Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ- ООШ № 14 х.Ильинов
Приказ № 138 от 19.08. 2019г.
_________ /Т.В. Колесникова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
3-4 классы
Количество часов: 35
Направление: общеинтеллектуальное
Учитель: Дводненко Ольга Анатольевна
2019 -2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО
( постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 г. № 189, в редакции Изменений № 1, от 29.06.2011 г. № 85, в редакции Изменений № 2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Федеральный базисный план отводит 35 часа для изучения программы по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 3-4 классах из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа реализуется в3-4 классах в объеме 35 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре-ния и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в со-вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се-мейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финан-сов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Тема раздела | Количество часов | Виды деятельности |
Обмен и деньги | 16 | Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет.Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.Описывать старинные российские деньги.Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта |
Семейный бюджет | 19 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги. Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений. |
Календарно – тематическое планирование для 3-4 классов (35 часов, из расчета - 1 час в неделю)
№ п/п | Дата план | Дата факт(обоснование) | Тема, количество часов | Базовые понятия | Базовые знания | Личностные характеристики и установки | Умения | Формы учебной деятельности |
|
1-4 | 05.09 12.09 19.09 26.09 | | Что такое деньги и откуда они взялись | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. | Виды денег: наличные, безналичные. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Различать виды денег | Общее обсуждение. Игровая деятельность. |
5-8 | 03.10 10.10 17.10 24.10 | | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. | Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. | Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. | Отличать деньги от фальшивых денег. | Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. |
9-12 | 07.11 14.11 21.11 28.11 | | Какие деньги были раньше в России. | « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. | Понимание происхождения денег. | Называть старинные деньги. | Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. |
13-16 | 05.12 12.12 19.12 27.12 | | Современные деньги России и других стран. | Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. | Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. |
Семейный бюджет (19ч) |
17-21 | 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 | | Откуда в семье деньги | Доходы. Заработная плата. Пенсия. | Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия | Понимание того, от чего зависят доходы семьи. | Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. | Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. |
22-25 | 13.02 20.02 27.02 05.03 | | На что тратятся деньги. | Расходы. Сбережения. Долги. | Расходы. Непредвиденные расходы. | Понимание происхождения расходов. | Считать общую сумму расходов. | Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. |
26-29 | 12.03 19.03 02.04 09.04 | | Как умно управлять своими деньгами. | Расходы и доходы. Семейный бюджет. | Бюджет: доходы и расходы. | Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. | Умение составлять бюджет семьи. | Общее обсуждение, Творческая работа. |
30-32 | 16.04 23.04 30.04 | | Как делать сбережения. | Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. | Виды сбережений. | Понимание того, из чего складываются сбережения. | Сравнивать разные виды сбережений. | Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. |
33-34 | 07.05 14.05 | | Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» | | | | | Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. |
35 | 21.05 | | Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». | | | | |
Рассмотрено на заседании МО МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов Протокол №___ от__________2019 | Согласовано Зам .директора по УВР __________ О.В. Петрова от______________2019 |
6