СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева»





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей начальных классов

Басханова Д.В.

Протокол №1

от «29» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора





________________________

Гусейнова П.М.

«30» 08 2023 г.






УТВЕРЖДЕНО

Директор





________________________

Хайдарбиев Х.С.

Приказ №245

от «31» 08 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности»

для обучающихся 2-4 классов








г.Хасавюрт‌ - 2023‌



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» (далее — Программа) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО)1, учитывает целевые ориентиры программы воспитания2, а также структуру и содержание Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.

Финансовая грамотность является одной из составляющих функцио- нальной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Фе- дерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»3.

Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстни- ков, стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне сте- реотипы финансового поведения окружающих. Современные цифровые тех- нологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в один





1 Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.

№ 64100).

2 Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).

3 Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г.

№ 2039-р. – URL: http://static.government.ru/

клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.

Изучение учебного курса «Обществознание и естествознание (окружа- ющий мир). Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о при- роде, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответ- ствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение фи- нансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических по- нятий, представленных в содержании данного учебного курса;

  • развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моде- лей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, опре- делённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построе- ния финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;

  • развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным ресурсам и их бережливому по- треблению в соответствии с экологическими нормами поведения; становле- ние навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отно- шения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индиви- дуальности.

Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осу- ществляют элементарные финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей 8–12 лет. Во 2 классе к таким содержательным областям относятся «Обмен», «Деньги» и

«Как грамотно делать покупки», в 3 классе — соответственно «Доходы»,

«Расходы» и «Экономия, сбережения и накопление»; в 4 классе — «Семей- ный бюджет», «Личный бюджет» и «Благотворительность». Данные содер- жательные области задают в каждом классе достаточно широкий общий кон- текст, организующий множество разрозненного фактического и историческо- го материала, элементы житейского и учебного опыта младших школьников в целостную картину.

Планируемые результаты по учебным предметам «Окружающий мир»,

«Математика» и данному курсу обеспечивают учителю возможность инте- грации соответствующего содержания курса через организацию выполнения комплексных заданий, кейсов и ситуаций, проектов, участия младших школьников в сюжетно-ролевых играх, моделирующих финансовые отноше- ния людей, экскурсиях в финансовые организации и на предприятия.

Данная Программа может быть интегрирована практически во все мо- дули программы воспитания школы: например, в рамках «Ключевых об- щешкольных дел» — через вовлечение детей в социальные проекты волон- терской, благотворительной и трудовой направленности; в рамках модуля

«Экскурсии, экспедиции, походы» — через экскурсии на предприятия в населенном пункте, где проживают дети, в местные отделения банков; в рам- ках модуля «Организация предметно-эстетической среды» — через такой вид деятельности, как составление сметы расходов на оформление интерьера школьных помещений, озеленение пришкольной территории, разбивка клумб и т.д. Программные темы курса могут определить содержание участия шко- лы или конкретного класса в ежегодной Всероссийской неделе финансовой грамотности. Возможно использование содержания курса для тематических классных часов и работы с родителями младших школьников.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).

СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»

Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориен- тиров в области повышения финансовой грамотности на уровне начального общего образования.

Нормативную правовую основу Программы составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова- нии в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении из- менений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Россий- ской Федерации».

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100) «Об утверждении федерального государ- ственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Единая рамка компетенций по финансовой грамотности.

  • Примерная программа воспитания (Одобрена решением федераль- ного учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерально- го учебно-методического объединения по общему образованию).

  • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансо- вой грамотности населения и развитию финансового образования в Россий- ской Федерации».

  • Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Феде- рации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.

В соответствии с требованиями Федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования Программа направ- лена на обеспечение условий для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая с учебным материалом, который ориентирован на формирова- ние финансовой грамотности младших школьников в тесной взаимосвязи с формированием умения учить самих себя, начальных основ личностной и по- знавательной рефлексии, умения организовывать свою деятельность, сотруд- ничать с учителем и одноклассниками.

Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, включающий систему концепций: теория деятельно- сти А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий

П. Я. Гальперина, возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, теория содержательного обобщения В. В. Давыдова, теория содержательного общения Г. А. Цукер- ман, современные подходы к формированию функциональной грамотности школьников, представленные в работах Н. Ф. Виноградовой, Г. В. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, Е. Л. Рутковской и др.

Для реализации Программы необходимо соблюдение следующих ди- дактических принципов:

  • реализация межпредметных связей и интеграция содержания курса

«Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» с учебными предметами, в том числе: математикой, технологией, окружающим миром, литературным чтением;

  • организация вовлечённости младших школьников в повышение личной финансовой грамотности через перенос финансовых знаний и умений на ситуации, максимально приближенные к реальной жизни, понятные и близкие младшим школьникам в соответствии с их психолого-возрастными особенностями;

  • включение в образовательный процесс «живой» финансовой ин- формации в разнообразных форматах (видео-, аудио-, тексты, фотографии, рисунки, в том числе представленные в электронном (цифровом) виде), рабо- та с которыми предусматривает наблюдение, поисковую активность детей, понимание и преобразование информации, проведение элементарных мини- исследований, подготовку учебных проектов, вызывающую их личную заин- тересованность, желание обмениваться своими знаниями, вопросами и от- крытиями в учебных диалогах и дискуссиях;

  • обеспечение максимальной самостоятельности и субъектной пози- ции младших школьников в овладении системой действий с учебным мате- риалом курса по финансовой грамотности;

  • стимулирование становления самостоятельной оценки и самооцен- ки младших школьников, в том числе в области личных финансовых дей- ствий, привычек и поведения;

  • принципиальная открытость и преемственность процесса повыше- ния финансовой грамотности, его продолжение в рамках самообразования и семейного финансового воспитания, а также на следующих уровнях общего

образования через постепенное усложнение финансовых задач и расширение жизненных контекстов применения освоенных финансовых знаний и дей- ствий.

Изучение курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» позволяет младшему школьнику: про- живать ситуации выбора, постановки целей учебного занятия, выполнения задания, возможности сформулировать свой вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те финансовые задачи, которые ребёнку важно или ин- тересно решить; критически относиться к предлагаемым извне нормам со- трудничества со взрослым и сверстниками, правилам участия в учебном диа- логе и дискуссии, способу решения финансовой задачи; приобретать опыт волевого напряжения при достижении целей, рефлексии, самовыражения и самореализации; осуществлять нравственный выбор финансового решения (на примере решения моральных дилемм); аргументированно изменять свою точку зрения; оценивать события учебного занятия.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 3 года, общее количество учебных часов, за- планированных на весь период обучения во 2–4 классах, составляет 102 ч, по 34 ч в каждом классе, включая резервные часы.

Программа может быть реализована как в рамках учебной, внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования детей. Темы курса могут быть использованы как дополнительный материал для интегра- ции, углубления содержания учебных предметов, например, при изучении курса «Математика», «Окружающий мир», «Технология», программы воспи- тания школьников.

Программа курса может быть реализована как в рамках общего распи- сания образовательного процесса, так и в каникулярное время в формате те- матической лагерной смены на базе общеобразовательных организаций и центров дополнительного образования детей.

Срок реализации Программы зависит от организационной схемы: либо равномерно в течение трёх учебных лет, либо концентрированно в канику- лярное время. Режим занятий, их периодичность и продолжительность опре-

деляются образовательной организацией самостоятельно по согласованию с родителями младших школьников или лицами, их замещающими.

Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проект- ная, игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), ре- флексивно-оценочная, регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и взрослыми), моделирование, ана- лиз ситуаций, наблюдение и др.

Курс «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» ориентирован на формирование и развитие универ- сальных учебных действий, применение полученных знаний в повседневной жизни детей младшего школьного возраста.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»

Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школь- ники открывают на занятиях курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» и с помощью которых осваивают модели грамотного финансового поведения, связаны с постепен- ным осознанием того, что:

  • благосостояние человека, семьи, общества и российского государ- ства достигается благодаря труду, усилиям людей;

  • человек по-настоящему богат не деньгами, а своими знаниями, спо- собностями, умением учиться и постоянно изменяться;

  • главное богатство человека – это его Родина, семья, родители, дети, родные и близкие;

  • в финансовых отношениях с людьми важно быть честным и спра- ведливым;

  • финансовые решения в повседневной жизни — это выбор, человека, за последствия которого он несет ответственность.

В процессе изучения курса финансовой грамоты дети постигают уни- кальность истории, культуры и природы России через историю происхожде- ния и развития российских денег, поиск и обсуждение фактов, связанных с функциями денег в современной жизни людей. Финансовая грамота помогает

детям осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, в том числе взаимозависимость здорового образа жизни человека, экономного и бережного потребления имеющихся ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды, защиты экологии, сохранения природы.

Обсуждение жизненных ситуаций, кейсов, связанных с финансовыми поступками и решениями, помогает детям выстроить модели безопасного финансового поведения, научиться понимать мотивы финансовых поступков людей и оценивать их возможные последствия, шире — приобретать началь- ные социальные компетенции для эффективного и безопасного взаимодей- ствия в социуме, открывать возможности для личной полезной созидатель- ной активности в современном мире.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).

СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотическое воспитание:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осо- знания материальных и нематериальных богатств России;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской иден- тичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей многона- циональной страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-

этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых отношений между людьми;

  • мотивация на достижение личных финансовых целей и общих фи- нансовых целей семьи;

  • мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;

духовно-нравственное воспитание:
  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на соб- ственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых ре- шений и поступков;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способно- сти договариваться;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в фи- нансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования ин- тересов других людей;

  • осознание необходимости ограничивать свои желания;

  • проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;

эстетическое воспитание:
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразую- щей деятельности, в разных видах художественной деятельности;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной дея- тельности; осознание важности русского языка как средства общения и само- выражения;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоцио- нального благополучия:
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других лю- дей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной без- опасности;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, про- являющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;

трудовое воспитание:
  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

экологическое воспитание:
  • бережное отношение к природе, ответственное потребление ресур-

сов;


  • неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;

ценности научного познания:
  • первоначальные представления о научной картине мира (в том чис-

ле первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансо- вых отношений как одной из составляющих целостной научной картины ми- ра);

    • познавательные интересы, активность, инициативность, любозна- тельность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный ин- терес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успеш- ные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;

    • осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможно- стей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного по- ведения;

    • проявление уверенности при оплате простых покупок;

    • мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;

    • готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых то- варов и услуг;

    • мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карман- ных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределе- нию доходов по направлениям расходов.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у

обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсаль- ные учебные действия.

  1. Базовые логические действия:
    • сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и др.), устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.), устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;

    • объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы и др.);

    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета и др.;

    • находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара, составления личного бюджета, накоплений и др.;

    • выявлять недостаток информации для решения учебно- практической финансовой задачи на основе предложенного алгоритма;

    • устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения финансовых задач.

  1. Базовые исследовательские действия:
    • определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на основе предложенных педагогом вопросов;

    • с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой ситуации;

    • сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее подходящее решение (на основе предложенных критериев);

    • проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между финансовыми

объектами (часть — целое, причина — следствие);

    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения, исследования);

    • прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

  1. Работа с информацией:
    • выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;

    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую информацию, представленную в явном виде;

    • распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки;

    • соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске финансовой информации в сети Интернет;

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебно-практической финансовой задачей;

    • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в том числе с помощью средств ИКТ.


К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:
    • воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

    • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии на финансовые темы;

    • признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;

    • корректно и аргументированно высказывать свое мнение по финансовой проблеме;

    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

    • создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;

    • готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;

    • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются

регулятивные универсальные учебные действия.

  1. Самоорганизация:
    • планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по решению учебно-практической финансовой задачи;

    • проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

    • выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

  1. Самоконтроль:
    • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

    • выбирать и при необходимости корректировать способы финансовых и учебных действий;

    • находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок при решении финансовых задач;

  1. Самооценка
    • объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по предложенным критериям, соотносить свою оценку с оценкой педагога.


Совместная деятельность:
    • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

    • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам при выполнении учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;

    • ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;

    • оценивать свой вклад в общий результат;

    • выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на

    • ..


  1. КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

    • различать расходы и доходы семьи;

    • называть основные источники доходов семьи;

    • называть основные направления (категории) расходов семьи;

    • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

    • приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

    • различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;

    • распределять расходы по основным направлениям (категориям);

    • считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;

    • использовать различные источники информации о семейном и лич- ном бюджете для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

    • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

    • проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;

    • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказы- вания о семейном и личном бюджете, рисках денежного долга, бережливого расходования денег; грамотного накопления денег для финансовых целей;

    • соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в обла- сти денежных отношений, потребления ресурсов:

    • безопасно использовать персональные данные в условиях контро- лируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошенниче- ских действиях при общении в мессенджерах;

    • использовать умения выполнять арифметические действия (в пре- делах 1000) при расчете доходов, расходов, бюджета;

    • использовать при выполнении практических заданий и решении за- дач единицы: стоимости (копейки, рубли), преобразовывать одни единицы данной величины в другие;

    • решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать ре- шение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);

    • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулиро- вать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;

    • извлекать и использовать информацию, представленную в табли- цах, в предметах повседневной жизни (ценник, этикетка, описание состава);

    • структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета семьи по образцу;

    • выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);

    • соблюдать правила безопасного поведения при использовании лич- ных финансов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).

СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»

Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и с учетом структуры и содержания Единой рамки компе- тенций по финансовой грамотности для детей и взрослых, которая включает четыре предметных области финансовой грамотности: Деньги и операции с ними; Планирование и управление финансами; Риск и доходность; Финансо- вая среда. Последовательность разделов и тем отражает содержательные вза- имосвязи между изучаемыми явлениями и возрастные закономерности осво- ения детьми 8–12 лет умений грамотно и уверенно обращаться с деньгами.

Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших школьников об обмене, происхождении денег и их функциях, по- купке товаров и услуг, доходах и расходах, семейном и личном бюджетах, способах накопления, сбережения и экономии, целях благотворительности.

Содержание курса обеспечивает начальную подготовку обучающихся к участию в международных исследованиях по оценке образовательных до- стижений по финансовой грамотности (PISA).




3 КЛАСС


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Что такое доходы?

Доходы как денежные поступления в семью.

1





2

Труд как основной источник доходов семьи.

1





3

Откуда в семью приходят доходы?


1





4

Источники дохода россий ской семьи.

1





5

Какими бывают доходы?

1





6

Регулярные и нерегулярные доходы семьи

1





7

Способы увеличения доходов.

1





8

Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?

1





9

Что такое расходы?

1





10

Расхо ды планируемые и непредвиденные.

1





11

Куда уходят деньги в семье?

Почему люди не могут обойтись без расходов?

1





12

Могут ли доходы удовлетворить все желания и потребности че- ловека? Почему по- настоящему богат тот человек, которому хватает того,

что он имеет?

1





13

Какими бывают расходы? Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются обязательными, регулярными, повседневными?


1





14

Какова доля расходов различных видов в бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные

расходы?

1





15

Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть.

1





16

Благосостояние современно го человека.

1





17

Промежуточная диагно стическая работа

1





18

Промежуточная диагностическая работа

1





19

Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей.

1





20

Экономное расходование средств и бережливое отно- шение к деньгам как способы сокращения расходов

1





21

Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потреб- ностей.

1





22

Определение финан- совой цели накопления денег. Условия и правила

накопления денег.

1





23

Учебные проекты

1





24

Учебные проекты

1





25

Учебные проекты

1





26

Учебные проекты

1





27

Учебные проекты

1





28

Учебные проекты

1





29

Учебные проекты

1





30

Учебные проекты

1





31

Итоговая диагностическая

работа

1





32

Итоговая диагностическая

работа

1





33

Резервные часы:

1





34

Резервные часы:

1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0














4 КЛАСС


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Что такое семейный бюд жет?

1





2

Нужно ли вести бюджет семье с высо- кими доходами? Нужно ли вести бюджет семье с низ-

кими доходами?

1





3

Как грамотно вести семейный бюджет?

Какие разделы в семейном бюджете надо предусмотреть?

1





4

Для чего и как учиты- вать отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и ведения

семейного бюджета?

1





5

Сбережения как способ увеличения доходов семьи. Виды вкладов в

банке.

1





6

Как выбрать вид вклада? Как определить цель открытия вклада в банке?

1





7

Как вы- брать надёжный банк для открытия вклада?

1





8

Зачем люди берут кредит в банке?

Роль банка в финансовой поддержке семьи.

1





9

Банковский кредит как деньги, ко торые человек берёт у банка на время в долг.

1





10

Вид кредита.

1





11

Личный бюджет ребёнка как часть общего бюджета се- мьи.

1





12

Какие расходы в лич- ном бюджете отнести к обязательным, а какие — к желательным. Как учесть в личном бюджете интересы

других членов семьи?

1





13

Личный бюджет как средство управления личными (карманными) деньгами.

1





14

Какие разделы в лич- ном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать отклонения от плана расходов? Какие фи- нансовые знания и умения нужны для составления и

ведения личного бюджета?

1





15

Промежуточная диагностическая работа

1





16

Промежуточная диагностическая работа

1





17

Что такое благотворительность?

1





18

Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лише- ния.

1





19

Как люди творят благо?

1





20

Благотворительные фонды, гранты на поддержку добрых дел

1





21

Как помогать нуждаю- щимся людям?

1





22

Кто такие волонтеры, и чем они зани маются?

1





23

Учебные проекты

1





24

Учебные проекты

1





25

Учебные проекты

1





26

Учебные проекты

1





27

Учебные проекты

1





28

Учебные проекты

1





29

Учебные проекты

1





30

Итоговая диагностическая работа

1





31

Итоговая диагностическая работа

1





32

Резервные часы:

1





33

Резервные часы:

1





34

Резервные часы:

1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение Программы курса «Общество- знание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» предусматривает:

    • наличие учебного кабинета для проведения уроков и занятий по вне- урочной деятельности, дополнительному образованию детей по финансовой грамоте;

    • технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, цифровые фото- и видеокамеры, принтер) для поиска или создания электронных цифровых ресурсов в рамках решения финансо- вых задач;

    • учебные пособия и справочная литература, в том числе удалённый до- ступ в школьную библиотеку и медиатеку для поиска нужной информации из нескольких источников;

    • мебель, обеспечивающая детям возможность комфортно работать в малых группах (командах) или индивидуально;

    • флип-чарт, расходный материал (фломастеры, цветная бумага), поз- воляющие детям оформлять свои творческие и проектные работы и презен- товать их классу и школе;

    • рабочую программу и методические рекомендации для учителя, включающие диагностические работы учащихся.

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, элек- тронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, кол- лекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания младших школьников, представленными в электронном (циф- ровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.



  1. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

    2. Ковалёва Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функцио- нальной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубеж- ная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2 (37). — С. 31–43.

    3. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты меж- дународного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36–45.

    4. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.

    5. Сайт https://моифинансы.рф/— Минфин России, НИФИ Минфина России.

    6. Сайт https://fincult.info/ — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!