СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

ФИО участника

Джанкеева Жасмина Муслимовна

Тема мероприятия

«Я - гражданин России»

Цель мероприятия

Создание условий для формирования знаний о том, кто такой гражданин России и умений определять гражданские права и обязанности России.

Задачи мероприятия

Образовательные:

1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

3. Раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон»;

Развивающие:

1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

- создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

- развивать у детей стремление быть сознательными гражданами России;

- побуждать детей к пониманию своей значимости в стране, воспитывать этическое поведение, чувства товарищеских отношений, уважение к родным,

заботу о ближнем.

Формы мероприятия

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Методы: беседа, задания, инструктаж.


Средства: стихотворения, карточки, ватман, ножницы, клей, материалы для аппликации, музыка.

Ход внеклассного мероприятия

Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

- Здравствуйте ребята, меня зовут Жасмина Муслимовна. Сегодня я проведу у вас классный час (внеурочное меропр)

- Сядьте ровно, спина прямая.

- С каким настроением пришли на урок?

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться друг к людям.

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства, стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
Верность другу, преданность Отчизне
Имя гражданина и борца.

- Думаю, что теперь можно начать работу. Ребята сегодня у нас очень важный для каждого из нас классный час, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое, интересное.

- Посмотрите на экран. О чём эти строчки?

«Поэтом можешь и не быть,

а гражданином быть обязан.»

Н.А. Некрасов

- Как вы понимаете эти строчки?

- Прежде чем определить его тему, послушайте стихотворение:

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озёра и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

как будто праздник.

Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник!

- О чём это стихотворение?

- Ребята, а как называется ваша Родина?

- Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии?

- Посмотрите на слайд, дополните предложение, и вы узнаете тему классного часа.

Я – гражданин…

- Какая же тема сегодняшнего классного часа?

- Верно, тема нашего классного часа «Я – гражданин России».

- Какую поставим перед собой цель?



- Какие у вас личные цели?

- Чтобы наше мероприятие было полезным и все запомнилось, нужно составить план работы.

- Вспомним правило техники безопасности при работе с доской.

План:

1. Что такое Родина?

2. Узнать, кто такой гражданин России.

3. Научиться определять гражданские права и обязанности России.

4. Символы России.

- Кто согласен, хлопните.


































































- О Родине

- Россия

- Ответы обучающихся.





Я – гражданин России.





- Узнать о том, кто такой гражданин России и научиться определять гражданские права и обязанности России, а также вспомним символы нашей Родины.

- Ответы учащихся.





План:

1. Что такое Родина?

2. Узнать, кто такой гражданин России.

3. Научиться определять гражданские права и обязанности России.

4. Символы России.


Один обучающийся выходит к доске и составляет план.

Хлопают в ладоши.

Основной этап

- Поработаем по 1 пункту плана и узнаем, что такое Родина.

- Как вы думаете, что такое Родина?

- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
- Послушайте одну историю.
- Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
- Давайте подумаем: когда так говорят?
- Почему же Человек заскучал?






- Верно, слушайте дальше.

- Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.

- Испытывал ли кто-нибудь из вас данные чувства?

- Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков.
- Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина». Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
- Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?
- На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию.








- Вспомним правила работы в парах.

- А сейчас выполните задание в парах. Вам необходимо сложить пословицы о Родине.

  1. Нет земли краше…

  2. Человек без родины…

  3. Одна у человека мать…

А) что соловей без песни.

Б) чем Родина наша.

В) одна у него и Родина.

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде.

На свете много разных стран.

Но есть одна страна.

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

- Итак, ребята, какой вывод можно сделать по 1 пункту плана?

- Покажитесмайлик, если мы выполнили 1 пункт плана.






- Переходим ко второму пункту плана и узнаем, кто такой гражданин России.

- Ребята, а как называют жителей нашей страны?




- Как вы думаете, что значит быть гражданином своей страны?
- Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

- Я хочу вам показать несколько слайдов с гражданами России. Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей?

(Портреты А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, Д. А. Медведева).
- Почему вы их так быстро узнали?

- Это выдающиеся личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремления отдавали служению обществу, народу, укрепляли могущество России. К ним можно отнести и ваших родных, которые сумели защитить Родину во время Великой Отечественной войны. Именно люди делают Родину славной и великой.

- Ребята, какой вывод можно сделать по 2 пункту плана?





- Верно, а мы переходим к 3 пункту плана, чтобы узнать и научиться определять гражданские права и обязанности России.

- Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права.
- Вы постоянно живёте в России? Вы её любите, гордитесь?

- Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности.

- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права?


- Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство - это значит право проживать в стране, медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску)

- А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились?

- А когда вы окончите школу, какое у вас будет право?

- Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ.

- Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?

- Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции.

- Что же такое конституция? Прочитайте значение этого слова на слайде.

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.


- Сейчас выполним работу в группах с карточками.
(учитель раздает карточки с заданиями группам)
- Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению.
Право на образование.
Право на безопасность и защиту.
Право на драки.
Право на отдых.
Право обратиться к учителю за помощью.
Право на разговоры на уроке.
Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту.
Право на участие в школьных мероприятиях.
Право на наказание.
- Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники?

Беседа.
- С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России?
- А теперь давайте самостоятельно определим, что должен каждый гражданин.
Работа на карточках в парах «Гражданин должен»
- Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу.

знать

культурой, языком

выполнять

природу

любить

свою Родину

беречь

территорию

защищать

богатство

приумножать

обязанности

гордиться

права


- Вы справились с заданием. А вы соблюдаете эти правила?
Игра «Угадай право».
- Двум командам я даю карточку с перечнем прав. Звучит отрывок из песни, вы должны выбрать подходящее по смыслу право, выходите с карточкой вперед, называете его.


1-я команда:
1.Право на отдых
(Песенка льва и черепахи)
2.Право на неприкосновенность, жизни.
( В траве сидел кузнечик)
3.Право на распространение информации
(По секрету - всему свету)

2-я команда:
1.Право на учебу
(Буквы разные писать)
2.Право на собственное мнение
(А может быть ворона)
3.Право на творческое самовыражение
(Песенка про « хорошо»)


-Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках.


Физическая минутка «Наша Родина – Россия»

Собрались мы здесь сегодня
Тему важную узнать (шагаем на месте)

Мы живём в стране огромной! (широко разводим руки)

Как нам гражданами стать? (разводим руки на наклоняемся) Гражданин страны России -
Кто же это? Подскажи! (хлопаем в ладоши)

Мы узнаем всё сегодня (прыжки на месте)

Ты садись и не спеши. (садятся за парты) 

- Какие выводы можем сделать по 3 пункту? О каких правах вы узнали?


- Переходим к 4 пункту.

- Много на свете, и кроме России, государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия.

- У каждой страны свои государственные символы? Что мы называем государственными символами?
-Вспомним про флаг России, ответив на вопросы теста.
Тест.
1) Как чередуются цвета на флаге России?
2) Соотнесите цвета с их значениями.



- Что такое герб?

- Что на нём изображено?



Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

- Ещё один важный символ нашего государства – флаг. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.





Задание в парах «Конструирование. Флаг»

– Для работы нам понадобится клей.

– Какие правила работы с клеем вы знаете?

– У вас на столе есть заготовка флага. Составьте из полосок бумаги государственный флаг России.

– Пара, которая выполнит задание встает и поднимает флаг.

– Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.

- Как чередуются цвета на флаге России?

- А вы знаете, что обозначает каждый из цветов?









Третий символ страны – это гимн. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.

Звучит гимн.

Работа в группах. (Звучит песня “С чего начинается Родина”)


– У вас на партах лежит основа для вашего будущего коллажа. В конверте есть различные детали, рисунки, бумага. Сегодня мы говорили о Родине, у вас должен получиться коллаж, который называется “Моя Родина”

– Победит та группа, которая дружно, быстро, аккуратно выполнит работу.


Презентация коллективной работы.


- Вернемся к нашему плану. Как вы считаете, мы выполнили все задачи нашего плана?



- Родина – это  место рождения человека, его родная страна.


Дети слушают














Ответы учащихся

- Потому что он родился в другой стране и привык к ней. Человек тосковал по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.








Ответы учащихся.







Р – родина.
О – особенная одна огромная.
С – славная, сильная.
С – смелая, свободная.
И – искусная, историческая, идеальная.
Я – ясная, яркая.



Ответы обучающихся


1-Б

2-А

3-В
















- Родина – это, место, где ты родился и вырос. Родиной можно называть родной город или поселок, где ты провел детство. Родиной можно называть страну, где ты живешь.




- Россияне, каждый человек с рождения является гражданином своей страны.


Предположения учащихся







- Они известны.








- Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа



 

Отвечают на вопросы учителя.

 

- Да, имеет..








- Право учиться

- Выбрать профессию.




Дети слушают учителя.


Ответы учащихся.




Читают значение слова «Конституция»





Выполняют работу в группах.

 

 

 


Право на драки.

Право на разговоры на уроке.

Право на наказание.






- Прилежно учиться, выполнять правила школьников, бережно относиться к школьному имуществу, уважать права других.

























































Ответы учащихся






Флаг, герб, гимн.





Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.


- Золотой двуглавый орёл изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец.











• Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

• Синий – цвет веры и верности, постоянства;

• Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.








Обучающиеся выполняют задание в группах.



Заключительный этап

– Моя милая родина. Если мы о ней говорим словами “моя” и “милая”, значит, нам дорого все, что связано с родным краем: и город, и природа, и люди.



Любить свою Родину – это не только любить природу, но и знать его историю и культуру.

Чтение стихотворения “Берегите Россию”



“Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!

(К. Синицын)

-С чего начинается Родина?
-Что нас объединяет? (общая земля, общая история, общие законы, общий язык…)
-Что ещё? (духовные традиции и ценности)

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

– Продолжите мое предложение: Родина – это ...

– Если вам понравилось наше занятие и вы узнали много нового – возьмите солнышко, если вам было неинтересно – тучку.

- Вы сегодня хорошо потрудились.

- До свидания!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!