СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 7 кл

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность в течение 3-х лет 1 час в неделю "Клуб знатоков истории"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 7 кл»

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2021 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /Роговая Л.М.


«___»___________2021 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е. /

Приказ № ___

от «___»___________2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по истории


«Клуб знатоков истории (Юный историк)»

для 7 класса





Учитель истории

и обществознания

Лескова А.В.






2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы курса внеурочной деятельности по предмету «История» являются: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю)

Цели курса:
• формировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о науке «история» и других исторических дисциплинах, о музейном и экскурсоводческом деле;
• формировать умения и навыки общения, публичного выступления, исторического исследования и оформления исследовательских работ, подготовки мероприятий и музейных экскурсий;
• воспитывать патриотизм.

Задачи курса:

Образовательные задачи:
- ознакомление с основами исторической науки, её особенностями, видами деятельности историка;
- овладение начальными навыками исследовательской, музейной и экскурсионной работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, к своим предкам;
- воспитание учащихся на примерах из истории, как нашей Родины, так и родного края, формирование понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше не только об истории России, но и об истории родного края и его людях.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, путём изучения документов и артефактов. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории, учащиеся приобретают уважение к прошлому, развивают бережное отношение к реликвиям, у них формируется чувство патриотизма и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Программа внеурочной деятельности «Юный историк» призвана помочь учителю расширить знания детей о науке «история» и видах деятельности историка, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа предусматривает работу учащихся с историческими источниками: историческими документами, литературой, фотографиями, письмами, музейными экспонатами и др. Это обусловлено своеобразием исторического познания, между объектом изучения (историческим источником) и субъектом изучения (историком). Многообразие исторических источников, сложность поиска, выявления, обработки, изучения обусловили появление и развитие вспомогательных исторических дисциплин (палеография, антропонимика, топонимика, хронология, метрология, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.). Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин определятся характером материала источника (пергамент, береста, камень), типом источника (письменный источник, монета, печать, герб), видом источника (акт, летопись, мемуары). Вспомогательные исторические дисциплины тесно связаны между собой, цель у них одна - дать максимум информации об историческом источнике. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, развитие учебных и творческих способностей. Занимаясь историческими исследованиями, подготовкой и демонстрацией результатов своей работы, учащиеся раскрывают свои способности, самовыражаются и самореализуются в общественно-полезных и личностно-значимых формах деятельности. Работа с историческими источниками содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущения духа эпохи. При работе с ними у учащихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учащихся вырабатываются и совершенствуются навыки и умения самостоятельной работы: работать с историческими источниками, анализировать и извлекать информацию из них, рассуждать оценивать значение документов прошлого и настоящего. Посредством исторических источников осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории.

В области предметной компетентности учащиеся не только овладевают историческими понятиями и способами исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ исторических источников, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исторического материала, выявление причинно-следственных связей и т.д.), но и методами исследования: метод последовательно-текстуального изучения источника (выделение основополагающих идей и положений, формирование продуктивно-познавательных вопросов, анализ упоминаемых в документе фактов, событий, явлений, личностей и порядок работы с ними; соотнесение идей и положений источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества).

Материал подобран с учётом способностей учащихся, их интересов, создания устойчивой мотивации на изучение истории в дальнейшем. Программа составлена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, совершенствования навыков исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1)теоретические занятия: беседы, лекции, доклады, рефераты, самостоятельная работа.

2) практические занятия: экскурсии, практикумы, работа с документами, музейными экспонатами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.

Основные принципы реализации программы

– научность, доступность, добровольность, и личностно-развивающий и системно-деятельностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.







Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся:

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные результаты:

- формирование у детей мотивации к изучению истории и сопутствующих исторических дисциплин;

- овладение начальными навыками различных видов деятельности историка: работа с различными историческими источниками, историческое исследование, музейное дело и др.;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои исторические знания, ориентироваться в историческом информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

- организация и регулирование своей деятельности – учебной, общественной и др.;

- владение и умение работать с учебной и другой информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- формирование способности к решению творческих задач;

- представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, музейная экскурсия);

-сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Содержание программы

«Юный историк»

Введение. (1 ч.) Содержание и задачи работы курса внеурочной деятельности на предстоящий год.

Раздел 1. История исторической науки (5 ч.)

История как наука. Роль истории в жизни людей. История «истории» (происхождение и развитие исторической науки). Геродот – «отец истории». Историческая наука в Древнем Риме. «История» в Средние века и Новое время. Появление российской исторической науки. Развитие исторической науки в XIX - начале XX века. Историческая наука в советский период. Новый этап развития исторической науки (конец XX – начало XXI века).

Раздел 2. Вспомогательные исторические дисциплины. (5 ч.)

Предмет, задачи и функции вспомогательных исторических дисциплин: сфрагистика (о печатях на исторических документах), хронология (о различных способах летоисчисления), геральдика (о гербах), метрология (о различных системах измерения длины и веса), нумизматика (о монетах).

Раздел 3. Основы исследовательской деятельности. (4 ч.).

Основные формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Виды и формы исследовательских проектов. Особенности исторического исследования. Особенности подготовки и оформления печатных исследовательских работ: сообщений, рефератов, докладов. Особенности подготовки и оформления исследовательской работы в виде компьютерной презентации.

Раздел 4. Особенности работы с историческими источниками (7 ч.)

Понятие «исторического источника». Виды исторических источников. Формы и методы работы с историческими источниками. Исторические документы – один из основных видов исторических источников. Классификация исторических документов. Особенности работы с историческими документами. Письма, как исторические источники и особенности исследовательской работы с ними. Фотографии, как вид исторического источника и особенности исследовательской работы с ними. Аудио и видеозаписи, как исторические источники и особенности работы с ними.

Раздел 5. Основы музейного дела (12 ч.)

Что такое музей. Виды музеев. Роль музеев в историческом исследовании. Музейное дело – важная часть работы историка. Понятие «музейный фонд», особенности работы с музейным фондом. Понятие «музейная экспозиция» и её виды. Особенности оформления музейной экспозиции. Понятие «музейный экспонат». Виды музейных экспонатов и особенности работы с ними. Учёт и хранение музейных экспонатов. Экскурсия по музею, как важный вид музейной работы. Виды музейных экскурсий. Особенности работы экскурсовода. Методика подготовки музейной экскурсии. Методика проведения музейной экскурсии.

Итоговое занятие (1 ч.)







Учебно-тематический план

внеурочной деятельности по курсу:

«Юный историк»



С о д е р ж а н и е

Рабочая программа

1.

Введение

1 ч.

2.

История исторической науки

5 ч.

3.

Вспомогательные исторические дисциплины

5 ч.

4.

Основы исследовательской деятельности

4 ч.

5.

Особенности работы с историческими источниками

7 ч.

6.

Основы музейного дела

11 ч.

7.

Итоговое занятие

1 ч.


Итого:

34 ч.
























Календарно – тематическое планирование



С о д е р ж а н и е

Кол-во часов

Дата

1.

Введение

1 ч.



Раздел 1: История исторической науки

5 ч.


2.

Происхождение исторической науки. Геродот – «отец истории». Историческая наука в Древнем Риме.

1 ч.


3.

«История» в Средние века и Новое время. Появление российской исторической науки.

1 ч.


4.

Развитие исторической науки в XIX - начале XX века.

1 ч.


5.

Историческая наука в советский период

1 ч.


6.

Новый этап развития исторической науки (конец XX – начало XXI века).

1 ч.



Раздел 2: Вспомогательные исторические дисциплины

5 ч.


7.

Предмет, задачи и функции вспомогательной исторической дисциплины: сфрагистика (о печатях на исторических документах).

1 ч.


8.

Предмет, задачи и функции вспомогательной исторической дисциплины: хронология (о различных видах летоисчисления)

1 ч.


9.

Предмет, задачи и функции вспомогательной исторической дисциплины: геральдика (о гербах),

1 ч.


10.

Предмет, задачи и функции вспомогательной исторической дисциплины: метрология (о различных системах измерения длины и веса)

1 ч.


11.

Предмет, задачи и функции вспомогательной исторической дисциплины: нумизматика (о монетах).

1 ч.



Раздел 3: Основы исследовательской деятельности

4 ч.


12.

Организация исследования, основные формы и методы исследовательской работы.

1 ч.


13.

Особенности исторического исследования. Виды и формы исследовательских проектов.

1 ч.


14.

Особенности подготовки и оформления печатных исследовательских работ: сообщений, рефератов, докладов.

1 ч.


15.

Особенности подготовки и оформления исследовательской работы в виде компьютерной презентации.

1 ч.



Раздел 4: Особенности работы с историческими источниками

7 ч.


16.

Понятие «исторического источника». Виды исторических источников.

1 ч.


17.

Формы и методы работы с историческими источниками.

1 ч.


18.

Исторические документы – один из основных видов исторических источников. Классификация исторических документов.

1 ч.


19.

Особенности работы с историческими документами

1 ч.


20.

Письма, как исторические источники и особенности исследовательской работы с ними.

1 ч.


21.

Фотографии, как вид исторического источника и особенности исследовательской работы с ним.

1 ч.


22.

Аудио и видеозаписи, как исторические источники и особенности работы с ними.

1 ч.



Раздел 5: Основы музейного дела

11 ч.


23-24.

Что такое музей. Виды музеев. Роль музеев в историческом исследовании. Музейное дело – важная часть работы историка.

2 ч.


25.

Понятие «музейный фонд», особенности работы с музейным фондом.

1 ч.


26-27.

Понятие «музейная экспозиция» и её виды. Особенности оформления музейной экспозиции.

2 ч.


28.

Понятие «музейный экспонат». Виды музейных экспонатов и особенности работы с ними. Учёт и хранение музейных экспонатов.

1 ч.


29.

Экскурсия по музею как важный вид музейной работы. Виды музейных экскурсий. Особенности работы экскурсовода.

1 ч.


30-31.

Методика подготовки музейной экскурсии.

2 ч.


32-33.

Методика проведения музейной экскурсии.

2 ч.


34.

Итоговое занятие

1 ч.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!