Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
Рассмотрена на заседании МС протокол № 1 от 29.08.2016 г. Рассмотрена на заседании ПС школы Протокол № 15 от 30.08.2016 г. | Утверждена приказом общеобразовательного учреждения МОУ «СШ № 2» № 01-02/320 от 01.09.2016г. Директор школы: Л.П.Семёнова |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Юный предприниматель»
5 классы
Учитель: Войшнис В.В.
Ярославль, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основании сведения о программе непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ (РАО, под ред. И.А. Сасовой. Автор программы Н.В. Новожилова). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008.240с./ Знакомство пятиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с изучения экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснить механизм рыночной экономики на другой основе не представляется возможным. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре, т. е. она экономически развивается по тем же законам, что и общество в целом. Семья — самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социально-экономические отношения.
Учебная программа «Юный предприниматель» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др.
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, экскурсиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью. Курс рассчитан на 68 часов в год при нагрузке 2 часа в неделю.
Общая характеристика курса:
Цели курса
1. Дать школьникам общие представления об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей — потребитель, производитель, гражданин.
2. Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
3. Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.
Задачи курса
Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного, потребительского выбора.
Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5 класс (экономика):Основные знания и умения
В результате изучения курса учащийся может получить представление о:
основных проблемах экономики семьи;
группах основных потребностей семьи;
возможных ресурсах семьи;
необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;
возможностях своего участия в семейном хозяйстве;
том, что такое семейное предпринимательство.
Учащийся может узнать:
общие правила ведения домашнего хозяйства;
из чего складывается семейный бюджет;
источники семейного бюджета;
возможности экономии в семейном бюджете;
качества рачительного хозяина;
экономические связи семьи с рыночными структурами;
как организуется семейное дело.
Личностными результатами изучения экономики являются:
Учащийся может попробовать:
анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
экономически осознанно делать потребительский выбор;
соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
Метапредметными результатами изучения экономики являются:
Учащийся может попробовать:
анализировать рекламу потребительских товаров;
читать, расшифровывать упаковки товаров;
провести самоанализ формирования у себя и своей семьи качеств рачительного хозяина.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и внеурочной деятельности по предмету
Формы организации деятельности учащихся
групповая, парная, индивидуальная;
проектная, игровая деятельность;
совместная и самостоятельная деятельность
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Рефлексия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные технологии;
метод проектов;
технология исследовательского обучения;
информационно – коммуникационные технологии;
игровая учебная деятельность;
технологии организации группового взаимодействия.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
№п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Н.В. Новожилова Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой | Учебник «Экономика . Моя семья » 5 класс. ФГОС. | 2008 | Москва. Издательство « Вита- Пресс» |
2 | Н.В Новожилова Е.Н. Землянская Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой | Рабочая тетрадь. ТТЗ. Тетрадь творческих заданий «Экономика. Моя семья.» 5 класс | 2008 | Москва. Издательство « Вита- Пресс» |
3 | Под редакцией Н.А. Заиченко | Сборник дидактических материалов и тестов - Экономика. 5-11 классы Задачи. Тесты . Упражнения. Кроссворды | 2008. | С-П. СМИО-Пресс |
4 | Мультимедийное пособие. | Экономика для детей .Игры и упражнения. | 2010 | 1-С образователь ная коллекция. |
5 | И.А. Сасова Н.В. Новожилова Е.Н. Землянская Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой | Методические пособие. Книга для учителя Методическое пособие по курсу «Экономика. Моя семья.» 5 класс | 2008. | Москва Издательство« Вита- Пресс» |
Тематическое содержание курса
№ | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
1 | Что изучается в курсе «Экономика семьи» | 14 |
2 | Семейное хозяйство | 16 |
3 | Бюджет семьи | 8 |
4 | Рачительный хозяин | 8 |
5 | Думающий покупатель | 10 |
6 | Семья и рынок | 8 |
| Проект | 3 |
| Резервный урок | 1 |
| Итого | 68 ч |
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Дата |
| Что такое экономика | |
| Основные проблемы экономики | |
| Основные проблемы экономики | |
| Семья глазами экономиста | |
| Хозяйственная деятельность семьи | |
| Потребности человека и семьи | |
| Потребности человека и семьи | |
| Потребители | |
| Потребители | |
| Экономические основы прав потребителя | |
| Инфляция и семейная экономика | |
| Неравенство доходов и его причины | |
| Заработная плата и стимулирование труда | |
| Заработная плата и депремирование труда | |
| Элементы семейного хозяйства | |
| Элементы семейного хозяйства | |
| Элементы семейного хозяйства | |
| Элементы семейного хозяйства | |
| Экономические показатели семейного хозяйства | |
| Экономические показатели семейного хозяйства | |
| Финансовая документация семейного хозяйства | |
| Финансовая документация семейного хозяйства | |
| Планирование в семейном хозяйстве | |
| Планирование в семейном хозяйстве | |
| Учет и контроль в семейном хозяйстве | |
| Учет и контроль в семейном хозяйстве | |
| Контроль в семейном хозяйстве | |
| Контроль в семейном хозяйстве | |
| Свободные блага в семейном хозяйстве | |
| Экономические блага в семейном хозяйстве | |
| Доходы семьи | |
| Расходы семьи | |
| Что такое бюджет семьи | |
| Формирование бюджета семьи | |
| Что кладут в потребительскую корзину | |
| Формирование потребительской корзины | |
| Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах | |
| Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах | |
| Кто такой рачительный хозяин | |
| Кто такой рачительный хозяин | |
| Качества личности рачительного хозяина | |
| Качества личности рачительного хозяина | |
| Секреты рачительного хозяина | |
| Секреты рачительного хозяина | |
| Секреты рачительного хозяина | |
| Секреты рачительного хозяина | |
| Покупатель и продавец | |
| Покупатель и продавец | |
| Реклама товара | |
| Упаковка товара | |
| Особенности маркировки товаров | |
| Правила маркировки товаров | |
| Секреты выбора товара | |
| Секреты выбора товара | |
| Правила выбора товара | |
| Правила выбора товара | |
| Экономические возможности семейного хозяйства | |
| Экономические возможности семейного хозяйства | |
| Экономические связи семьи | |
| Профессии членов твоей семьи и родственников | |
| Бизнес-план | |
| Бизнес-план | |
| Составление бизнес-плана | |
| Составление бизнес-плана | |
| Итоговый проект. Разработка | |
| Итоговый проект. Разработка | |
| Итоговый проект. Защита | |
| Резерв. | |
11