МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического Труда Т.Г. Десяткина»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей начальных классов От «__»___________________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Эверстова Н.А._______________ «__»______________2020г. | «Утверждено» ИО Директора школы Десяткин С.Н.________________ От «__»________________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Логика» для 3 класса
учителя начальных классов Васильевой К.Е.
УПД - высокая
на 2020-21 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г. (111с.) – (Стандарты второго поколения)
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Цель:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе;
совершенствование математических знаний, формирование приёмов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, активизации познавательного процесса к предмету – математики;
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
формировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
овместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
сравнивать предметы по заданному свойству; описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки; выделять существенные признаки предметов;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; проводить аналогии
определять последовательность действий; событий
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛОГИКА» 3 КЛАСС
№ | ДАТА | ТЕМА | У У Д |
| П | Ф | | |
| | | Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа) |
1 | | | Закономерность в чередовании признаков. | Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; учиться вести дискуссию; работать в паре: соблюдать нормы этики и этикета; |
2 | | | Классификация по какому-то признаку. |
3 | | | Состав предметов. |
4 | | | Обобщение темы. |
| | | Действия предметов (4 часа) |
5 | | | Результат действия предметов. | формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; |
6 | | | Обратные действия. |
7 | | | Порядок действий. |
8 | | | Последовательность событий. |
| | | Элементы логики (10 часов) |
9 | | | Множество. | Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; осваивать начальные формы рефлексии. описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. |
10 | | | Элементы множества. |
11 | | | Логические операции «и», «или». |
12 | | | Сравнение множеств. |
13 | | | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
14 | | | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
15 | | | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
16 | | | Выражения и высказывания. |
17 | | | Выражения и высказывания. |
18 | | | Обобщение по разделу. |
| | | Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями(2часа) |
19 | | | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
20 | | | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
| | | Сравнение (2часа) |
21 | | | Сравнение предметов по признакам. | Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; |
22 | | | Симметрия. Симметричные фигуры. |
| | | Комбинаторика (4 часа) |
23 | | | Перестановки. |
24 | | | Размещения. |
25 | | | Сочетания |
26 | | | Обобщение темы. |
| | | Развитие творческого воображения (4 часа) |
27 | | | Составление загадок. | Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности. |
28 | | | Составление чайнвордов. |
29 | | | Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». |
30 | | | Загадки, ребусы, кроссворды. |
| | | Практический материал (4 часа) |
31 | | | Логические упражнения. Логические задачи. | Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ. |
32 | | | Логические игры. Викторины. |
33 | | | Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. |
34 | | | Итоги года. |