СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план внеурочной деятельности (1-11кл )

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Мероприятие разработано

заместителем директора

по воспитательной работе

и учителем истории

учебный год

Цели и задачи: 1. Воспитывать чувства патриотизма,

любви к Родине и родному краю у учащихся старшего

звена.

2. Продолжить формирование у учащихся семейных

ценностей через краеведческий аспект.

3.  Привлечь родителей к участию в жизни школы.

Оборудование: Зал празднично украшен.

Фонограмма, презентация.

Фонограмма колокольный звон

Ведущий Храня преданья вековые,

Ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия,

Ты наяву мне и во сне.

Слайд 2

Ведущая. Сегодня Единый день краеведения мы посвящаем нашему народу, нашей истории, России.

Фонограмма

Звучит Гимн России.

Слайд 3

Выходит летописец с книгой и, обращаясь к залу, говорит: «Мы от рода русского, славного, богатырского».

Летописец. Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья —

Спасителя смиренно умоляют.

Слайд 4

Ведущая. Сегодняшняя встреча вернет нас к трудным, но героическим страницам истории, о которых мы знаем лишь по учебникам и рассказам старших. Но пусть наша память поможет вспомнить время, когда русский народ и его армия совершали невозможное: силой своего подвига они защищали и спасали человечество от по­рабощения.

Ведущий. Конечно, помнят. (ответы ребят, ведущий по мере сил помогает им.)

Так было в период татаро-монгольского ига, так было в 1812 году, когда армия Наполеона вторглась в Россию, так было и в середине XX века, когда Россия спасла мир от фаши­стских захватчиков.

И я очень рад, что сегодня мы обратимся к этой теме. Ведь без знания прошлого невозможно достойно представить себе роль, которую играла Россия на мировой арене.

Ведущая. Но в справедливых битвах наш народ неизменно становился победителем потому, что был до конца предан своей Родине, проявлял доблесть, геройство и отвагу. В славных побе­дах России велика роль полководцев, которые возглавляли русские армии.

Учитель истории: Фамилии каких русских полководцев вы, ребята, знаете? (ответы ребят.) Сегодня мы перечислим лишь некоторые из великих сражений, которыми гордится военная история России, и назовем далеко не все имена героев нашего Отечества.

Ведущий. Но даже наша короткая встреча поможет вам еще раз проявить чувство благодарности к тем, кто прошел военные испытания, и понять, что подвиг - это великий труд, несгибаемость и огромная любовь к своей Родине.

Ведущая. Имя какого же полководца России мы назовем пер­вым?

Ведущий. Это имя князя Александра Ярославича, прозван­ного за свою первую победу на Неве-реке Невским.

Слайд 5

Александр был при­рожденным полководцем. Две свои наиболее громкие победы он одержал, когда ему было 18 и 20 лет.

Учитель истории: Ребята, вспомните, какие это были победы? ( ответы - над шведами на реке Неве и над немцами на льду Чудского озера.)

А за какую из побед он получил свое прозвище? (За первую — на реке Неве.)

Фонограмма русская народная песня

.

Александр. На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу. Беда на Русь надвинулась, так неужто не сумеем по-русски врагам ответить! Собирайте войско народное, поведу его. Вон там, у во­роньего камня, мы врагов и встретим.

Бей, колокол новгородский, созывай народ.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля.

Слайд 6

Ведущий. С 1240 года стонала русская земля под татаро-мон­гольским игом. И вот в 1380 году великий князь Дмитрий Иванович Донской принял решение дать бой на Куликовом поле. Войско под предводительством князя выступило из Москвы в поход. Соратника­ми Донского были воины-ополченцы из Владимира, Ярославля, Зве­нигорода, Ростова. 12 дней войско Дмитрия Донского шло к Дону. 8 сентября 1380 года на приречной донской луговине - Куликовом поле - состоялось решающее сражение, которое окончилось побе­дой русских.

Слайд 7 репродукции картины «Утро на Кули­ковом поле» А. Бубнова.

Ведущая. Пусть картина поможет представить нам это историческое событие. Видите, на картине русские воины на­пряженно всматриваются в стоящее перед ними вражеское войско. Они полны готовности свести счеты с теми, кто мучает и

грабит русскую землю. На заднем плане картины на коне сидит сам пол­ководец Дмитрий Донской. А на первом плане во весь рост стоит простой воин, человек из народа, бывший крестьянин. По его вы­правке видно, что он, быть может, совсем недавно надел боевую кольчугу. Но Родина в опасности, поэтому народ в едином порыве встает на ее защиту.

Куликовская битва показала, что русский народ в силах справиться даже с врагом, который тяжким игом нависал над его свободой в течение нескольких веков.

Получить полный текст


Слайд 8

Ведущий. Теперь давайте совершим небольшой прыжок в ис­тории, чтобы нам поскорее перейти к золотому веку императрицы Екатерины Второй. В период ее правления яркой жемчужиной в пе­речне имен русских полководцев засверкало имя генералиссиму­са Александра Васильевича Суворова.

Слайд 9 репродукции картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

В декабре 1790 года Русская армия под предводительством Суворова проявила чудеса храбрости и военной хитрости при штурме турецкой крепости Измаил. Турция постоянно совершала набеги на южные рубежи России. Турки были убеждены, что взять их город штурмом невозможно. Но Суворов приказал построить макет крепости и проводил с солдатами учения по ее штурму. После такой тренировки русские войска сло­мили оборону турок и заняли крепость. Даже в Европе была очень сильна вера в то, что Измаил - неприступная крепость, и взятие ее войсками Суворова произвело на весь мир огромное впечатление. Падение Измаила заставило Турцию подписать с Россией мирный договор.

Ведущая. А спустя 9 лет Александр Васильевич Суворов со своей армией совершил зимой, в обледенелых Альпах, трудней­ший переход и вышел в тыл неприятелю, засевшему в Северной Италии. Эта сцена перехода Суворова через Альпы запечатлена здесь, на картине художника Сурикова. Суворов очень бережно относился к русским солдатам, считая их лучшими в мире. Русские войска пережили в этом походе необычайные трудности. «Я был отрезан и окружен», - написал затем в воспоминаниях сам Суворов. Но 70-летний полководец вместе со своими солдатами вновь доказал непобедимость россиян.

Ведущий. Да, Суворов считал русских солдат самыми храбры­ми в мире и называл их чудо-богатырями. И это свое имя русские войска подтвердили уже в начале следующего, XIX века, во время Отечественной войны 1812 года.

Ведущая. 1812 год. Отечественная война. Наполеон без объ­явления войны вторгся в пределы России. Русские люди, и стар, и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить врага, соз­давалось народное ополчение.

Народ России был исполнен благородного стремления очистить родную землю от захватчиков.

Учитель истории: Ответьте, кто был назначен главнокомандующим русской армией? (Ответ: Кутузов.)

Слайд 10

Да, был назначен ученик Су­ворова, генерал Михаил Илларионович Кутузов.

Учитель истории: А каких прослав­ленных военачальников этой войны вы можете назвать? (Ответы: Раевский, Волконский, Трубецкой, Барклай де Толли, Багратион.) Кутузов принял решение дать бой войскам французов на подступах к Москве на Бородинском поле. В этом сражении русские войска одержали победу над армией Наполеона, напрочь развеяв миф о ее непобедимости.

Учитель истории: ребята, имена каких прославленных полководцев связаны с историей нашего края?

Слайд 11 (ответы учащихся)

Ведущая. Когда люди встречают Новый год, им хочется, что­бы каждый следующий год был успешнее, чем предыдущий. А уж когда они встречают новый век, то надеются на то, что с его прихо­дом установится «мир без выстрела на земле». Так, наверное, было и тогда, когда люди встречали XX век. Но, к сожалению, этот век оказался самым ужасным по числу войн и по количеству пролитой в них крови.

Ведущий. Каждый из нас знает, что одним из выдаю­щихся подвигов России в XX веке была Великая Отечественная вой­на.

Слайд 12 «Родина-мать зовет». И. Тоидзе

Фонограмма «священная война»

Ведущая. Когда в 1941 году на нашу землю обрушилась беда, весь народ встал на защиту своего Отечества.

Ведущий. И снова, как в XIX веке, создавались народные опол­чения, в которые стремились записаться все, кто чувствовал себя хоть чем-то полезным для приближения будущей победы над вра­гом. «Все для фронта, все для Победы!» - такой тогда был брошен призыв, и воин, уходивший на фронт, знал, что идет сражаться за землю, пропитанную кровью своих героических предков, что в его собственных жилах течет их кровь.

Слайд 13

Фонограмма «Журавли»

Монтаж:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики — пыльными степями,

Умирали мальчики, где — не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики — храбрые солдаты —

Волгу — в сорок первом,

Шпрее — в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Зам по ВР: сегодня мы вспомним и наших ветеранов Великой Отечественной войны.

Слайд 14

Слайд 15

Ведущая. До конца Великой Отечественной войны предстояло пройти долгий и трудный путь из 1814 дней и ночей.

Ведущий. В годах было несколько сражений, кото­рые принято называть решающими для ведения всей войны. В рам­ках нашей сегодняшней встречи невозможно рассказать о каждом из них. В первую очередь, это, конечно, битва под Москвой в конце 1941 года, когда дивизия генерала Панфилова отбросила назад не­мецкие танковые части.

Получить полный текст


Ведущая. Тогда снова вспомнили лермонтовские строчки: «Ре­бята, не Москва ль за нами!» И враг, который стремился завоевать нашу столицу, чтобы провести на Красной площади свой победный парад, узнал, «что значит русский бой удалый».

Ведущий. Решающей принято также называть беспримерную битву под Сталинградом, когда фашистские войска, рвущиеся к Волге, были остановлены, и целых 22 немецких дивизии попали в плен. Тогда в наших сатирических журналах появилась карикатура: плачущий немец утирается рваным платком и поет жалобную русскую песню «Потеря-я-яла я колечко».

Ведущая. Да, только рядом шла ехидная подпись: «А в колеч­ке - 22 дивизии». Это был намек на то, что в результате Сталинград­ского сражения попали в окружение - в то самое колечко - 22 не­мецкие дивизии.

Ведущая. А потом была битва под Курской дугой, героическая переправа через Днепр, за которую почти три тысячи человек по­лучили звания Героев Советского Союза.

Ведущий. Потом - битвы за города Европы, и, наконец, решаю­щее сражение за Берлин - последний, героический штурм.

Ведущая. 9 мая 1945 года была подписана капитуляция Герма­нии. И теперь в этот день весь мир празднует великий День Победы.

Слайд 16

Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-71, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Ведущий. Но и в современном мире продолжают греметь гро­мы войн, в которых отличаются беспримерным героизмом наши солдаты.

Ведущая. Сегодня мы вспомним и об этих страницах нашей истории.

Фонограмма «Я служу России»

Монтаж:

Получают мальчики повестки.

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руки:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Слайд 17

Ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернацио­нального долга». С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Ведущая. Против нас была объявлена информационная война, кто-то «добренький» стал щедро осыпать афганских моджахедов «блага­ми западной цивилизации».

Убийство из засады стало самым прибыль­ным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять... Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.

Монтаж.

Мы шли пружинисто и дружно:

Две сотни ног в единый шаг,

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами

И соловьями - воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

И окна радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман...

И мы тогда еще не знали

Словца мудрёного «душман».

Слайд 18

Ведущая. В нашем поселке живут воины-афганцы –

это Кузнецов Николай, получивший орден «Красной звезды»,

Клопцов Алексей

Филенков Сергей

Мачин Евгений

Жуков Олег

Ведущий. Наконец наших солдат вывели из Афгана. Ар­мия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой... Значит, все было зря?

Ведущая. Нет!

Ведущий. Ребята, прошедшие испытание Афганом, на­верное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену друж­бы, любви к Отчизне?

Ведущая. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о

любви и о боевом товариществе.

Ведущая. Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Слайд 19

Ведущий. Все новые и новые «горячие точки» вспыхива­ют на карте страны и среди них - ставшее для многих просто ужа­сом, - слово «Чечня».

Зам по ВР:

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и кровью омут,

Чтоб вставить в политическую строчку

Короткое название - Бамут.

Закрою атлас, снова открываю...

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она, та точка роковая.

Кто знал ее вчера? Она - Чечня.

На фоне бледно-розового цвета

Она уму и совести укор.

Кто знал вчера названье это,

Что за чертою дальних гор?

Теперь в горах и на просторах ровных

Ночами много женщин не уснут.

Как колокол вздыхает похоронный

Зловещее: Чечня, Чечня!

Тем вздохам расстоянье не помеха.

Добро негромко, громкозвучна злость.

Тревожное, трагическое эхо

И к мирному Кузнецку донеслось.

В истории свои загадки,

С плеча судить мы не вольны:

Кто виноват в кровавой схватке

Людей вчера одной страны.

Пройдя по жизненным излукам,

И не на час, а на века

История, как ОТК,

Клеймо поставит по заслугам,

И не на час, а на века.

И за чеченскую аферу

Поставит каждому печать.

И за солдатика-шофера

Пред Богом будут отвечать.

Его уста сегодня немы,

Его объемлет тишина.

Но эта вот полупоэма

Сейчас ему посвящена.

А кто он, мы таить не станем:

Не из господ, не из гуляк.

Все их фамилии известны,

Мы проще скажем - наш земляк,

Война, война...

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин...

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

Ведущая. Нам нельзя в свою боль замыкаться,

Горе может в любой дом ворваться.

Мы должны всем народом подняться.

Мы должны дружно за руки взяться,

За живых и погибших безвинно,

Дорогих, бесконечно любимых.

Ведущий. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Да же если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью...

Ведущая. Долг? А если сердце человека не согрела лю­бовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает тёплого слова «отчизна»? Если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать... Как быть тогда?

Ведущий. Давайте положим на одну чашу весов тот иде­ал, к которому веками стремился наш народ, а на другую - лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что пере­тянет?

Слайд 27

Ведущая.Послушайте эти стихи!

Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как дым.

Предсмертный миг оставит мне в подарок

Для мужества - примера молодым.

И памяти оставшийся огарок

Осветит мне секунду бытия -

Границу между жизнию и смертью,

И вот тогда лишь буду вправе я

На равных разговаривать с бессмертием.

И, стоя у истока чистоты,

И обращаясь в прошлое и в вечность,

Я попрошу у мира красоты,

А для людей — душевную сердечность.

Вокальная группа исполняет песню «Но ты – человек»


Сценарий мероприятия «Афганистан в моей душе»

Сл. 1 (4) – 2 (2)

фонограмма песни «Пароль Афган» _(2 куплета)

Ведущий 1. Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времён. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 60 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.

Ведущий 2. Ровно 28 лет назад, 15 февраля 1989 года, закончилась афганская война.

Условную линию государственной границы СССР, проходящую по мосту через Амударью, пересёк последний наш солдат. Это был генерал-лейтенант Громов Б.В.

Завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск.

Сл. 3 (1) Ведущий 1.  1979 год… Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны… Мир, тишина и покой воцарились на Российской земле. Восстановлены города и сёла. Появились улыбки на лицах людей, опалённых страшной войной. А новое поколение молодёжи думало о прекрасном будущем, выбирало мирные профессии. Но прошло всего несколько десятков лет, и в нашем языке появилось малопонятное, но очень трагичное словосочетание: «локальный конфликт».

Сл.4 (2) Ведущий 2. И ещё одно страшное понятие: «груз 200», так называли цинковые гробы, в которых привозили из Афганистана погибших солдат. И вновь тесно переплелись в нашей действительности жизнь и смерть, любовь и ненависть.

Сл. 5-6 (по2)

 фонограмма песни «Чёрный тюльпан» (2 куплета)

Ведущий 1. Афганская война… Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в два раза дольше, чем Отечественная. Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления, требует ответа на вопросы: что было? Как было? Почему всё произошло?

 

Сл.7 (2) Ведущий 2. 27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно- Демократической партии произошла революция. Там её назвали Саурской, у нас Апрельской. Высшим органом государственной власти был провозглашён Революционный совет, который объявил Афганистан Демократической республикой. Новая власть уничтожила деспотический королевский режим, привлекла народные массы на сторону революции, осуществила земельную реформу – большое количество земли было передано крестьянам.

Сл.8 (2) Ведущий 1. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточённое сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана и Ирака, при помощи США была развёрнута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишённые земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу с революцией. Всё создало угрозу ликвидации всего, что принесла афганцам апрельская революция.

Сл.9 (2) Ведущий 2. Новое государственное устройство и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании Афганистану политической и материальной помощи, включая военную поддержку.

Не будем забывать: все эти события происходили на наших рубежах, практически на границе. И Советский Союз решил оказать поддержку Афганистану. Опираясь на межгосударственный договор, наше правительство приняло решение о введении ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Ведущий 1. Афган - это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боёв, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13836 воинов погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания «братской интернациональной помощи» соседней стране в человеческом исчислении. Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолётов и 333 вертолёта.

Воспоминания воинов-интернационалистов:

Сл. 10 (2)  Вообще-то служба нам нравилась, когда были на первых операциях, боялись. Но старослужащие нам говорили: «Не бойтесь, свою пулю не услышите». Постепенно мы привыкли. Однажды нас выбросили не в точке назначения, а три километра пришлось идти пешком, вещевой мешок весил почти 70 килограмм, приходилось часто делать привалы. И вот на одном из них, головной дозор ушёл вперёд, а мы решили ещё раз покурить. А когда собрались идти, услышали взрыв гранат. А если бы не сели покурить, мы бы погибли.

Сл. 11 (2) Для меня самым страшным боем был бой у Кандагара. Как водитель, я находился с машиной на возвышении, а внизу проходил штурм города. Смотришь и думаешь: всё как в кино. Вот только пули свистят по-настоящему, а взрывы гремят так, что в ушах звенит.

СЛ. 12 (2) С местным населением никаких дружеских отношений не было. Про афганцев говорили, что они сегодня с душманами, а завтра в государственной армии. У нас ребята иногда смеялись: «Афганцы днём с тяпкой, а ночью с пулемётом».

Сл.13 (2)  Ведущий 2. Однажды на высоком горном перевале, заснеженном и холодном, наш солдат получил посылку из дома. Родные прислали ему яблоки. Красные, спелые, они напоминали солдату дом, тепло и заботу близких. Паренёк бежал к друзьям, чтобы поделиться с ними, но не успел – пуля снайпера настигла его. Падая, он выронил коробку, и яблоки рассыпались. Оборвалась жизнь. Остались только красные яблоки на белом снегу…

Сл. 14 (2)   Чтец:

Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искажённым лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью

И пошли по домам под шумок толковать,

Что пора положить бы конец безобразью,

Что и так уже скоро мы начнём голодать.

Сл. 15 (2)

И никто не додумался встать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги – это только ступени,

В бесконечные пропасти к недоступной весне.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Сл. 16-17-18 (по2)  

фонограмма песни «Письмо» (4 куплета)

Сл.19 (2)  Ведущий 1. А вот ещё одна история героической жизни. …Мальчика звали Германом, Мама назвала его в честь мужественного человека – Героя Советского Союза Германа Титова. Он ничем не отличался от других мальчишек. Учился в школе №3 Г.Анжеро-Судженска, затем – в техникуме физической культуры, работал  в школе №22. Отец Германа – Евгений Дмитриевич – погиб в шахте в 1969 г. В ноябре 1981 г. Герман был призван в армию, с февраля 1982 года в ущелье Панджшер Герман погиб в бою, пытаясь спасти раненого товарища. Герман Евгеньевич Панфилов посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Сл. 20 (2)  Ведущий 2. В ноябре 1981 г. с Днём рождения его поздравляла любимая девушка. Вот строки из её поздравления: « Дорогой мой Герочка! Сегодня тебе исполняется 18 лет – это самая счастливая и юная дата в жизни человека. Пусть в этот прекрасный день сбудутся все твои мечты и желания. Твои Ольга». Герман писал стихи и посвящал их любимой девушке. А она ждала его возвращения, надеялась и верила в счастье… Но не дождалась, как и тысячи других, как и тысячи других невест по всей России.

Ведущий 1. Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…

Сл. 21 (2)  «Думаю о доме непрестанно…

От забот тебя уберегу…»

Из далёкого Афганистана

Сын вернулся в цинковом гробу.

Похоронный говорок невнятный,

И чужие здравые сыны…

Что за дело ей до непонятной,

До такой немыслимой войны.

Стала гулкой старая избёнка,

А бывало – песен не унять!

С Васей, сыном, схожего внучонка,

Даже в мыслях больше не качать.

Сл.22 (2) Ведущий 1. Событиям в Афганистане даются различные оценки, однако с высоты прошедших лет, приходится признать, что скоропалительное и поспешное решение о выводе Советских войск из этой страны, геополитические проблемы, стоявшие перед СССР, не разрешило. Просто война из Афганистана была перенесена в Таджикистан и Чечню. Сотни мирных людей погибли в Беслане, Будённовске и Норд-Осте, тысячи убиты в Чечне и Таджикистане.

Сл. 23 (2)  Ведущий 1. Окончание войны подразумевает Победителя и Побеждённого. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Победой или поражением? Борис Громов, командовавший 40-й армией, ответил так: « Я глубоко убеждён: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, ровно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Советские войска вошли в страну, выполнили свои задачи и организованно вернулись на Родину. Моё отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших».

Сл.24 (2)

Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.

Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.

За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.

За обожжённые сердца пилотов « чёрного тюльпана».

За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,

За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.

Простите мальчики…

        

Сл.25 (5)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Сл. 26 (2)  Ведущий 1. Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 20 лет после войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить мир. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память.

Сл. 27 (1)  Уже идёт которая весна

Без свиста пуль афганской круговерти.

Но горы вновь ко мне приходят в снах,

Те горы, на которых много смерти.

Пустыня огрызнулась горячо,

В песках скрывая признак каравана,

Всё было, всё осталось за плечом,

Но век мне не забыть Афганистана.

Я вспоминаю снежный перевал,

Где выше нас бывали только Боги,

Там редко автомат мой остывал,

И часто в кровь разбиты были ноги.

А память, как в замедленном кино,

Прокручивает фильм воспоминаний:

Друзей, которых нет уже давно,

Ко мне приводит в дом из дальних далей.

Война свои подарки раздала:

Кому звезда на грудь, кому на холмик,

Кого-то развенчала догола,

А кто-то вписан в жизни многотомник

Пусть десять или двадцать лет пройдёт,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придёт,

Нельзя нам забывать Афганистана.

 Выступление Шипилкина М.М.

Сразу после него – «Пароль Афган» (вся песня)



РОДИНА,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



На сцену выходят ведущие.

Ведущая:

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Ведущий:

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Ведущая:

Россия начинается с пристрастия

К труду, К терпенью, К правде, К доброте.

Ведущий:

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Ведущая:

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

Ведущий:

И если ты причастен к ней — Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на музыкально-поэтическом фестивале «Россия – Родина моя»!

Открывает нашу сегодняшнюю программу

Номер «А я лягу прилягу» К.Спивак

— Россия. Официальное название – Российская Федерация

— Столица — Москва

— Площадь 17 млн. кв. км.

— Россия – самое крупное государство на земном шаре.

— В состав Российской Федерации входят 89 субъектов Федерации.

— Официальный государственные символы, флаг, герб и гимн – означают суверенитет (независимость) государства.

Номер «Березовый сок»в исполнении учащихся 4 класса

Ведущая: Родина милая! Родина светлая!

Всё в тебе дорого: песня заветная,

Зори лучистые, росы хрустальные,

Детства тропинки и станции дальние…

Дорог твой хлеб и вода родниковая,

И доброта, всему миру знакомая.

Стихи детей о хлебе

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Видеоклип «Хлеб всему голова»

Россия. Таких стран больше нет. На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина. А в целом – это наше Отечество. Для нас Россия – Отечество.

Номер «У моей России длинные косички»

Ведущий: С любовью к России встречаю восход.

Смотрю, как росинки весь мир отражают.

В них дом мой, деревья, река, небосвод.

В них солнце Отчизну мою прославляет.

Стихотворения детей о России

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!

Номер

Ведущая:

А березы…Кто они по сути?

Право, утверждать я не берусь,

Но они и впрямь живут, как люди.

Вижу я печаль их боль и грусть.

Право, для меня они , как люди,

По судьбе и совести родня.

И России у меня не будет,

Если их отнимут у меня…

Исполняет песню К.Спивак «Малая Родина»

Ведущий:

Родина. С чего она начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она жива в нас всегда, до тех пор, пока живы мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дома родного? Родина – это душа наша.

Номер

Ведущая: Всё от тебя, моя Родина милая.

Всё от тебя – и полынь, и сирень,

Звёзды, которым чужие завидуют,

Тихая ночь, и взволнованный день.

Стихотворения детей о России

Ведущий:

Все эти годы самые сокровенные мечты были связаны с моей малой Родиной — Томском. Удивительно красивые места: голубые и чистые озера, привольно раскинувшиеся поля, березовые колки, рядом с которыми много земляничных полян. Но самое главное, что есть и было на моей родине,- это люди. Сердечные, добрые, работящие, совестливые, знающие цену хорошим делам и благородным поступкам.

Ведущий: Мой город утром из тумана

Встаёт над тихой речкой Томь,

В откосах ивы – великаны

Всю ночь хранят его покой.

Номер

Ведущий: Любовь и нежность звучит в песнях о России.

Ведущая: Русская культура богата не только песнями, но и своими танцами, задорными

плясками. Вашему вниманию предлагаем русскую плясовую.

Номер

Ведущий: Моя Россия! Мать Россия!

Всё испытать с тобой готов.

Ты на земле своей красивой

Мне подарила жизнь и кров.

От звёзд далёких в поднебесье

До глубины хрустальных вод –

Ты и слеза моя, и песня,

Души и мыслей мой полёт.

Стихотворения детей о России.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Россия -танец-хоровод
Березок на полях,
Россия – синий небосвод
В плывущих облаках.
Россия – вьюга – завитки
Серебряной реки.
Россия – нежные цветки –
Ромашки, васильки.
Россия – солнца аромат
И скошенной травы.
Россия – горько-терпкий вкус
Рябины и ирги.
Россия – пенье-ручеёк:
От ласточки привет.
Россия – милый уголок,
Что вечно дарит свет.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Куда бы ни забросила судьба: от Курска до Магадана, от Корсакова до Сочи – везде говорят по-русски, везде вас встретят хорошие люди, добрые и открытые. Это и есть Россия. Огромная добрая земля. И нашу философию можно определить очень ясно – это философия добра.

Номер

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Номер

Ведущая:

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Номер

Ведущий: Всё в России я люблю, как вновь:

Над полями журавлиный крик,

Тишину у синих вечеров,

Свежесть ранних улиц городских.

Ветру свои чувства подарю –

Пусть гуляет у родных берёз…

Что в России больше я люблю?

Красоту! – отвечу на вопрос.

Стихотворения детей о России.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

Ведущая:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Номер

Ведущий:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и моря,

Леса и степь и горы.

Номер

Ведущий:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

Стихотворения детей о России.

Где наша Отчизна кончается?

Гляди — не увидишь границ,

В полях горизонт раздвигается

При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих

Баюкает звезды волна.

Нет края-конца у России;

Безбрежна, как песня, она.

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои…

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?!

Все проходит.

Остается Родина —

То, что не изменит никогда.

Номер

Ведущий:

.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!