Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от 2019г. ____________ / Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2019 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Биология в экспериментах».
для 9 классов
на 2019-2020 учебный год
количество недель 34, количество часов в неделю 1 час,
количество часов в год - 34 часов,
учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна
г. Нефтеюганск
Программа курса внеурочной деятельности по предмету
«Биология» 9 классы
« Биология в экспериментах»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.),Москва, изд-во «Просвещение».
Направление: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 5-8 классов. Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии.
Цель и задачи
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов, так как много интересной информации остается за страницами учебника.
Задачи программы:
ОбразовательныеРасширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Биология в экспериментах » предназначена для обучающихся 11-15 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 9 классов, 34 часа.
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, опыты, эксперименты, практические работы, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
познавательный интерес к изучению живой природы;
интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Метапредметные результаты:
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основных правил поведения в природе.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой, микроскопом).
В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Возможные результаты: составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов, рисунков.
Календарно-тематическое планирование
9 класс |
1 | Вводное занятие Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием | Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием. | 1 | Устный зачет |
2 | Я - иссдедователь Методы изучения биологических объектов. | Методы изучения биологических объектов. | 1 | Устный опрос |
3 | Я - иссдедователь Увеличительные приборы. | Увеличительные приборы. | 1 | |
4 | Я - иссдедователь Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. | Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. | 1 | |
5 | Я - иссдедователь Овладение методикой работы с микроскопом | Овладение методикой работы с микроскопом. | 1 | |
6 | Я - иссдедователь Овладение методикой работы с микроскопом | Овладение методикой работы с микроскопом. | 1 | |
7 | Я – цитолог. Клетка – структурная единица живого организма. | Клетка – структурная единица живого организма. | 1 | Конспект. Оформление результатов л/р. |
8 | Я – цитолог. Клетка: строение, состав, свойства. | Клетка: строение, состав, свойства. | 1 | |
9 | Я – цитолог. Микропрепараты. Фиксированный препарат. Практическая работа | Микропрепараты. Фиксированный препарат. Практическая работа | 1 | Отчет по практической работе |
10 | Я – цитолог. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка». Практическая работа | Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка». Практическая работа | 1 | Отчет по практической работе |
11 | Я – цитолог. Изучение бактериальной клетки. | Изучение бактериальной клетки. | 1 | |
12 | Я – цитолог. Изучение растительной клетки. | Изучение растительной клетки. | 1 | |
13 | Я – цитолог. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Практическая работа | Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Практическая работа | 1 | Отчет по практической работе |
14 | Я – цитолог. Изучение животной клетки. | Изучение животной клетки. | 1 | |
15 | Я – цитолог. Изучение грибной клетки. Споры. | Изучение грибной клетки. Споры. | 1 | |
16 | Я – цитолог. Половые клетки растений.. | Половые клетки растений.. | 1 | |
17 | Я – цитолог. Половые клетки животных | Половые клетки животных | 1 | |
18 | Я - миколог Микроскопические грибы Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | Микроскопические грибы | 1 | Отчет по практической работе |
19-20 | Я - миколог Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | 2 | |
21-22 | Я - миколог Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. | Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. | 2 | |
23 | Я - гистолог Понятие «ткань». | Понятие «ткань». | | |
24-25 | Я - гистолог Растительные ткани: покровная, проводящая. | Растительные ткани: покровная, проводящая. | 2 | |
26-27 | Я - гистолог Растительные ткани: механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. | Растительные ткани: механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. | 2 | |
28-29 | Я - гистолог Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности. | Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности. | 2 | |
30-31 | Я - гистолог Животные ткани: соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая). | Животные ткани: соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая). | 2 | |
32-33 | Я - гистолог Животные ткани: мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная). | Животные ткани: мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная). | 2 | |
34 | Я - гистолог Животные ткани: нервная. Отчеты обучающихся. | Животные ткани: нервная. Отчеты обучающихся. | 1 | Отчет по практической работе |
| Итого | | 34 | |
Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Дендрология- раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и их частей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Метод контроля;
Объяснительно-иллюстративный;
Исследовательский;
Творческий.
Формы подведения итогов
Участие в конкурсных мероприятиях;
Выступления детей на занятиях;
Контрольные занятия;
Создание различных творческих работ;
Защита исследовательских работ, проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, микроскопы, лупы, комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
Список используемой учебно-методической литературы
Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС, 2003.
В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако, 2014.
В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы
. Волгоград:. Учитель, 2005г