Подготовительный этап | - Здравствуйте ребята, меня зовут Жасмина Муслимовна. Сегодня я проведу у вас классный час (внеурочное меропр) - Сядьте ровно, спина прямая. - С каким настроением пришли на урок? - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением. - Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться друг к людям. Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту, Мудрость чувства, стойкость в бурях жизни, Мужество во всём и до конца, Верность другу, преданность Отчизне Имя гражданина и борца. - Думаю, что теперь можно начать работу. Ребята сегодня у нас очень важный для каждого из нас классный час, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое, интересное. - Посмотрите на экран. О чём эти строчки? «Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан.» Н.А. Некрасов - Как вы понимаете эти строчки? - Прежде чем определить его тему, послушайте стихотворение: Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озёра и бурлящие моря. Над полями выгнет спину Радуга-дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод, А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, как будто праздник. Обняла весна цветная Ширь твоих степей. У тебя, страна, я знаю, Солнечно в судьбе. Нет тебе конца и нет начала, И текут светло и величаво Реки необъятные, как песня о тебе, как будто праздник! - О чём это стихотворение? - Ребята, а как называется ваша Родина? - Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Посмотрите на слайд, дополните предложение, и вы узнаете тему классного часа. Я – гражданин… - Какая же тема сегодняшнего классного часа? - Верно, тема нашего классного часа «Я – гражданин России». - Какую поставим перед собой цель? - Какие у вас личные цели? - Чтобы наше мероприятие было полезным и все запомнилось, нужно составить план работы. - Вспомним правило техники безопасности при работе с доской. План: 1. Что такое Родина? 2. Узнать, кто такой гражданин России. 3. Научиться определять гражданские права и обязанности России. 4. Символы России. - Кто согласен, хлопните. | - О Родине - Россия - Ответы обучающихся. Я – гражданин России. - Узнать о том, кто такой гражданин России и научиться определять гражданские права и обязанности России, а также вспомним символы нашей Родины. - Ответы учащихся. План: 1. Что такое Родина? 2. Узнать, кто такой гражданин России. 3. Научиться определять гражданские права и обязанности России. 4. Символы России. Один обучающийся выходит к доске и составляет план. Хлопают в ладоши. |
Основной этап | - Поработаем по 1 пункту плана и узнаем, что такое Родина. - Как вы думаете, что такое Родина? - Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы. - Послушайте одну историю. - Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут». - Давайте подумаем: когда так говорят? - Почему же Человек заскучал? - Верно, слушайте дальше. - Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине. - Испытывал ли кто-нибудь из вас данные чувства? - Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков. - Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина». Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают. - Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом? - На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию. - Вспомним правила работы в парах. - А сейчас выполните задание в парах. Вам необходимо сложить пословицы о Родине. Нет земли краше… Человек без родины… Одна у человека мать… А) что соловей без песни. Б) чем Родина наша. В) одна у него и Родина. Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде. На свете много разных стран. Но есть одна страна. От белых льдов до теплых рек Раскинулась она. - Итак, ребята, какой вывод можно сделать по 1 пункту плана? - Покажитесмайлик, если мы выполнили 1 пункт плана. - Переходим ко второму пункту плана и узнаем, кто такой гражданин России. - Ребята, а как называют жителей нашей страны? - Как вы думаете, что значит быть гражданином своей страны? - Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. - Я хочу вам показать несколько слайдов с гражданами России. Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Портреты А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, Д. А. Медведева). - Почему вы их так быстро узнали? - Это выдающиеся личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремления отдавали служению обществу, народу, укрепляли могущество России. К ним можно отнести и ваших родных, которые сумели защитить Родину во время Великой Отечественной войны. Именно люди делают Родину славной и великой. - Ребята, какой вывод можно сделать по 2 пункту плана? - Верно, а мы переходим к 3 пункту плана, чтобы узнать и научиться определять гражданские права и обязанности России. - Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права. - Вы постоянно живёте в России? Вы её любите, гордитесь? - Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности. - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? - Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство - это значит право проживать в стране, медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску) - А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? - Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. - Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. - Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? - Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции. - Что же такое конституция? Прочитайте значение этого слова на слайде. Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. - Сейчас выполним работу в группах с карточками. (учитель раздает карточки с заданиями группам) - Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению. Право на образование. Право на безопасность и защиту. Право на драки. Право на отдых. Право обратиться к учителю за помощью. Право на разговоры на уроке. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту. Право на участие в школьных мероприятиях. Право на наказание. - Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники? Беседа. - С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России? - А теперь давайте самостоятельно определим, что должен каждый гражданин. Работа на карточках в парах «Гражданин должен» - Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу. знать | культурой, языком | выполнять | природу | любить | свою Родину | беречь | территорию | защищать | богатство | приумножать | обязанности | гордиться | права | - Вы справились с заданием. А вы соблюдаете эти правила? Игра «Угадай право». - Двум командам я даю карточку с перечнем прав. Звучит отрывок из песни, вы должны выбрать подходящее по смыслу право, выходите с карточкой вперед, называете его. 1-я команда: 1.Право на отдых (Песенка льва и черепахи) 2.Право на неприкосновенность, жизни. ( В траве сидел кузнечик) 3.Право на распространение информации (По секрету - всему свету) | 2-я команда: 1.Право на учебу (Буквы разные писать) 2.Право на собственное мнение (А может быть ворона) 3.Право на творческое самовыражение (Песенка про « хорошо») | -Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках. Физическая минутка «Наша Родина – Россия» Собрались мы здесь сегодня Тему важную узнать (шагаем на месте) Мы живём в стране огромной! (широко разводим руки) Как нам гражданами стать? (разводим руки на наклоняемся) Гражданин страны России - Кто же это? Подскажи! (хлопаем в ладоши) Мы узнаем всё сегодня (прыжки на месте) Ты садись и не спеши. (садятся за парты) - Какие выводы можем сделать по 3 пункту? О каких правах вы узнали? - Переходим к 4 пункту. - Много на свете, и кроме России, государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия. - У каждой страны свои государственные символы? Что мы называем государственными символами? -Вспомним про флаг России, ответив на вопросы теста. Тест. 1) Как чередуются цвета на флаге России? 2) Соотнесите цвета с их значениями. - Что такое герб? - Что на нём изображено? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. - Ещё один важный символ нашего государства – флаг. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Задание в парах «Конструирование. Флаг» – Для работы нам понадобится клей. – Какие правила работы с клеем вы знаете? – У вас на столе есть заготовка флага. Составьте из полосок бумаги государственный флаг России. – Пара, которая выполнит задание встает и поднимает флаг. – Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием. - Как чередуются цвета на флаге России? - А вы знаете, что обозначает каждый из цветов? Третий символ страны – это гимн. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Звучит гимн. Работа в группах. (Звучит песня “С чего начинается Родина”) – У вас на партах лежит основа для вашего будущего коллажа. В конверте есть различные детали, рисунки, бумага. Сегодня мы говорили о Родине, у вас должен получиться коллаж, который называется “Моя Родина” – Победит та группа, которая дружно, быстро, аккуратно выполнит работу. Презентация коллективной работы. - Вернемся к нашему плану. Как вы считаете, мы выполнили все задачи нашего плана? | - Родина – это место рождения человека, его родная страна. Дети слушают Ответы учащихся - Потому что он родился в другой стране и привык к ней. Человек тосковал по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги. Ответы учащихся. Р – родина. О – особенная одна огромная. С – славная, сильная. С – смелая, свободная. И – искусная, историческая, идеальная. Я – ясная, яркая. Ответы обучающихся 1-Б 2-А 3-В - Родина – это, место, где ты родился и вырос. Родиной можно называть родной город или поселок, где ты провел детство. Родиной можно называть страну, где ты живешь. - Россияне, каждый человек с рождения является гражданином своей страны. Предположения учащихся - Они известны. - Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа Отвечают на вопросы учителя. - Да, имеет.. - Право учиться - Выбрать профессию. Дети слушают учителя. Ответы учащихся. Читают значение слова «Конституция» Выполняют работу в группах. Право на драки. Право на разговоры на уроке. Право на наказание. - Прилежно учиться, выполнять правила школьников, бережно относиться к школьному имуществу, уважать права других. Ответы учащихся Флаг, герб, гимн. Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. - Золотой двуглавый орёл изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; • Синий – цвет веры и верности, постоянства; • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Обучающиеся выполняют задание в группах. |