Программа математического кружка для 6 класса 1. Пояснительная записка
Программа кружка "Математический калейдоскоп" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 6 классов. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность воспитанника является центром внимания педагогики.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических разработок:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиП 2.4.2.2821 – 10;
Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний детей по математике;
- привитие интереса к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течение учебного года).
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»
Учебно-тематический план
№ раздела, занятия | Тема |
Раздел №1 | Признаки делимости (8 часов) |
1 | Решение задач |
2 | Признаки делимости на 3 и на 9 (с доказательством) |
3 | Признаки делимости |
4 | Решение задач с использованием признаков делимости |
5 | Остатки |
6 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное |
7 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное |
8 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное |
Раздел №2 | Решение логических задач (17 часов) |
9 | Задачи на движение |
10 | Задачи на части |
11 | Задачи на части |
12 | Задачи на части |
13 | Решение задач на все действия с дробями |
14 | Подсчёт среднего арифметического |
15 | Задачи на проценты |
16 | Задачи на проценты |
17 | Задачи на проценты |
18 | Решение задач методом “с конца” |
19 | Задачи на раскраску |
20 | Секреты арифметических фокусов |
21 | Решение олимпиадных задач |
22 | Решение алгебраических задач |
23 | Десятичная запись натурального числа |
24 | Задачи на нахождение чисел-великанов |
25 | Задачи на “бассейн” |
Раздел №3 | Геометрическая смесь (2 часа) |
26 | Геометрические задачи на разрезание |
27 | Построение фигур одним росчерком пера |
Раздел №4 | Комбинаторные задачи и решение уравнений(6 часов) |
28 | Факториалы |
29 | Решение уравнений в целых числах |
30 | Решение уравнений в целых числах |
31 | Неопределённые уравнения |
32 | Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения |
33 | Решение логических задач |
34 | Решение логических задач |
35 | Итоговое занятие “Прощай, математика!” |
Содержание программы
Программа состоит из 4 разделов:
Признаки делимости (8часов)
Рассматриваются методические подходы к решению задач на признаки делимости, вводятся признаки делимости на 11, 19, 25(с доказательством). Особое внимание следует уделить задачам на остатки, так как в программном материале таких задач практически нет.
Решение логических задач (17часов)
В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. Решение задач является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств учащихся, имеет большую практическую направленность, вызывает интерес учащихся.
Геометрическая смесь (2 часа)
Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера. Учащиеся впервые встречаются с таким разделом математики, как топология, знакомятся с признаками вычерчивания фигур одним росчерком.
Комбинаторные задачи и решение уравнений 8 часов)
Комбинаторные задачи являются новыми для учащихся. Рассматриваются способы решения таких задач (метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения). Вводится понятие факториала. Уделяется внимание на решение задач с помощью уравнений в целых числах, рассматриваются неопределённые уравнения.
Литература
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Математика в школе», 2010-2017.
3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 5-6 классах. М. , «Просвещение»,2015.
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2014
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2015.
6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2015
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2016.
8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)
9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010