МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОПЁНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | Согласовано Зам. директора по УВР ___________/И. Н. Окрушко | Утверждаю Директор школы ____________ В. К. Коровин Приказ № от « » 201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТЕ «К ТАЙНАМ СЛОВА: ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
для 6 КЛАССА
Составитель программы:
Покачалова Т. Н.
IКК
2020-2021 уч. г.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
-
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
-
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
-
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
-
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
-
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.
-
принцип психологической комфортности;
-
принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
-
принцип вариативности;
-
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
-
принцип связи теории с практикой;
-
принцип творчества.
-
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В результате работы в рамках курса выпускник научится:
-анализировать литературные произведения разных жанров
-выразительно читать
-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение
-давать собственную оценку прочитанного произведения
- правильно исполнять малые роли;
- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
- выражать собственные эмоции;
-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;
делиться впечатлениями о прочитанном произведении и просмотренном кинофильме, индивидуально и коллективно работать.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “Учимся создавать тексты”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “Учимся создавать тексты” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
-
принцип психологической комфортности;
-
принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
-
принцип вариативности;
-
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
-
принцип связи теории с практикой;
-
принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
-
лекции, беседы, тренинги;
-
экскурсии в библиотеку;
-
игры-конкурсы, викторины, КВН;
-
практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
-
анализ текстов;
-
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Содержание программы «К тайнам слова: от слова к тексту»
Введение (1 ч.)
Тема 1. «Слово о нас». Беседа. Работа с текстами.
Путь к слову (10 ч.)
Тема 2. Слово о слове. Работа с толковыми словарями. Экскурсия в библиотеку.
Темы 3. Слово о словарях. Работа с толковыми словарями.
Тема 4. К истокам слова. Работа с этимологическим словарем.
Тема 5. Культура слова. Работа в парах с текстами. Самостоятельная работа со словарями. Темы 6, 7. Слова-родственники. Чужие слова. Работа в парах. Игра "Слова из слова". Самостоятельная работа с текстами. Исследовательская работа "Некоторые из нас не старше вас". Тема 8. Омонимы и многозначные слова. Создание проекта. Тема 9. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. Работа со словарями. Составление лингвистических головоломок по теме урока. Работа в парах. Тема 10. Слово во фразеологических оборотах. Составление юмористического иллюстрированного рассказа по теме урока. Викторина «Биографию имеют не только люди, но и слова». Тема 11. Роль слова в тексте. Работа в парах с художественными текстами: производят анализ литературных образцов.
От слова к тексту (6 ч.)
Темы 12, 13. Комплексный анализ текста. Работа в парах с художественными текстами. Работа с пособием «Комплексный анализ текста». Тема 14. Типология текстов. Работа в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Самостоятельная работа: создание текстов различных типов. Тема 15. Стили текста. Основные черты стилей. Работают в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Лингвистическая игра "В руках умелых слово творит чудеса». Тема 16. Языковые особенности разных стилей речи. Работа в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Самостоятельная работа с художественными текстами. Тема 17. Жанры стилей речи. Творческая работа "Я сочиняю басню".
Учимся создавать тексты (13 ч.)
Темы 18, 19 Модель создания речевого высказывания. Самостоятельная работа и работа в парах с текстами. Конкурс юных ораторов. Тема 20. Творческое изложение. Работа в парах. Тема 21. Обучение написанию сочинения-миниатюры. Заочная экскурсия "Встреча с работниками газеты".
Тема 22. Сочинение-анализ поэтического текста. Работа в парах: исследование поэтического текста по плану.
Тема 23. Сочинение-анализ эпизода. Самостоятельная работа с художественными текстами: анализ эпизода. Работа в парах: составление развернутого плана анализа. Тема 24. Нетрадиционные жанры сочинений. Творческая работа (сочинения нетрадиционных жанров). Работа в парах: составление презентации по теме урока. Тема 25. «Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души. Лингвистическая игра «Письмо другу». Тема 26. Дневниковые записи. Проект "Виды дневниковых записей". Тема 27. Отзыв. Работа в парах: составление алгоритма написания отзыва. Тема 28. Аннотация. Работа в парах: составление алгоритма аннотации. Лингвистическая викторина "Где мы встречались?"
Темы 29, 30. Эссе. Работа в парах: составление алгоритма написания творческой работы. Самостоятельная работа: творческая работа по теме урока.
Подведение итогов (5 ч.)
Темы 31, 32. Творческий проект «Пишут дети». Работа в группах: создание коллективного проекта.
Тема 33. Викторина «Занимательная грамматика»
Тема 34. Итоговый урок. Урок-игра: КВН "Наш язык богат и могуч".
35. Резервный урок.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (блока) | Количество часов на изучение раздела (блока) |
1. | Введение | 1 |
2. | Путь к слову | 10 |
3. | От слова к тексту | 6 |
4. | Учимся создавать тексты | 13 |
5. | Подведение итогов | 5 |
Всего | 35 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование (6класс-внеурочка)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания. Причина корректировки |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1 | «Слово о нас». Словарный запас, лексикон | 1 | 02.09 | | |
ПУТЬ К СЛОВУ (10 ч.) |
2 | Слово о слове. Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова | 1 | | | |
3 | Слово о словарях. Основные виды словарей, их назначение, структура; строение словарной статьи | 1 | | | |
4 | К истокам слова. Этимология; этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи | 1 | | | |
5 | Культура слова. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции; нормы русского литературного произношения | 1 | | | |
6 | Слова-родственники. Чужие слова. Однокоренные слова; омонимичные корни; устойчивые обороты; заимствованные слова | 1 | | | |
7 | Слова-родственники. Чужие слова. Однокоренные слова; омонимичные корни; устойчивые обороты; заимствованные слова | 1 | | | |
8 | Омонимы и многозначные слова. Однозначные и многозначные слова; понятие «метафора»; прямое и переносное значения слова; омонимы | 1 | | | |
9 | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. | 1 | | | |
10 | Слово во фразеологических оборотах. «Крылатые выражения» | 1 | | | |
11 | Роль слова в тексте. Живая народная речь, литературный язык | 1 | | | |
ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ (6 ч.) |
12 | Комплексный анализ текста. Тема, основная мысль, авторская позиция, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. | 1 | | | |
13 | Комплексный анализ текста. Способы связи; средства связи; лексические средства связи (контекстуальные синонимы) | 1 | | | |
14 | Типология текстов. Повествование, описание, рассуждение | 1 | | | |
15 | Стили текста: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный. Основные черты стилей. Стилистика, речевая ситуация | 1 | | | |
16 | Языковые особенности разных стилей речи. Ведущие стилевые черты, специфические формы | 1 | | | |
17 | Жанры стилей речи | | | | |
УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ (13 ч.) |
18 | Модель создания речевого высказывания. Литературная речь; риторика; риторические жанры; приветственное, поздравительное слово (послания) | 1 | | | |
19 | Модель создания речевого высказывания. Риторика; ораторское мастерство | 1 | | | |
20 | Творческое изложение. Виды творческих изложений | 1 | | | |
21 | Обучение написанию сочинения-миниатюры | 1 | | | |
22 | Сочинение-анализ поэтического текста. Жанры поэтического текста (баллада, ода, послание и др.) | 1 | | | |
23 | Сочинение-анализ эпизода. Эпизод, завязка, кульминация, развязка | 1 | | | |
24 | Нетрадиционные жанры сочинений. Письмо, дневниковые записи, отзыв, аннотация, эссе | 1 | | | |
25 | «Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души. Адресат, адресант | 1 | | | |
26 | Дневниковые записи. Типы дневников (дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник) | 1 | | | |
27 | Отзыв | 1 | | | |
28 | Аннотация. Суть книги, мастерство иллюстратора, полиграфическое исполнение | 1 | | | |
29 | Эссе. Впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция | 1 | | | |
30 | Эссе. Впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция | 1 | | | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 ч.) |
31 | Творческий проект «Пишут дети». Виды, структура и свойства проекта | 1 | | | |
32 | Творческий проект «Пишут дети». Виды, структура и свойства проекта | 1 | | | |
33 | Викторина «Занимательная грамматика | 1 | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | |
35 | Резервный урок | 1 | | | |