятий «правда» и «ложь». Как вы понимаете слово «ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого «Лгун», рассказа Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

4. Добро и зло

Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

5. Волшебники добра

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Анализ произведения В. Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».

6. Какими в жизни следует быть?

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.

7 . Я и мое настроение

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умениеуправлять ими. Рисование « Я - веселый, я - хмурый».

8. Узнай настроение человека

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

9. Ответственность и я.

Дать понятие «ответственность», «ответственный человек». Отвечаем на вопрос «Ответственный ли ты?».

10. В дружбе сила.

Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей?

«Любимый край»-10ч

  1. Что такое Родина?

Дать понятие «Родина», «патриотизм», «патриот». Беседа о значении Родины в жизни человека.

  1. Моя малая Родина.

Формирование ценностного отношения к своему краю, традициям и культурному достоянию края. Рисование: «Наше село».

  1. Природа моего края.

Знакомство с природой области. Рисование на тему «Природа родного края».

  1. Символика области (гимн, герб, флаг)

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Творческое задание: создай герб или флаг своей семьи.

  1. Кодекс жителя.

Знакомство с Кодексом жителя .

  1. Известные люди нашего села.

Знакомство с известными людьми нашего села, их творчество и достижениями. Составление рассказа: «Кем я хочу стать».

  1. Мои любимые места.

Знакомство учащихся с достопримечательностями нашего села, их историей. Составление рассказа на тему: «Красивые места нашего села». Рисование на тему: «Мой любимый уголок».

  1. Родной край в древности. Экскурсия в музей.

Родной край в древности. Экскурсия в музей родного края в школе.

  1. О чем шепчут названия улиц родного села.

Знакомство учащихся с улицами нашего села, с названиями. В честь кого названы самые большие улицы города. Беседа «Я знаешь ли ты в честь кого названа твоя улица?»

  1. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

Уважение к старшему поколению. Наши бабушки и дедушки. Почему необходимо проявлять уважение к старшему поколению? Традиции отношения к старшим в русской культуре. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

«Я – гражданин России»- 12ч

  1. Наша страна – Россия.

Беседа «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».  Путешествие по стране. Конкурс стихов, посвященных России. Выставка рисунков о России. Наши «соседи».

  1. В гости к предкам.

История земли русской в былинах. Богатыри земли Русской. Важные даты в истории России.    

  1. Знакомство с символами Российского государства.

Знакомство с символами Российского государства. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

  1. Природа нашей родины.

Знакомство с природой России. Животные, обитающие в природных зонах России. Животные и растения Красной книги России. Рисование на тему «Природа России».

  1. Они прославили Россию.

Знаменитые люди России (спортсмены, деятели культуры и искусства, актеры театра и кино), их заслуги и достижения. Просмотр тематической презентации.

  1. Государственные праздники.

Знакомство с главными государственными праздниками России. История праздников.

  1. Русские писатели и поэты.

Знаменитые писатели и поэты России. Современные писатели и поэты и их творчество.

  1. День Победы.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края и России в целом. Города – Герои России. Открытка ветерану.

  1. Юные герои, которые сражались с врагом.

Дети войны. Познакомить учащихся с юными героями ВОВ и их подвигами. Просмотр и обсуждение тематической презентации.

  1. О боевой храбрости и мужестве.

Герои Советского союза – наши земляки. Рисование на тему: «Мирное небо над головой».

  1. Путешествие в страну прав.

Что такое права человека. Конвенция прав человека. Права ребенка в России. Просмотр и обсуждение презентации. Упражнение: «Какие права нарушены?», «Что нужно делать, чтобы не нарушать прав другого человека.»

  1. Я – гражданин. Мои права и обязанности.

Дать понятие «гражданин», «гражданство». Что значит быть гражданином государства? Права и обязанности гражданина России. Просмотр и обсуждение презентации.

«Подводим итоги»- 2ч

  1. Мои чувства по отношению к Родине.        

Выставка рисунков по теме. Обсуждение изученного материала. Что нового узнали учащиеся на занятиях?

  1. Обобщающий урок        

Обобщающий урок по курсу внеурочной деятельности «Мой мир».

Календарно-тематическое планирование


раздела

занятия

содержание

Дата

1.1

1

«Здравствуй школа!»


1.2

2

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)


1.3

3

Правда и ложь


1.4

4

Добро и зло

25,09

1.5

5

Волшебники добра

2,10

1.6

6

Какими в жизни следует быть?

9,10

1.7

7

Я и мое настроение

116,10

1.8

8

Узнай настроение человека

23,10

1.9

9

Ответственность и я

6.11

1.10

10

В дружбе сила

13,11

2.1

11

Что такое Родина?

20,11

2.2

12

Моя малая Родина.

27,11

2.3

13

Природа моего края.

4,12

2.4

14

Символика области (гимн, герб, флаг)


2.5

15

Кодекс жителя.

8 1218,12

2.6

16

Известные люди нашего села.

25.12

2.7

17

Мои любимые места.

15,01

2.8

18

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

22,01

2.9

19

О чем шепчут названия улиц родного города.

29,01

2.10

20

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.


3.1

21

Наша страна – Россия.


3.2

22

В гости к предкам


3.3

23

Знакомство с символами Российского государства.


3.4

24

Природа нашей родины.


3.5

25

Они прославили Россию.


3.6

26

Государственные праздники.


3.7

27

Русские писатели и поэты.


3.8

28

День Победы.


3.9

29

Юные герои, которые сражались с врагом.


3.10

30

О боевой храбрости и мужестве.


3.11

31

Путешествие в страну прав.


3.12

32

Я – гражданин. Мои права и обязанности.


4.1

33

Мои чувства по отношению к Родине


4.2

34

Обобщающий урок




Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • Интерактивная доска

  • Персональный компьютер

  • Фотоаппарат


Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. Федеральный закон Российской Федерацииот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -http://minobr.org.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://minobr.org.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» - http://minobr.org

  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 №1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» - http://k-obr.spb.ru›downloads/88/1534.doc.

  6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства

Санкт-Петербурга от 14.05.14 №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга.

  1. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства

Санкт-Петербурга от 15.09.2014 №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».

  1. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

  2. Учебный план и План внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.

  3. Образовательная Программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212.

  4. Локальный акт ГБОУ школы №212 «Положениеосоставлении рабочих программ по учебным предметам» от 30 августа 2013 г.

Рекомендуемая литература:

  1. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.

  2. Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб:Нестор, 2002.

  3. Титова Е.В.Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993.

  4. Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие - СПб: СПб АППО, 2011.

  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. - Начальная школа. 2004. №2.

  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.

  7. Финогенов А.В.В.Э. Филиппов. Игровые технологии в школе: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГУ, 2001.

  8. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М: Просвещение, 1994.

  9. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.

  10. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия. 2008.

  11. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. - М.: 2004.

  12. Радзиевская, Л.И. Ты один дома - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.

  13. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  14. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org

  15. Диагностика по методике М.И.Шиловой . Журавлева В.Р. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!