СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
творческого объединения
«Экологическая мозаика»
Разработала учитель биологии :
Шестиглазова Светлана Александровна
2023 год
Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Титульный лист
1. Комплекс основных характеристик программ
Пояснительная записка (общая характеристика программы)._________________________3
Цель и задачи программы______________________________________________________6
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана__________________7
Планируемые результаты_______________________________________________________9
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации___________________________________________________________10
Оценочные материалы________________________________________________________12
Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)_____________13
Методические материалы_____________________________________________________14
Рабочая программа воспитания_________________________________________________16
Календарный план воспитательной работы_______________________________________18
Календарный учебный график_________________________________________________19
Список литературы___________________________________________________________22
Приложения_________________________________________________________________25
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая мозаика» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273);
Национальный проект «Образование»;
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 3 сентября 2019 г №467);
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Федеральная целевая программа развития образования на 2018 - 2025 годы» (от 26 декабря 2017 г. №1642);
Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
Постановление главы МО «Гиагинский район» от 14.08.2023г №226 «О некоторых мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»;
Приказ УО администрации МО «Гиагинский район» от 31.08.2023г №290 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муни- ципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании «Гиагинский район» в соответствии с социальным сертификатом»;
Приказ УО администрации МО «Гиагинский район» от 31.08.2023г №293 «Об утверждении форм заявлений и согласий на обработку персональных данных, используемые при формировании в электронном виде социальных сертификатов на получение муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» и реестра их получателей;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Устава МБУ ДО ЦДТ;
Основной образовательной программы МБУ ДО ЦДТ;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ЦДТ.
Новизна и актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозаика» (далее - программа) определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы экологического развития школьников.
Современное общество информационно-технологического развития требует применения новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределеия и формирования мировоззрения экологосберегающих технологий.
Экологическое образование способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Достичь этого помогает исследовательская деятельность в учебном процессе. В связи с новой парадигмой образования – переходом на личностно-ориентированное образование, то есть развитием личности учащегося, первостепенное значение приобретает не столько усвоение учебной программы, сколько развитие умения логично мыслить, принимать правильные решения, самостоятельно приобретать необходимые для жизни знания, умения и навыки. Такую возможность предоставляет исследовательская деятельность в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозаика».
Также предлагаемая программа предусматривают возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией.
Работа в рамках программы позволяет развить исследовательские навыки обучающихся, подготовить их к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области экологии; помогает закрепить знания по многим вопросам растениеводства; лучше понять связь растений и человека с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений. Все используемые методики адаптированы с учётом возраста обучающихся и являются доступными.
Новизна программы заключается в следующем:
-включение в содержание программы многообразных видов деятельности реальной эколого-биологической и природоохранной деятельности, способствующих формированию у учащихся навыка и личного опыта самостоятельной деятельности и ответственности;
-организация направлений и видов исследовательской и природоохранной деятельности, способствующих формированию гражданского и правового сознания, духовности и культуры, самостоятельности и толерантности;
-организация социально значимой практической деятельности (реализация социально значимых проектов, исследовательских и природоохранных проектов).
Данная дополнительная образовательная программа предполагает обучение детей 10 -14 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет 15 человек.
Дети 10-14 лет находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения, подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от опеки взрослых является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.
Все то, к чему подросток привык с детства, – семья, школа, сверстники, – подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл.
Отмечается новый уровень самосознания, стремление понять себя и других, неустойчивая самооценка. Развитие познавательных интересов характеризуется переходом к абстрактному мышлению, развивается возможность строить умозаключения.
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нём закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная деятельность. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная. При невозможности учащегося прийти на занятия по расписанию (по уважительной причине) применяется дистанционная форма проведения занятий.
Режим занятий: количество занятий в неделю - 2, по 1 часу (45 минут), что составляет 72 часа в год.
Цель и задачи программы
Цель - создание условий для формирования ключевых научно-исследовательских компетентностей обучающихся, способных к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда и профессиональной ориентации.
Задачи:
образовательные:
- сформировать знания о видовом разнообразии и единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений;
- приобретение субъективно новых знаний, основных этапов исследования;
- углубление и расширение имеющихся у обучающихся знаний в области экологии и знаний о природе;
- освоение общих и специальных методов, приёмов и форм исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы;
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- обучение учащихся приёмам работы со СМИ, научной и справочной литературой;
- обучение навыкам оформления научной работы и её презентации.
развивающие:
- развитие познавательных интересов;
- развитие логического мышления, творческого воображения;
- формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретение навыков публичного выступления;
- развивать эстетический вкус, разнообразные виды памяти, фантазию, изобретательность, логическое мышление, воображение, мыслительную активность, широкий познавательный интерес;
- приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края, ответственности за её сохранение;
- формировать нравственные ориентиры человека культурного общества;
- воспитывать умение работать коллективно, анализировать результаты работы;
- воспитывать внимательность, целеустремлённость, ответственность, трудолюбие;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение. Виды исследовательских работ. Входной контроль | 3 | 2 | 1 |
2 | Наука экология | 5 | 2 | 3 |
3 | Среды жизни | 5 | 3 | 2 |
4 | Биосфера – живая оболочка Земли | 5 | 3 | 2 |
5 | Свет и его экологическое значение Промежуточный контроль | 4 | 2 | 2 |
6 | Температура как экологический фактор | 3 | 2 | 1 |
7 | Вода как экологический фактор | 5 | 3 | 2 |
8 | Значение воздуха как экологического фактора | 3 | 2 | 1 |
9 | Практикум | 5 | 1 | 4 |
10 | Охрана животных и растений | 5 | 2 | 3 |
11 | Сельскохозяйственная экология | 3 | 1 | 2 |
12 | Лесохозяйственная экология | 5 | 2 | 3 |
13 | Социальная экология. Промежуточный контроль. | 4 | 3 | 1 |
14 | Практикум. Итоговая аттестация | 3 | 1 | 2 |
15 | Воспитательная работа | 12 | 6 | 6 |
Итого | 72 | 34 | 38 |
Содержание учебного плана
Введение. Виды исследовательских работ
Теория. Правила техники безопасности (охрана труда). Знакомство с группой. Цели, задачи и содержание программы обучения. Разнообразие жизни на Земле. Царства живой природы.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект.
Практика. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Знакомство с лабораторным оборудованием (электронные (аналитические) весы). Тест для определения экологического мышления.
Наука экология
Теория. Что изучает экология, почему так актуальна, структура современной экологии. Экологические основы охраны природы. Экологические проблемы в мире и в России.
Практика. Посадка деревьев и кустарников на территории школы. Проект «Моё дерево». Викторина почемучек. Тема для самостоятельной работы: сочинение-эссе «Что я могу сделать для сохранения окружающей природы». Конкурс экологического плаката, рисунка, поделок из природного материала.
Среды жизни
Теория. Вода. Качества и свойства воды. Уникальность воды как среды жизни. Приспособленность живых организмов к жизни в воде на примере аквариумных растений. Приспособленность живых организмов к перенесению недостатка воды на примере кактусов и других суккулентов. Воздух как смесь газов. Атмосфера как среда жизни. Почва. Почвенный покров Земли. Почва как среда жизни. Организмы – обитатели почв. Организм как среда жизни. Паразитизм – способ существования живых организмов.
Практика. Изучение качества воды. Сравнительное изучение листа элодеи и запасающей воду ткани суккулента. Изучение структуры почвы и ее свойств. Разбор почвенных образцов (луговая, лесная, с проселочной дороги). Приспособленность живых организмов к жизни в почве на примере дождевого червя. Тема для самостоятельной работы: Разработка фантастических проектов по охране природы.
Биосфера – живая оболочка Земли
Теория. Учение о биосфере. В.И. Вернадский. Экосистема, её структура и границы. Признаки устойчивости экосистемы. Факторы среды, их влияние на живые организмы. Взаимоотношения в экосистемах. Понятие об антропогенных факторах среды, их воздействие на экосистемы. Причины загрязнений окружающей среды. Отношение к природной среде наших предков на примере их традиций и быта.
Практика. Описание экосистемы аквариума. Экскурсия в лес «Структура лесного растительного сообщества». Игра-викторина «Аукцион лесных тайн». Игра «Экологическая головоломка». Конкурс природоохранных знаков. Игра «Что за зверь оставил след?». Тема для самостоятельной работы: Деятельность человека – новый фактор среды.
Свет и его экологическое значение
Теория. Световой режим растений. Классификация растений по отношению к свету. Влияние света на растения. Термины и понятия: фитоценоз, фотосинтез, хлорофилл, светолюбивые, теневые и теневыносливые растения.
Практика. Слайд-шоу «Растительные сообщества. Фотосинтез и его экологическая роль». Преобладающие виды растений Республики Адыгея. Промежуточная аттестация в виде теста.
Температура как экологический фактор
Теория. Трансформация тепла на пути от Солнца к Земле. Температуры и амплитуды на поверхности почвы. Влияние тепла на растения и растительность. Отношение растений различных широт к тепловому режиму. Тепловой режим растений и причины гибели их от низких и высоких температур.
Практика. Температура тела растений и устойчивость его органов к перегреву и низким температурам.
7.Вода как экологический фактор
Теория. Влияние различных форм воды на растение и растительность. Осадки (дождь, снег). Туманы. Дефицит влажности воздуха. Гигроскопическая вода. Коэффициент завядания. Типы растений по отношению к водному режиму (гигрофиты, гидрофиты, ксерофиты, мезофиты).
8.Значение воздуха как экологического фактора
Теория. Кислород. Диоксид углерода. Фотосинтетическая деятельность растений. Углерод в биосфере. Азот. Влияние атмосферных загрязнений на растения. Выделения растений (эфирные масла, фитонциды, этилен). Взаимное влияние растений путем выделений.
Практика. Физические свойства воздуха и их влияние на растения.
Практикум
Теория. Теоретические основы описания маршрута экологической тропы. Правила поведения в природе.
Практика. Обоснование учебной тропы. Паспорт на учебную экологическую тропу. Описание маршрута. Выбор мест стоянок на тропе. Оборудование экотропы. Выявление экскурсионных объектов. Оборудование маршрута экологической тропы экологическими знаками, информационными щитами. Определение видового разнообразия методом пробных площадок. Работа с определителями. Составление фотогербария и гербария.
Дополнительные виды занятий с детьми на учебной экологической тропе: игра «Знаешь ли ты птиц?», экскурсия: «Ярусы леса», беседа «Красота природы в русском искусстве». Конкурс рисунков и плакатов «Сохраним красоту родной природы!».
Охрана животных и растений
Теория. Биологическое значение живой природы. Нравственное значение диких видов. Экономическое значение. Угроза богатствам живой природы. Причины исчезновения диких животных и растений. Крупнейшие заповедники и национальные парки мира, России и Адыгеи. Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования.
Практика. Фенологические наблюдения в природе. Подготовка сообщений об отдельных представителях Красной книги России и Адыгеи. Занятие-игра «Суд над браконьерами».
Сельскохозяйственная экология
Теория. Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. Народный календарь природы. Отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека. Проблема опустынивания. Пути решения проблем.
Практика. Определение кислотности почвы. Определение погоды по народным приметам. Биологические способы защиты растений.
Лесохозяйственная экология
Теория. Экологическое значение леса. Лесные пожары и мероприятия по защите леса от пожара. Промышленные выбросы в атмосферу и здоровье леса. Изучение состава и структуры сообщества смешанного леса. Влияние фитонцидов на организмы.
Практика. Игра – викторина «Аукцион лесных тайн». Решение задач экологического содержания. Изготовление кормушек для птиц. Составление кроссворда «Лес и человек». Оценка экологического состояния зеленого массива микрорайона. Оценка степени поражения хвойных лесов короедом-типографом в окрестностях микрорайона. Выпуск листовок «Нет – лесным пожарам!».
Социальная экология
Теория. История развития экологических связей человечества. Развитие пищевых и информационных связей. Эстетическое восприятие природы. Использование орудий и энергии. Влияние вредных привычек на здоровье школьников. Рост численности
населения. Демографические проблемы. Скрытые возможности организма человека. Здоровье и загрязнение окружающей среды. Экология жилища.
Практика. Эколого-валеологический мониторинг. Сообщения о влиянии вредных привычек на здоровье школьников. Определение влияния комнатных растений на экологическое состояние жилища и школьных помещений. Литературная гостиная «Воспеваем природу». Семинар «Физическая и духовная красота человека в русском искусстве». Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами. Изучение устойчивости витамина С. Конкурс плакатов и рисунков «Против наркотиков, алкоголизма и курения». Подготовка выступления экологической агитбригады. Промежуточный контроль.
Практикум
Теория. Этапы исследовательской деятельности.
Практика. Весенние работы на экологической тропе, дополнительные исследования. Операция «Первоцвет». Составление фотогербария. Посадка цветов и кустарников на школьном дворе. Фенологические наблюдения в природе. Экскурсия на учебной экологической тропе. Итоговый контроль.
Планируемые результаты
Освоение программы даёт возможность каждому учащемуся предъявить комплексный результат:
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- сформированность значимых социальных и межличностных отношений,
- сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности,
- сформированность социальных компетенций,
- развитость способности ставить цели и строить жизненные планы,
- развитость способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы.
Предметные результаты:
- освоение разнообразных видов деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- начальный этап сформированности научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях в области биологии, экологии и природоохранной работы;
- овладение научной терминологией,
-сформированность опыта публичных выступлений по материалам экспедиционной и исследовательской деятельности.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью учащихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, навыков и личного опыта.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита исследовательской работы и подготовка пакета рекомендаций по позитивной динамике изменения исследуемой проблемы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации
Основными видами отслеживания результатов освоения учебного материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль.
Осуществляется контроль следующим образом:
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности учащихся по следующим критериям:
- развитая речь. Умение представлять и защищать свои творческие работы;
- развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка);
- воображение в рисунке и в действии;
- владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
- владение терминологией по предмету деятельности;
- умение понимать связь событий, устанавливать причинно-следственные связи.
Контроль проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
По окончании 1-го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В процессе его проведения выявляется степень усвоения учащимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого учащегося обращается на чёткое выполнение работы и формирование трудовых навыков.
Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
По результатам контроля (при необходимости) проводится корректировка тематических планов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым учащимся.
Формы проведения: публичные выступления с показом компьютерных презентаций собственного изготовления перед слушателями, участие в конкурсах, семинарах и конференциях.
Оценочные материалы
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексное оценивание образовательных достижений учащихся в области экологии. При педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления экологической грамотности школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где обучащиеся могут продемонстрировать применение на практике знаний и умений, опыт грамотного поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение.
Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
- рабочее место учащегося - 15 комплектов (столы и стулья);
- компьютер – 1единица;
- ноутбук-1 единица;
- видео-проектор мультимедийный – 1 единица;
- цифровой фотоаппарат CANON PowerShot SX620 HS – 1 единица;
- МФУ лазерный HP Iet M1005 MFP, A4, лазерный – 1 единица;
- световой микроскоп – 7 единиц;
- звуковые колонки (1 шт);
- цифровой USB-микроскоп-1 единица;
- микроскоп стереоскопический (бинокуляр)- 1 единица;
- предметные стекла-15 уп;
- покровные стекла-15 уп.;
- пинцет анатомический-5 единиц;
- препаровальная игла- 15 комп;
- бумага фильтровальная- 3 уп.;
- пробирки пластиковые- 2 компл;
- спиртовка лабораторная- 2 единицы;
- чашка Петри- 1 уп.10 единиц;
- набор микроскопических препаратов – 1 компл;
- весы аналитические электронные- 1 единица;
- набор химических реактивов и красителей-1компл;
- дальнометр- 1 единица;
- прибор ночного видения-1 единица.
Методические материалы
В основе программы - личностно-ориентированный подход к учащемуся, обеспечение педагогическими средствами свободного процесса развития и становления сознательного гражданина и патриота своей страны, обладающего экологической культурой, критическим мышлением, готовностью отдать силы, энергию, талант на благо общества.
Основные принципы программы:
- единства сознания и деятельности;
- толерантности;
- творческой активности и самостоятельности обучения при руководящей роли педагога;
- коллективности;
- системности и целостности;
- краеведческий;
- связи обучения с жизнью, с практикой.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция (все разделы программы).
Наглядные методы: метод иллюстраций (показ плакатов, картин, карт, зарисовок на доске). ТСО: применение компьютера, средств воспроизведения аудио и видеоматеоиалов. Средства наглядности ( гербарии, таблицы, диаграммы и т. п.) при изучении всех тем.
Поисково-исследовательский метод: самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях и на занятиях.
Метод самореализации через различные творческие проекты и участия в конкурсах.
Метод контроля: контроль качества усвоения программы, роста достижений
через итоговый контроль (зачёты, викторины, тестирование, конкурсы и т.п.).
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, составление фотогербария, гербария, памяток.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозайка» используются в различном сочетании разнообразные педагогические технологии, но основными среди них являются проектная технология, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, технология коллективного взаимодействия, информационная технология.
Проектная технология позволяет осуществлять активное формирование мышления и восприятия учащихся, основ продуктивной деятельности. Учащиеся приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует развитию у учащихся таких способностей как:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Технология исследовательской деятельности позволяет осуществить деятельность, связанную, прежде всего, с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала по теме исследования, его анализ и обобщение, написание работы, публичная устная и мультимедийная презентация.
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам учащийся, его культура и творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство и отрочество ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития учащегося, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности.
На занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Экологическая мозайка» активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:
- учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;
- каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;
- работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;
- составы подгрупп не являются постоянными;
- специально создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам;
- в условиях выездной экспедиции, туристического похода у каждого учащегося своя собственная роль и ответственность, которые являются значимой частью общего коллективного дела и общей коллективной ответственности.
В работе объединения используются информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации.
Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка
Программа воспитания - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с программой воспитания. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагог может реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания т/о «Экологическая мозаика» находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития. Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания совместных дел педагогов и обучающихся является разработка, планирование, проведение и анализ результатов; создаются условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается его роль в совместных делах.
Занятия в творческих объединениях естественнонаучной направленности способствуют гражданскому становлению подрастающего поколения. Направлены на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, профилактике негативных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни, развитию лидерских инициатив, решению вопросов занятости молодого поколения.
Процесс воспитания в т/о основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и обучающихся:
- неукоснительного соблюдения законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов.
Основными традициями воспитания в т/о является следующее: ключевые мероприятия, тематические выставки, анализ результатов.
Цель воспитания- личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе общепринятых ценностей ;
- в развитии социально значимых отношений;
- в приобретении сформированных знаний на практике.
Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню образования:
1.В воспитании детей школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий на занятиях для усвоения социально значимых знаний. Знания, полученные в учреждении становятся базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие: знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, свою страну; беречь и охранять природу; проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; вести здоровый образ жизни; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, людям с ограниченными возможностями здоровья.
2. В воспитании детей среднего возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы творческого объединения.
Модуль «Ключевые мероприятия»
Ключевые мероприятия - это главные (традиционные) мероприятия, которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. В мероприятиях используются разнообразные формы и методы: беседы, викторины, презентации, концерты.
Приоритетное направление воспитательной работы по данной программе — гражданско-патриотическое. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Теория | Практика |
1 | Беседа на тему: " Природные объекты региона» |
| 0,5 | 0,5 |
2 | Просмотр презентации на тему: "100 - летие Адыгейской автономной области". |
| 0,5 | 0,5 |
3 | Занимательный час: " Редкие и исчезающие виды Кавказа". |
| 0,5 | 0,5 |
4 | Круглый стол на тему: " Экологическая культура человека ". |
| 0,5 | 0,5 |
5 | Беседа на тему: "Правила поведения в природе". |
| 0,5 | 0,5 |
6 | Просмотр презентации: "Экология и здоровье человека". |
| 0,5 | 0,5 |
7 | Занимательный час, посвященный значению растений и животных в жизни человека |
| 0,5 | 0,5 |
8 | Беседа на тему: " Последствия экологического следа человека. ". |
| 0,5 | 0,5 |
9 | Просмотр презентации: "Рациональное использование ресурсов" |
| 0,5 | 0,5 |
10 | Диспут на тему: " Преимущества и эффективность разделения мусора. Опыт раздельного сбора мусора в разных странах мира." |
| 0,5 | 0,5 |
11 | Беседа на тему:" Бытовые отходы и их утилизация ". |
| 0,5 | 0,5 |
12 | Круглый стол на тему: "Экология моего дома". |
| 0,5 | 0,5 |
Календарный учебный график
№ | Разделы, темы | Количество часов | Дата | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение. Виды исследовательских работ | ||||||
1. | Беседа на тему: " Природные объекты региона» Входной контроль. | 1 | 1 |
|
|
|
2. | Виды исследовательских работ | 1 | 1 |
|
|
|
3 | Этапы научного исследования | 1 | 1 |
|
|
|
Наука экология | ||||||
4 | Экология как наука | 1 | 1 |
|
|
|
5 | Экологические основы охраны природы | 1 | 1 |
|
|
|
6 | Проект «Моё дерево» | 1 |
| 1 |
|
|
7 | Проект «Что я могу сделать для сохранения окружающей природы» | 1 |
| 1 |
|
|
8 | Просмотр презентации на тему: "100 - летие Адыгейской автономной области". | 1 |
| 1 |
|
|
Среды жизни | ||||||
9 | Среды жизни | 1 | 1 |
|
|
|
10 | Вода как среда обитания | 1 | 1 |
|
|
|
11 | Приспособленность растений к жизни в водной среде на примере аквариумных растений | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
|
12 | Приспособленность животных к жизни в водной среде | 1 |
| 1 |
|
|
13 | Сравнительное изучение листа элодеи и запасающей воду ткани суккулента | 1 |
| 1 |
|
|
14 | Почва как среда обитания | 1 | 1 |
|
|
|
15 | Изучение структуры почвы и ее свойств | 1 |
| 1 |
|
|
16 | Приспособленность живых организмов к жизни в почве на примере дождевого червя. | 1 |
| 1 |
|
|
17 | Атмосфера как среда жизни | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
18 | Занимательный час: " Редкие и исчезающие виды Кавказа". | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
Биосфера – живая оболочка Земли | ||||||
19 | Учение о биосфере В.И.Вернадского | 1 | 1 |
|
|
|
20 | Экосистема, её структура и границы | 1 | 1 |
|
|
|
21 | Признаки устойчивости экосистемы | 1 | 1 |
|
|
|
22 | Круглый стол на тему: " Экологическая культура человека ". | 1 |
| 1 |
|
|
23 | Структура лесного растительного сообщества | 1 |
| 1 |
|
|
24 | Беседа на тему: "Правила поведения в природе". | 1 |
| 1 |
|
|
25 | Игра «Экологическая головоломка» | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
26 | Природоохранные знаки | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
27 | Игра «Что за зверь оставил след?» | 1 |
| 1 |
|
|
28 | Отношение к природной среде наших предков на примере их традиций и быта. | 1 | 1 |
|
|
|
Свет и его экологическое значение | ||||||
29 | Световой режим растений | 1 | 1 |
|
|
|
30 | Влияние света на растения. | 1 | 1 |
|
|
|
31 | Слайд-шоу «Растительные сообщества. Фотосинтез и его экологическая роль» | 1 |
| 1 |
|
|
32 | Преобладающие виды растений Республики Адыгея. Промежуточный контроль. | 1 |
| 1 |
|
|
Температура как экологический фактор | ||||||
33 | Трансформация тепла на пути от Солнца к Земле | 1 | 1 |
|
|
|
34 | Просмотр презентации: "Экология и здоровье человека". | 1 | 1 |
|
|
|
35 | Тепловой режим растений | 1 |
| 1 |
|
|
Вода как экологический фактор | ||||||
36 | Особенности воды как вещества | 1 | 1 |
|
|
|
37 | Влияние различных форм воды на растение и растительность | 1 |
| 1 |
|
|
38 | Осадки (дождь, снег). Туманы | 1 | 1 |
|
|
|
39 | Типы растений по отношению к водному режиму (гигрофиты, гидрофиты, ксерофиты, мезофиты). | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
40 | Приспособления растений к недостатку и избытку влаги | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
|
Значение воздуха как экологического фактора | ||||||
41 | Состав воздуха | 1 | 1 |
|
|
|
42 | Влияние атмосферных загрязнений на растения | 1 | 1 |
|
|
|
43 | Выделения растений (эфирные масла, фитонциды, этилен) | 1 |
| 1 |
|
|
Практикум | ||||||
44 | Теоретические основы описания маршрута экологической тропы. Правила поведения в природе | 1 | 1 |
|
|
|
45 | Обоснование учебной тропы. Описание маршрута. | 1 |
| 1 |
|
|
46 | Занимательный час, посвященный значению растений и животных в жизни человека | 1 |
| 1 |
|
|
47 | Оборудование маршрута экологической тропы экологическими знаками, информационными щитами | 1 |
| 1 |
|
|
48 | Беседа на тему: " Последствия экологического следа человека. ". | 1 |
| 1 |
|
|
49-50 | Работа с определителями. Составление фотогербария и гербария. | 2 |
| 1 |
|
|
Охрана животных и растений | ||||||
51 | Биологическое значение живой природы. Нравственное значение диких видов. | 1 | 1 |
|
|
|
52 | Крупнейшие заповедники и национальные парки мира, России и Адыгеи | 1 | 1 |
|
|
|
53 | Фенологические наблюдения в природе | 1 |
| 1 |
|
|
54 | Подготовка сообщений об отдельных представителях Красной книги России и Адыгеи. | 1 |
| 1 |
|
|
55 | Просмотр презентации: " Рациональное использование ресурсов" | 1 |
| 1 |
|
|
Сельскохозяйственная экология | ||||||
56 | Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда | 1 | 1 |
|
|
|
57 | Определение кислотности почвы. | 1 |
| 1 |
|
|
58 | Биологические способы защиты растений | 1 |
| 1 |
|
|
Лесохозяйственная экология | ||||||
59 | Диспут на тему: " Преимущества и эффективность разделения мусора. Опыт раздельного сбора мусора в разных странах мира." | 1 | 1 |
|
|
|
60 | Изучение состава и структуры сообщества смешанного леса | 1 | 1 |
|
|
|
61 | Игра – викторина «Аукцион лесных тайн». Решение задач экологического содержания. | 1 |
| 1 |
|
|
62 | Оценка экологического состояния зеленого массива микрорайона | 1 |
| 1 |
|
|
63 | Выпуск листовок «Нет – лесным пожарам!». | 1 |
| 1 |
|
|
Социальная экология | ||||||
64 | История развития экологических связей человечества | 1 | 1 |
|
|
|
65 | Влияние вредных привычек на здоровье школьников | 1 | 1 |
|
|
|
66 | Эколого-валеологический мониторинг | 1 |
| 1 |
|
|
67 | Беседа на тему:" Бытовые отходы и их утилизация ". | 1 |
| 1 |
|
|
68 | Семинар «Физическая и духовная красота человека в русском искусстве». | 1 |
| 1 |
|
|
69 | Подготовка выступления экологической агитбригады. Промежуточный контроль. | 1 |
| 1 |
|
|
Практикум | ||||||
70 | Этапы исследовательской деятельности | 1 | 1 |
|
|
|
71 | Круглый стол на тему: "Экология моего дома". | 1 |
| 1 |
|
|
72 | Экскурсия на учебной экологической тропе. Итоговый контроль. | 1 |
| 1 |
|
|
Список литературы
1. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения: учеб. пособие.- Изд. 3- е.- М.: Либроком, 2009.
2. Володин, Г.Вильчек, Е.Ананьева и др. «Энциклопедия для детей» -М.: Аванта+,
2005.
3. Гин А.А. 150 творческих задач о том, что нас окружает. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
4. Гурский Б.Н. Нестерович В.Н. и др. «Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии» -Мн.: Университетское, 2015.
5. Груздева Н.В. «Окружающий мир глазами детей» - СПб.:КАРО, 2004.
6. Денисов В.В., Курбатова А.С., Денисова И. А. Экология города: учеб.пособие.-
М.: ИКЦ «Март», 2008.
7. Занимательная экология. Гринева Е.А., Павлова Ж.И. Методическое пособие.
Ульяновск, 1998.
8. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» -М.: Просвещение, 2014.
9. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним. / Наглядное пособие ля школьных курсов базовых дисциплин (Пер. с чешск.). –М.: Устойчивый мир, 2001.
10. Охрана окружающей среды в России. 2010: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол. : К. Э. Лайкам (пред.) и др.]. - Москва: ФГНУ "Росинформагротех", 2010.
11. Справочный материал для начинающего эколога. М.: Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зеленая планета», 2009.
12. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы. Занимательная экология. –Д.: Сталкер, 1998.
13. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы, 2009.
14. Штробель - Шульце Роземи. Флористика. – М., 2011.
15. Экологический мониторинг: учеб.- метод. пособие-М.: Альма Матер, 2008.
16. Экология [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. В. Тотая. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2012.
17. Эльконин Д.Б. «Детская психология» -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Приложения
Тест ( Входной контроль)
Входной контроль
Кто открыл Австралию?
а) Лазарев б) Пржевальский в) Дж. Кук г) Крузенштерн
Кто был послан Петром I для выяснения, соединяются ли Азия и Америка?
а) братья Лаптевы б) Прончищева в) Челюскин г) Беринг
Какие горы отделяют Европу от Азии?
а) Кавказские б) Гималаи в) Уральские г) Карпаты
Корень какого растения похож на фигуру человека?
а) эвкалипт б) зверобой в) грецкий орех г) женьшень
Соотнеси животного с местом его обитания.
Пингвин Уссурийский край
Белый медведь Антарктида
Утка -мандаринка Австралия
Коала Арктика
Какой географический объект назван в честь Челюскина?
а) море б) мыс в) бухта г) пролив
От чего зависит наличие ледяной зоны в горах?
а) от её места расположения б) от её высоты
в) от удалённости от экватора г) от климата
Выбери строчку, в которой правильно перечислены части горы.
а) склон, вершина, долина, рельеф, ущелье;
б) верхушка, подошва, склон, ущелье, долина;
в) подошва, склон, ущелье, вершина, долина;
г) ущелье, склон горы, подошва, долина.
Подпиши части горы.
Определи расу по описанию.
Людей этой расы отличает темный цвет кожи, курчавые волосы, которые защищают организм от перегрева и солнечных ожогов. Это ____________________________ раса.
Промежуточная аттестация
1. Экология – это наука о:
а) жизнедеятельности живых организмов
б) строении организмов
в) связях организмов с окружающей их средой
г) наследственности
2. К производителям относится:
а) береза
б) грибы
в) кабан
г) бактерии
3. Производители
а) разрушают органические вещества
б) создают органические вещества из неорганических
в) создают неорганические вещества из органических
г) потребляют органические вещества
4. Потребители:
а) разрушают органические вещества
б) создают органические вещества из неорганических
в) создают неорганические вещества из органических
г) потребляют органические вещества
5. Разрушители:
а) разрушают органические вещества
б) создают органические вещества из неорганических
в) создают неорганические вещества из органических
г) потребляют органические вещества
6. К потребителям относится:
а) береза
б) грибы
в) кабан
г) бактерии
7. К разрушителям относятся:
а) береза и бактерии
б) мухи и комары
в) кабан и грибы
г) бактерии и грибы
8. К почвообразователям относится:
а) дождевой червь
б) муха
в) кабан
г) муравей
9. К санитарам природы относится:
а) дождевой червь
б) гиена
в) грач
г) муравей
10. К опылителям относится:
а) шмель
б) муха
в) комар
г) муравей
11. К распространителям плодов и семян относится:
а) сойка
б) муха
в) гиена
г) шмель
12. Заповедник – это:
а) территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность на всё время его существования
б) территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность на определённое время
в) территория, на которой разводят отдельные виды растений и животных
г) территория, на которой разрешена хозяйственная деятельность
13. В соленых водах обитают:
а) щука и малый прудовик
б) карась и мидия
в) медуза и мидия
г) дельфин и малый прудовик
14. В пресных водах обитают:
а) щука и карась
б) карась и мидия
в) медуза и мидия
г) дельфин и малый прудовик
15. К теплокровным животным относят :
а) щука и карась
б) карась и серая жаба
в) колибри и полярная сова
г) тритон и бенгальский тигр
16. К холоднокровным животным относят :
а) белый медведь и пингвин
б) пингвин и полярная сова
в) колибри и полярная сова
г) тритон и прыткая ящерица
17. Чем выше местность, тем:
а) больше содержания кислорода
б) больше содержания углекислого газа
в) меньше содержания кислорода
г) больше содержание азота
18. Состояние анабиоза можно наблюдать у:
а) лягушек и жаб
б) зайцев и барсуков
в) бобров и барсуков
г) бобров и медведей
19. Симбиоз можно наблюдать между:
а) берёзой и подберёзовиком
б) берёзой и трутовиком
в) чёрным и рыжим тараканом
г) серой и черной крысой
20. К теневыносливым растениям относят:
а) берёзу и сосну
б) ландыш и майник
в) земляника и иван-чай
г) одуванчик и вероника дубравная
21. К биотическим факторам относят:
а) вырубку леса
б) конкуренцию между видами
в) распашку земель
г) кислотность почв
22. К абиотическим факторам относят:
а) вырубку леса
б) конкуренцию между видами
в) распашку земель
г) кислотность почв
23. К антропогенным факторам относят:
а) вырубку леса
б) конкуренцию между видами
в) рельеф местности
г) кислотность почв
24. Отношения между повиликой и растениями:
а) симбиоз
б) конкуренция
в) паразитизм
г) хищничество
25. Какая пищевая цепь правильно составлена:
а) трава – кузнечик – насекомоядные птицы – хищные птицы
б) хищные птицы – насекомоядные птицы – кузнечик – трава
в) насекомоядные птицы– кузнечик – трава– хищные птицы
г) кузнечик – трава– хищные птицы– насекомоядные птицы
26. В симбиотических отношениях находятся:
а) лев и шакал
б) акула и рыба-прилипала
в) росянка и муха
г) рыба и дождевой червь
27. Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называют:
а) хищничество
б) паразитизм
в) конкуренция
г) симбиоз
28. Явление конкуренции возникает между:
а) хищниками и жертвами
б) паразитами и хозяевами
в) видами со сходными потребностями
г) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
29. Примером конкуренции организмов является:
а) повилика, растущая на других растениях
б) сурепка на пшеничном поле
в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых
г) гриб- трутовик на берёзе
30. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:
а) абиотическими
б) биотическими
в) антропогенными
г) ограничивающими
31. Содержание в почве или в воде элементов питания относят к факторам:
а) абиотическими
б) биотическими
в) антропогенными
г) ограничивающими
32. Экологическими факторами называют:
а) только факторы неорганической среды
б) только факторы, связанные с влиянием живых организмов
в) только факторы, возникающие в результате деятельности человека
г) все факторы среды, которые воздействуют на организм
33. Среда обитания организма – это совокупность:
а) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие
б) окружающих его растений, животных, грибов и бактерий
в) всех компонентов неживой природы
г) всех окружающих его условий
34. Воздействие человека на жизнь любой экосистемы – пример фактора :
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
г) ограничивающего
35. Какая пищевая цепь правильно составлена:
а) ястреб – дрозд – гусеница – крапива
б) крапива – дрозд – гусеница – ястреб
в) гусеница – крапива – дрозд – ястреб
г) крапива – гусеница – дрозд – ястреб
36. Явление конкуренции возникает между:
а) дубом и берёзой
б) елью и черникой
в) елью и ландышем
г) дубом и белым грибом