СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности курса "Умники и умницы" для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84

(МБОУ – Боровская СШ № 84)

____________________________________________________________________________

630524, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Боровое, пер. Котовского, д.11 Тел./факс (383) 2958284 E-mail: [email protected]



ПРОВЕРЕНО

заместитель директора по УВР

Боровская СШ №84

___________ В.Н.Схоменко


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Умники и умницы» 1-4






Составила:

учитель начальных классов

Схоменко З.Н.







2018-2019 учебный год


Программа внеурочной деятельности к курсу «Умники и умницы»


Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием методического пособия О. Холодова «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2014г.- с. 191-210.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности. Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

Цель программы.

Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи программы.

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135-136 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.



Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».




Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


Содержание программы 1 класс - 33 занятия

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС (развитию познавательных способностей). Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления, и достижению состояния зрительного комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.


Тематический план 1 класс


Тема

Всего часов

В том числе

Основные виды деятельности

Теория

Практика

I.Введение.

1

1

-

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;


проговаривать последовательность действий;


учиться высказывать свое предположение (версию);


учиться работать по предложенному педагогом плану;


учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного;


учиться совместно с педагогом и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей.

II. Выявление уровня развития познавательных процессов

1

-

1

III. Тренировка внимания

9

-

9

IV. Развитие мышления

4

-

4

V. Тренировка памяти

9

-

9

VI. Совершенствование воображения

4

-

4

VII. Развитие аналитических способностей

4

-

4

VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

-

1

Итого

33

1

32

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


Содержание программы 2 класс - 34 занятия

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Элементы логики (7 часов)

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие речи (8 часов)

Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.

  1. Развитие аналитических способностей (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.

Модель занятия такая:

  1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

  2. Разминка (3-5 минут).

Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.

  1. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

  1. Весёлая переменка (3-5 минут).

  2. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения, которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления, и достижению состояния зрительного комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать -(5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.









Тематический план 2 класс


Тема

Всего часов

В том числе

Основные виды деятельности

Теория

Практика

I.Введение.

1

1

-


применять правила сравнения;


задавать вопросы;

находить закономерность в числах, фигурах и словах;


строить причинно-следственные цепочки;

упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

находить ошибки в построении определений;


делать умозаключения;

распознавать виды текстов;

редактировать тексты;

работать со словарями;

писать творческие изложения с языковым разбором;

выделять фразеологизмы.

II. Свойства, признаки и составные части предметов

4

-

4

III. Сравнение

6

-

6

IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

4

-

4

V. Элементы логики

7

-

7

VI. Развитие речи

8

-

8

VII. Развитие аналитических способностей

3

-

3

VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

-

1

Итого

34

1

33


В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.


Содержание программы 3 класс - 34 занятия

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (4 часа)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (2 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (3 часа)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (4 часа)

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

Модель занятия:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).

  2. Разминка (3-5 минут).

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).

  1. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

  1. Весёлая переменка (2-3 минуты).

  2. Решение нестандартных задач (10-15 минут).

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.


Тематический план 3 класс


Тема

Всего часов

В том числе

Основные виды деятельности

Теория

Практика

I.Введение.

1

1

-

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;


сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;


приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;


рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

II. Свойства, признаки и составные части предметов

3

-

3

III. Сравнение

4

-

4

IV. Комбинаторика

2

-

2

V. Действия предметов

4

-

4

VI. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

2

-

2

VII. Элементы логики

10

-

10

VIII. Развитие творческого воображения

3


3

  1. Практический материал

4


4

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.


Содержание программы 4 класс - 34 занятия

  1. Сравнение (3 часа)

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (3часа)

Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (11 часов)

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (11 часов)

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (4 часа)

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

Курс в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе, выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.

Модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.

  1. Мозговая гимнастика (2 минуты).

  2. Разминка (3-5 минут).

  3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).

  4. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

  5. Логически-поисковые задания (10 минут).

  6. Весёлая переменка (2-3 минуты).

  7. Решение нестандартных задач (10-15 минут).


Тематический план 4 класс


Тема

Всего часов

В том числе

Основные виды деятельности

Теория

Практика

I.Введение.

1

1

-

определять виды отношений между понятиями;


решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;


находить закономерность в окружающем мире и русском языке;


устанавливать ситуативную связь между понятиями;


рассуждать и делать выводы в рассуждениях;


решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

II. Сравнение

3

-

3

III. Комбинаторика

3

-

3

IV. Элементы логики

11

-

11

V. Развитие творческого воображения

11

-

11

VI. Практический материал

4

-

4

VII Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

-

1

Итого

34

1

33






В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.




















Тематическое планирование для 1 класса



п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Графический диктант.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

Диагностический тест

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

3

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

5

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

6

Развитие аналитических способностей

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

7

Совершенствование мыслительных операций

Р: выполнять учебные действия в умственной форме; сличает способ действия и результат.

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный


8

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


9

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

10

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

11

Развитие слуховой памяти

Развитие мышления

Графический

диктант

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

12

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

13

Развитие аналитических

Способностей.

Конкурс эрудитов

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

14

Совершенствование воображения,

Задание по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

15

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


16

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

17

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


18

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

19

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.


20

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

21

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

22

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


23

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


24

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

26

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.


27

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

28

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

29

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


30

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

31

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Р: выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.


32

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант. Конкурс эрудитов

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец учебного года. Подведение итогов работы за год

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.






Тематическое планирование для 2 класса

п\п

Тема урока


Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

2

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

Диагностический тест

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

3

Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

5

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

6

Поиск закономерностей.

7

Развитие быстроты реакции.

8

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

9

Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.

10

Тренировка слуховой памяти.

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

11

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

12

Поиск закономерностей.

13

Совершенствование воображения.  Ребусы.

14

Многоугольники. Многогранники.


Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

15

Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.

16

Развитие концентрации внимания.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

17

Тренировка внимания. Веселая переменка.

18

Тренировка слуховой памяти.

Конкурс эрудитов

19

Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

20

Поиск законномерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

21

Совершенствование воображения. Ребусы.

22

Развитие быстроты реакции.

23

Тренировка концентрации внимания.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

24

Тренировка внимания. Веселая переменка.

25

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

26

Тренировка зрительной памяти.

27

Поиск закономерностей.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

28

Совершенствование воображения. Веселая переменка.

29

Развитие быстроты реакции.

30

Развитие концентрации внимания.

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

32

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

33

Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец учебного года.

Подведение итогов работы за год



Тематическое планирование для 3 класса

п/п

Тема занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

1

Входной тест.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

2

Закономерности в чередовании признаков.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

3

Классификация по какому-то признаку.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

4

Сравнение предметов по признакам.

5

Тест «Сравнение».

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

6

Состав предметов.

7

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

8

Найди отличия.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

9

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

10

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

11

Функциональные признаки предметов.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

12

Симметрия. Симметричные фигуры.

13

Логическая операция «и».

14

Координатная сетка.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

15

Решение логических задач и задач-шуток.

16

Результат действия предметов.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

17

Обратные действия.

18

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

19

Тест «Отношения».

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

20

Порядок действий, последовательность событий.

21

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

22

Составление загадок, чайнвордов.

23

Множество. Элементы множества.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

24

Классификация по одному свойству.

25

Тест «Классификация».

26

Способы задания множества.

27

Сравнение множеств.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

28

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

29

Решение задач с использованием понятий о множествах.

30

Выражения и высказывания.

31

Высказывания со связками «и», «или».

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач

32

Отрицание.

33

Итоговый тест.

34

Работа над ошибками. Подведение итогов работы за год



Тематическое планирование для 4 класса

п/п

Тема занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

1

Входной тест.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

2

Повторение основных мыслительных операций.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач. К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач

3

Причинно-следственные цепочки.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

4

Интегрированный: логика в окружающем мире.

5

Интегрированный: логика в русском языке.

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

6

Виды отношений между понятиями.

7

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

8

Понятие о графах.

Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный

9

Рефлексивность отношений.

10

Симметричность отношений.

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач. К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач

11

Тест «Отношения между понятиями».

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

12

Классификация.

13

Язык и логика. Фразеологизмы.

14

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Р: составляет план и последовательность действий;

К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный.

15

Язык и логика. Речевые ошибки.

16

Язык и логика. Пословицы.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

17

Тест «Язык и логика».

18

Работа над ошибками.

19

Логические связки «или», «и».

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач

20

Логическая связка «если …, то».

21

Логические возможности.

22

Ситуативная связь между понятиями.

23

Оценка ситуации с разных сторон.

Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач

К: предлагает помощь и сотрудничество,

Формулирует собственное мнение и позицию.

П: выбирает более эффективные способы решения задач.

24

Образное сравнение.

25

Синонимы. Многозначность.

26

Антонимы.

27

Тест «Языковая логика».

Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат.

К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию.

П: ориентируется в разнообразии способов решения задач.

28

Работа над ошибками.

29

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

30

Рассуждения.

31

Выводы в рассуждениях.

Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач

32

Юмор и логика.

33

Юмор и логика.

34

Конкурс эрудитов. Подведение итогов работы за год

























Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методические пособия для 1, 2, 3, 4 классов

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей»

Рабочие тетради в 2-х частях для 1, 2,

3, 4 класса



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!