Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов
Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 150
_______________ Т. В. Колесникова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов
курса «Финансовая грамотность»
2021 - 2022 учебный год
32 часа
Направление: общеинтеллектуальное
Руководитель объединения: Дьяченко С.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Секреты финансовой грамотности» авт. Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова, Е.Н. Жаркова, Москва «Просвещение» 2020 г.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для изучения программы по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 3 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа реализуется в 3 классе в объеме 32 часа.
Дополнительная образовательная программа «Финансовая грамотность» носит естественнонаучную направленность.
Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
Отличительные особенности программы.
Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
Педагогическая целесообразность программы
Определяется учетом возрастных особенностей учащихся, широкими возможностями социализации в процессе обучения, получением
дополнительных знаний области экономики, математики и окружающего мира.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой обучения является учебное занятие. Формы проведения
учебных занятий – групповая. Методы организации занятий: объяснительно-
иллюстративный, рассказ, беседа; практикумы, творческие мастерские,
лекции, практические работы и др. Основные виды занятий тесно связаны,
дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом
планируемых мероприятий и интересов учащихся.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметныерезультаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Как деньги попадают в кошелек? | 10 | 6 | 4 | Лекции,беседы,практи-ческая работа | Беседа, устный опрос |
2 | Куда деньги пропадают из кошелька? | 11 | 7 | 4 | Лекции,беседы,практи-ческая работа | Беседа, устный опрос |
3 | От чего надо спасать деньги? | 5 | 3 | 2 | Лекции,беседы,практи-ческая работа | Беседа, устный опрос |
4 | Как приручить деньги? | 6 | 4 | 2 | Лекции,беседы,практи-ческая работа | Беседа, устный опрос |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Форма занятий | Форма контроля | Дата проведения |
План | Факт (обоснование) |
Как деньги попадают в кошелек? (10 часов) |
1 | Вводное занятие | Лекция с элементами беседы | опрос | 07.09 | |
2 | Как подружиться с деньгами? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 14.09 | |
3 | Встаньте, деньги, встаньте в круг! | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 21.09 | |
4 | Сколько стоит труд? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 28.09 | |
5 | Бывает ли богатство без труда? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 05.10 | |
6 | Приглашаем деньги в гости! | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 12.10 | |
7 | Хочу купить! Могу купить? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 19.10 | |
8-9 | Проект «Готовим сборник советов для детей «Как купить то, что хочется»» | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 26.10 09.11 | |
10 | Чем богат человек? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 16.11 | |
Куда деньги пропадают из кошелька? (11 часов) |
11 | Эти неуловимые деньги… | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 23.11 | |
12 | Как мы тратим деньги? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 30.11 | |
13 | Что сильнее рекламы? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 07.12 | |
14 | Как купить то, что нужно? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 14.12 | |
15 | Что купить Золушке для школы? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 21.12 | |
16 | Сколько стоит праздник? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 28.12 | |
17-18 | Проект «Готовим смету проведения дня рождения» | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 11.01 18.01 | |
19 | Когда расходы делают нас богаче? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 25.01 | |
20-21 | Секреты разумных расходов | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 01.02 08.02 | |
От чего надо спасать деньги? (5 часов) |
22 | Чего боятся деньги? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 15.02 | |
23 | Чему деньги рады? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 22.02 | |
24 | Что значит быть экономным? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 01.03 | |
25-26 | Что? Где? Сколько стоит? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 15.03 29.03 | |
Как приручить деньги? (6 часов) |
27 | Купить нельзя не купить! | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 05.04 | |
28 | Когда деньги растут? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 12.04 | |
29-30 | Жадность или бережливость? | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 19.04 26.04 | |
31 | Берегитесь, деньги! Берегите деньги! | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 17.05 | |
32 | День открытых дверей в мир Финансовой грамоты | Лекция с элементами беседы, практикум | опрос | 24.05 | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов от _________ 2021___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 2021___г. |
17