МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов Басханова Д.В. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Гусейнова П.М. «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Хайдарбиев Х.С. Приказ №245 от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности»
для обучающихся 2-4 классов
г.Хасавюрт - 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» (далее — Программа) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО)1, учитывает целевые ориентиры программы воспитания2, а также структуру и содержание Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функцио- нальной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Фе- дерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»3.
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстни- ков, стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне сте- реотипы финансового поведения окружающих. Современные цифровые тех- нологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в один
1 Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.
№ 64100).
2 Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).
3 Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г.
№ 2039-р. – URL: http://static.government.ru/
клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.
Изучение учебного курса «Обществознание и естествознание (окружа- ющий мир). Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о при- роде, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответ- ствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение фи- нансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических по- нятий, представленных в содержании данного учебного курса;
развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моде- лей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, опре- делённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построе- ния финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным ресурсам и их бережливому по- треблению в соответствии с экологическими нормами поведения; становле- ние навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отно- шения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индиви- дуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осу- ществляют элементарные финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей 8–12 лет. Во 2 классе к таким содержательным областям относятся «Обмен», «Деньги» и
«Как грамотно делать покупки», в 3 классе — соответственно «Доходы»,
«Расходы» и «Экономия, сбережения и накопление»; в 4 классе — «Семей- ный бюджет», «Личный бюджет» и «Благотворительность». Данные содер- жательные области задают в каждом классе достаточно широкий общий кон- текст, организующий множество разрозненного фактического и историческо- го материала, элементы житейского и учебного опыта младших школьников в целостную картину.
Планируемые результаты по учебным предметам «Окружающий мир»,
«Математика» и данному курсу обеспечивают учителю возможность инте- грации соответствующего содержания курса через организацию выполнения комплексных заданий, кейсов и ситуаций, проектов, участия младших школьников в сюжетно-ролевых играх, моделирующих финансовые отноше- ния людей, экскурсиях в финансовые организации и на предприятия.
Данная Программа может быть интегрирована практически во все мо- дули программы воспитания школы: например, в рамках «Ключевых об- щешкольных дел» — через вовлечение детей в социальные проекты волон- терской, благотворительной и трудовой направленности; в рамках модуля
«Экскурсии, экспедиции, походы» — через экскурсии на предприятия в населенном пункте, где проживают дети, в местные отделения банков; в рам- ках модуля «Организация предметно-эстетической среды» — через такой вид деятельности, как составление сметы расходов на оформление интерьера школьных помещений, озеленение пришкольной территории, разбивка клумб и т.д. Программные темы курса могут определить содержание участия шко- лы или конкретного класса в ежегодной Всероссийской неделе финансовой грамотности. Возможно использование содержания курса для тематических классных часов и работы с родителями младших школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).
СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориен- тиров в области повышения финансовой грамотности на уровне начального общего образования.
Нормативную правовую основу Программы составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова- нии в Российской Федерации».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении из- менений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Россий- ской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100) «Об утверждении федерального государ- ственного образовательного стандарта начального общего образования».
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности.
Примерная программа воспитания (Одобрена решением федераль- ного учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерально- го учебно-методического объединения по общему образованию).
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансо- вой грамотности населения и развитию финансового образования в Россий- ской Федерации».
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Феде- рации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.
В соответствии с требованиями Федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования Программа направ- лена на обеспечение условий для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая с учебным материалом, который ориентирован на формирова- ние финансовой грамотности младших школьников в тесной взаимосвязи с формированием умения учить самих себя, начальных основ личностной и по- знавательной рефлексии, умения организовывать свою деятельность, сотруд- ничать с учителем и одноклассниками.
Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, включающий систему концепций: теория деятельно- сти А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий
П. Я. Гальперина, возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, теория содержательного обобщения В. В. Давыдова, теория содержательного общения Г. А. Цукер- ман, современные подходы к формированию функциональной грамотности школьников, представленные в работах Н. Ф. Виноградовой, Г. В. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, Е. Л. Рутковской и др.
Для реализации Программы необходимо соблюдение следующих ди- дактических принципов:
«Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» с учебными предметами, в том числе: математикой, технологией, окружающим миром, литературным чтением;
организация вовлечённости младших школьников в повышение личной финансовой грамотности через перенос финансовых знаний и умений на ситуации, максимально приближенные к реальной жизни, понятные и близкие младшим школьникам в соответствии с их психолого-возрастными особенностями;
включение в образовательный процесс «живой» финансовой ин- формации в разнообразных форматах (видео-, аудио-, тексты, фотографии, рисунки, в том числе представленные в электронном (цифровом) виде), рабо- та с которыми предусматривает наблюдение, поисковую активность детей, понимание и преобразование информации, проведение элементарных мини- исследований, подготовку учебных проектов, вызывающую их личную заин- тересованность, желание обмениваться своими знаниями, вопросами и от- крытиями в учебных диалогах и дискуссиях;
обеспечение максимальной самостоятельности и субъектной пози- ции младших школьников в овладении системой действий с учебным мате- риалом курса по финансовой грамотности;
стимулирование становления самостоятельной оценки и самооцен- ки младших школьников, в том числе в области личных финансовых дей- ствий, привычек и поведения;
принципиальная открытость и преемственность процесса повыше- ния финансовой грамотности, его продолжение в рамках самообразования и семейного финансового воспитания, а также на следующих уровнях общего
образования через постепенное усложнение финансовых задач и расширение жизненных контекстов применения освоенных финансовых знаний и дей- ствий.
Изучение курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» позволяет младшему школьнику: про- живать ситуации выбора, постановки целей учебного занятия, выполнения задания, возможности сформулировать свой вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те финансовые задачи, которые ребёнку важно или ин- тересно решить; критически относиться к предлагаемым извне нормам со- трудничества со взрослым и сверстниками, правилам участия в учебном диа- логе и дискуссии, способу решения финансовой задачи; приобретать опыт волевого напряжения при достижении целей, рефлексии, самовыражения и самореализации; осуществлять нравственный выбор финансового решения (на примере решения моральных дилемм); аргументированно изменять свою точку зрения; оценивать события учебного занятия.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 3 года, общее количество учебных часов, за- планированных на весь период обучения во 2–4 классах, составляет 102 ч, по 34 ч в каждом классе, включая резервные часы.
Программа может быть реализована как в рамках учебной, внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования детей. Темы курса могут быть использованы как дополнительный материал для интегра- ции, углубления содержания учебных предметов, например, при изучении курса «Математика», «Окружающий мир», «Технология», программы воспи- тания школьников.
Программа курса может быть реализована как в рамках общего распи- сания образовательного процесса, так и в каникулярное время в формате те- матической лагерной смены на базе общеобразовательных организаций и центров дополнительного образования детей.
Срок реализации Программы зависит от организационной схемы: либо равномерно в течение трёх учебных лет, либо концентрированно в канику- лярное время. Режим занятий, их периодичность и продолжительность опре-
деляются образовательной организацией самостоятельно по согласованию с родителями младших школьников или лицами, их замещающими.
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проект- ная, игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), ре- флексивно-оценочная, регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и взрослыми), моделирование, ана- лиз ситуаций, наблюдение и др.
Курс «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» ориентирован на формирование и развитие универ- сальных учебных действий, применение полученных знаний в повседневной жизни детей младшего школьного возраста.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школь- ники открывают на занятиях курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» и с помощью которых осваивают модели грамотного финансового поведения, связаны с постепен- ным осознанием того, что:
благосостояние человека, семьи, общества и российского государ- ства достигается благодаря труду, усилиям людей;
человек по-настоящему богат не деньгами, а своими знаниями, спо- собностями, умением учиться и постоянно изменяться;
главное богатство человека – это его Родина, семья, родители, дети, родные и близкие;
в финансовых отношениях с людьми важно быть честным и спра- ведливым;
финансовые решения в повседневной жизни — это выбор, человека, за последствия которого он несет ответственность.
В процессе изучения курса финансовой грамоты дети постигают уни- кальность истории, культуры и природы России через историю происхожде- ния и развития российских денег, поиск и обсуждение фактов, связанных с функциями денег в современной жизни людей. Финансовая грамота помогает
детям осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, в том числе взаимозависимость здорового образа жизни человека, экономного и бережного потребления имеющихся ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды, защиты экологии, сохранения природы.
Обсуждение жизненных ситуаций, кейсов, связанных с финансовыми поступками и решениями, помогает детям выстроить модели безопасного финансового поведения, научиться понимать мотивы финансовых поступков людей и оценивать их возможные последствия, шире — приобретать началь- ные социальные компетенции для эффективного и безопасного взаимодей- ствия в социуме, открывать возможности для личной полезной созидатель- ной активности в современном мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).
СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осо- знания материальных и нематериальных богатств России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской иден- тичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей многона- циональной страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-
этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых отношений между людьми;
мотивация на достижение личных финансовых целей и общих фи- нансовых целей семьи;
мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на соб- ственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых ре- шений и поступков;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;
применение правил совместной деятельности, проявление способно- сти договариваться;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в фи- нансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования ин- тересов других людей;
осознание необходимости ограничивать свои желания;
проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразую- щей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
стремление к самовыражению в разных видах художественной дея- тельности; осознание важности русского языка как средства общения и само- выражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоцио- нального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других лю- дей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной без- опасности;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, про- являющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, ответственное потребление ресур-
сов;
неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
ле первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансо- вых отношений как одной из составляющих целостной научной картины ми- ра);
познавательные интересы, активность, инициативность, любозна- тельность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный ин- терес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успеш- ные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможно- стей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного по- ведения;
проявление уверенности при оплате простых покупок;
мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;
готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых то- варов и услуг;
мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карман- ных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределе- нию доходов по направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсаль- ные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и др.), устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.), устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;
объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы и др.);
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета и др.;
находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара, составления личного бюджета, накоплений и др.;
выявлять недостаток информации для решения учебно- практической финансовой задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения финансовых задач.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на основе предложенных педагогом вопросов;
с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее подходящее решение (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между финансовыми
объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске финансовой информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебно-практической финансовой задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в том числе с помощью средств ИКТ.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии на финансовые темы;
признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение по финансовой проблеме;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по решению учебно-практической финансовой задачи;
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы финансовых и учебных действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок при решении финансовых задач;
Самооценка
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам при выполнении учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на
..
КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать расходы и доходы семьи;
называть основные источники доходов семьи;
называть основные направления (категории) расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;
распределять расходы по основным направлениям (категориям);
считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
использовать различные источники информации о семейном и лич- ном бюджете для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказы- вания о семейном и личном бюджете, рисках денежного долга, бережливого расходования денег; грамотного накопления денег для финансовых целей;
соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в обла- сти денежных отношений, потребления ресурсов:
безопасно использовать персональные данные в условиях контро- лируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошенниче- ских действиях при общении в мессенджерах;
использовать умения выполнять арифметические действия (в пре- делах 1000) при расчете доходов, расходов, бюджета;
использовать при выполнении практических заданий и решении за- дач единицы: стоимости (копейки, рубли), преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать ре- шение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулиро- вать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
извлекать и использовать информацию, представленную в табли- цах, в предметах повседневной жизни (ценник, этикетка, описание состава);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета семьи по образцу;
выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);
соблюдать правила безопасного поведения при использовании лич- ных финансов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР).
СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и с учетом структуры и содержания Единой рамки компе- тенций по финансовой грамотности для детей и взрослых, которая включает четыре предметных области финансовой грамотности: Деньги и операции с ними; Планирование и управление финансами; Риск и доходность; Финансо- вая среда. Последовательность разделов и тем отражает содержательные вза- имосвязи между изучаемыми явлениями и возрастные закономерности осво- ения детьми 8–12 лет умений грамотно и уверенно обращаться с деньгами.
Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших школьников об обмене, происхождении денег и их функциях, по- купке товаров и услуг, доходах и расходах, семейном и личном бюджетах, способах накопления, сбережения и экономии, целях благотворительности.
Содержание курса обеспечивает начальную подготовку обучающихся к участию в международных исследованиях по оценке образовательных до- стижений по финансовой грамотности (PISA).
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Что такое доходы? Доходы как денежные поступления в семью. | 1 | | | | |
2 | Труд как основной источник доходов семьи. | 1 | | | | |
3 | Откуда в семью приходят доходы? | 1 | | | | |
4 | Источники дохода россий ской семьи. | 1 | | | | |
5 | Какими бывают доходы? | 1 | | | | |
6 | Регулярные и нерегулярные доходы семьи | 1 | | | | |
7 | Способы увеличения доходов. | 1 | | | | |
8 | Могут ли деньги быть мерилом успеха человека? | 1 | | | | |
9 | Что такое расходы? | 1 | | | | |
10 | Расхо ды планируемые и непредвиденные. | 1 | | | | |
11 | Куда уходят деньги в семье? Почему люди не могут обойтись без расходов? | 1 | | | | |
12 | Могут ли доходы удовлетворить все желания и потребности че- ловека? Почему по- настоящему богат тот человек, которому хватает того, что он имеет? | 1 | | | | |
13 | Какими бывают расходы? Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются обязательными, регулярными, повседневными? | 1 | | | | |
14 | Какова доля расходов различных видов в бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные расходы? | 1 | | | | |
15 | Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. | 1 | | | | |
16 | Благосостояние современно го человека. | 1 | | | | |
17 | Промежуточная диагно стическая работа | 1 | | | | |
18 | Промежуточная диагностическая работа | 1 | | | | |
19 | Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей. | 1 | | | | |
20 | Экономное расходование средств и бережливое отно- шение к деньгам как способы сокращения расходов | 1 | | | | |
21 | Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потреб- ностей. | 1 | | | | |
22 | Определение финан- совой цели накопления денег. Условия и правила накопления денег. | 1 | | | | |
23 | Учебные проекты | 1 | | | | |
24 | Учебные проекты | 1 | | | | |
25 | Учебные проекты | 1 | | | | |
26 | Учебные проекты | 1 | | | | |
27 | Учебные проекты | 1 | | | | |
28 | Учебные проекты | 1 | | | | |
29 | Учебные проекты | 1 | | | | |
30 | Учебные проекты | 1 | | | | |
31 | Итоговая диагностическая работа | 1 | | | | |
32 | Итоговая диагностическая работа | 1 | | | | |
33 | Резервные часы: | 1 | | | | |
34 | Резервные часы: | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Что такое семейный бюд жет? | 1 | | | | |
2 | Нужно ли вести бюджет семье с высо- кими доходами? Нужно ли вести бюджет семье с низ- кими доходами? | 1 | | | | |
3 | Как грамотно вести семейный бюджет? Какие разделы в семейном бюджете надо предусмотреть? | 1 | | | | |
4 | Для чего и как учиты- вать отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и ведения семейного бюджета? | 1 | | | | |
5 | Сбережения как способ увеличения доходов семьи. Виды вкладов в банке. | 1 | | | | |
6 | Как выбрать вид вклада? Как определить цель открытия вклада в банке? | 1 | | | | |
7 | Как вы- брать надёжный банк для открытия вклада? | 1 | | | | |
8 | Зачем люди берут кредит в банке? Роль банка в финансовой поддержке семьи. | 1 | | | | |
9 | Банковский кредит как деньги, ко торые человек берёт у банка на время в долг. | 1 | | | | |
10 | Вид кредита. | 1 | | | | |
11 | Личный бюджет ребёнка как часть общего бюджета се- мьи. | 1 | | | | |
12 | Какие расходы в лич- ном бюджете отнести к обязательным, а какие — к желательным. Как учесть в личном бюджете интересы других членов семьи? | 1 | | | | |
13 | Личный бюджет как средство управления личными (карманными) деньгами. | 1 | | | | |
14 | Какие разделы в лич- ном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать отклонения от плана расходов? Какие фи- нансовые знания и умения нужны для составления и ведения личного бюджета? | 1 | | | | |
15 | Промежуточная диагностическая работа | 1 | | | | |
16 | Промежуточная диагностическая работа | 1 | | | | |
17 | Что такое благотворительность? | 1 | | | | |
18 | Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лише- ния. | 1 | | | | |
19 | Как люди творят благо? | 1 | | | | |
20 | Благотворительные фонды, гранты на поддержку добрых дел | 1 | | | | |
21 | Как помогать нуждаю- щимся людям? | 1 | | | | |
22 | Кто такие волонтеры, и чем они зани маются? | 1 | | | | |
23 | Учебные проекты | 1 | | | | |
24 | Учебные проекты | 1 | | | | |
25 | Учебные проекты | 1 | | | | |
26 | Учебные проекты | 1 | | | | |
27 | Учебные проекты | 1 | | | | |
28 | Учебные проекты | 1 | | | | |
29 | Учебные проекты | 1 | | | | |
30 | Итоговая диагностическая работа | 1 | | | | |
31 | Итоговая диагностическая работа | 1 | | | | |
32 | Резервные часы: | 1 | | | | |
33 | Резервные часы: | 1 | | | | |
34 | Резервные часы: | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение Программы курса «Общество- знание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» предусматривает:
наличие учебного кабинета для проведения уроков и занятий по вне- урочной деятельности, дополнительному образованию детей по финансовой грамоте;
технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, цифровые фото- и видеокамеры, принтер) для поиска или создания электронных цифровых ресурсов в рамках решения финансо- вых задач;
учебные пособия и справочная литература, в том числе удалённый до- ступ в школьную библиотеку и медиатеку для поиска нужной информации из нескольких источников;
мебель, обеспечивающая детям возможность комфортно работать в малых группах (командах) или индивидуально;
флип-чарт, расходный материал (фломастеры, цветная бумага), поз- воляющие детям оформлять свои творческие и проектные работы и презен- товать их классу и школе;
рабочую программу и методические рекомендации для учителя, включающие диагностические работы учащихся.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, элек- тронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, кол- лекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания младших школьников, представленными в электронном (циф- ровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
Ковалёва Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функцио- нальной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубеж- ная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2 (37). — С. 31–43.
Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты меж- дународного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36–45.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.
Сайт https://моифинансы.рф/— Минфин России, НИФИ Минфина России.
Сайт https://fincult.info/ — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации.
3