СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 6 класс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности для 6 класса "От слова к тексту".

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 6 класс по русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОПЁНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


Согласовано

Зам. директора по УВР



___________/И. Н. Окрушко

Утверждаю

Директор школы

____________ В. К. Коровин

 Приказ №

от « » 201 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЛИТЕРАТЕ «К ТАЙНАМ СЛОВА: ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»

(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

для 6 КЛАССА






Составитель программы:

Покачалова Т. Н.

IКК






2020-2021 уч. г.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Предметные результаты:

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  • формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;

  • проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;

  • извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;

  • принцип вариативности;

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип творчества.

  • Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.



В результате работы в рамках курса выпускник научится:

-анализировать литературные произведения разных жанров

-выразительно читать

-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение

-давать собственную оценку прочитанного произведения

- правильно исполнять малые роли;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции;

-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

делиться впечатлениями о прочитанном произведении и просмотренном кинофильме, индивидуально и коллективно работать.



Особенности программы

В программе выделяются три смысловых блока:

1) “Путь к слову”;

2) “От слова к тексту”;

3) “Учимся создавать тексты”.

Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.

Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.

Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.

Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.

Следующий блок программы “Учимся создавать тексты” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.

Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.

Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.

Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.



























Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;

  • принцип вариативности;

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип творчества.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы организации занятий

  • лекции, беседы, тренинги;

  • экскурсии в библиотеку;

  • игры-конкурсы, викторины, КВН;

  • практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

Виды деятельности

  • поисково-исследовательская;

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение.

Основные методы и технологии

  • проектное обучение;

  • саморазвитие личности;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
















































Содержание программы «К тайнам слова: от слова к тексту»


Введение (1 ч.)

Тема 1. «Слово о нас». Беседа. Работа с текстами.

Путь к слову (10 ч.)

Тема 2. Слово о слове. Работа с толковыми словарями. Экскурсия в библиотеку.

Темы 3. Слово о словарях. Работа с толковыми словарями.

Тема 4. К истокам слова. Работа с этимологическим словарем.

Тема 5. Культура слова. Работа в парах с текстами. Самостоятельная работа со словарями. Темы 6, 7. Слова-родственники. Чужие слова. Работа в парах. Игра "Слова из слова". Самостоятельная работа с текстами. Исследовательская работа "Некоторые из нас не старше вас". Тема 8. Омонимы и многозначные слова. Создание проекта. Тема 9. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. Работа со словарями. Составление лингвистических головоломок по теме урока. Работа в парах. Тема 10. Слово во фразеологических оборотах. Составление юмористического иллюстрированного рассказа по теме урока. Викторина «Биографию имеют не только люди, но и слова». Тема 11. Роль слова в тексте. Работа в парах с художественными текстами: производят анализ литературных образцов.

От слова к тексту (6 ч.)

Темы 12, 13. Комплексный анализ текста. Работа в парах с художественными текстами. Работа с пособием «Комплексный анализ текста». Тема 14. Типология текстов. Работа в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Самостоятельная работа: создание текстов различных типов. Тема 15. Стили текста. Основные черты стилей. Работают в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Лингвистическая игра "В руках умелых слово творит чудеса». Тема 16. Языковые особенности разных стилей речи. Работа в парах с пособием «Комплексный анализ текста». Самостоятельная работа с художественными текстами. Тема 17. Жанры стилей речи. Творческая работа "Я сочиняю басню".

Учимся создавать тексты (13 ч.)

Темы 18, 19 Модель создания речевого высказывания. Самостоятельная работа и работа в парах с текстами. Конкурс юных ораторов. Тема 20. Творческое изложение. Работа в парах. Тема 21. Обучение написанию сочинения-миниатюры. Заочная экскурсия "Встреча с работниками газеты".

Тема 22. Сочинение-анализ поэтического текста. Работа в парах: исследование поэтического текста по плану.

Тема 23. Сочинение-анализ эпизода. Самостоятельная работа с художественными текстами: анализ эпизода. Работа в парах: составление развернутого плана анализа. Тема 24. Нетрадиционные жанры сочинений. Творческая работа (сочинения нетрадиционных жанров). Работа в парах: составление презентации по теме урока. Тема 25. «Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души. Лингвистическая игра «Письмо другу». Тема 26. Дневниковые записи. Проект "Виды дневниковых записей". Тема 27. Отзыв. Работа в парах: составление алгоритма написания отзыва. Тема 28. Аннотация. Работа в парах: составление алгоритма аннотации. Лингвистическая викторина "Где мы встречались?"

Темы 29, 30. Эссе. Работа в парах: составление алгоритма написания творческой работы. Самостоятельная работа: творческая работа по теме урока.

Подведение итогов (5 ч.)

Темы 31, 32. Творческий проект «Пишут дети». Работа в группах: создание коллективного проекта.

Тема 33. Викторина «Занимательная грамматика»

Тема 34. Итоговый урок. Урок-игра: КВН "Наш язык богат и могуч".

35. Резервный урок.



































Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела (блока)

Количество часов

на изучение раздела (блока)

1.

Введение

1

2.

Путь к слову

10

3.

От слова к тексту

6

4.

Учимся создавать тексты

13

5.

Подведение итогов

5

Всего

35


































Приложение

Календарно-тематическое планирование (6класс-внеурочка)


п/п


Тема урока



Кол-во

часов

Дата

проведения


Примечания.

Причина корректировки

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

«Слово о нас».

Словарный запас, лексикон

1

02.09



ПУТЬ К СЛОВУ (10 ч.)

2

Слово о слове.

Словарное богатство русского языка, лексическое значение

слова

1



3

Слово о словарях. Основные виды словарей, их назначение, структура; строение словарной статьи

1



4

К истокам слова. Этимология; этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи

1



5

Культура слова. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции; нормы русского литературного произношения

1



6


Слова-родственники. Чужие слова. Однокоренные слова; омонимичные корни; устойчивые обороты; заимствованные слова

1



7

Слова-родственники. Чужие слова. Однокоренные слова; омонимичные корни; устойчивые обороты; заимствованные слова

1



8

Омонимы и многозначные слова. Однозначные и многозначные слова; понятие «метафора»;

прямое и переносное значения слова; омонимы

1



9

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

1



10

Слово во фразеологических оборотах.

«Крылатые выражения»

1



11

Роль слова в тексте. Живая народная речь, литературный язык



1



ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ (6 ч.)

12

Комплексный анализ текста.

Тема, основная мысль, авторская позиция, микротема, абзац.

План текста: простой, сложный, тезисный.

1



13

Комплексный анализ текста.

Способы связи; средства связи; лексические средства связи (контекстуальные синонимы)

1



14

Типология текстов.

Повествование, описание, рассуждение

1



15

Стили текста: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный. Основные черты стилей.

Стилистика, речевая ситуация

1



16

Языковые особенности разных стилей речи. Ведущие стилевые черты, специфические формы

1



17

Жанры стилей речи




УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ (13 ч.)

18

Модель создания речевого высказывания. Литературная речь; риторика; риторические жанры; приветственное, поздравительное слово (послания)

1



19

Модель создания речевого высказывания. Риторика; ораторское мастерство

1



20

Творческое изложение. Виды творческих изложений

1



21

Обучение написанию сочинения-миниатюры

1



22

Сочинение-анализ поэтического текста. Жанры поэтического текста (баллада, ода, послание

и др.)

1



23

Сочинение-анализ эпизода. Эпизод, завязка, кульминация, развязка


1



24

Нетрадиционные жанры сочинений. Письмо, дневниковые записи, отзыв, аннотация, эссе


1



25

«Я к Вам пишу…». Эпистолярный жанр как труд души.

Адресат, адресант


1



26

Дневниковые записи.

Типы дневников (дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник)

1




27

Отзыв

1




28

Аннотация. Суть книги, мастерство иллюстратора, полиграфическое исполнение

1




29

Эссе. Впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция

1




30

Эссе. Впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция

1




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 ч.)

31

Творческий проект

«Пишут дети». Виды, структура и свойства проекта

1




32

Творческий проект

«Пишут дети». Виды, структура и свойства проекта

1




33

Викторина «Занимательная грамматика

1




34

Итоговый урок

1




35

Резервный урок

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя