СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Математический калейдоскоп"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружковая деятельность для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Математический калейдоскоп"»

Программа математического кружка для 6 класса 1. Пояснительная записка

Программа кружка "Математический калейдоскоп" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 6 классов. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность воспитанника является центром внимания педагогики.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических разработок:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373

3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиП 2.4.2.2821 – 10;

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний детей по математике;

-        привитие интереса к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. 

Программа  кружка    рассчитана на один год  обучения (35 занятий в течение учебного года).

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»











































Учебно-тематический план

№ раздела, занятия

Тема

Раздел №1

Признаки делимости (8 часов)

1

Решение задач

2

Признаки делимости на 3 и на 9 (с доказательством)

3

Признаки делимости

4

Решение задач с использованием признаков делимости

5

Остатки

6

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

7

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

8

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

Раздел №2

Решение логических задач (17 часов)

9

Задачи на движение

10

Задачи на части

11

Задачи на части

12

Задачи на части

13

Решение задач на все действия с дробями

14

Подсчёт среднего арифметического

15

Задачи на проценты

16

Задачи на проценты

17

Задачи на проценты

18

Решение задач методом “с конца”

19

Задачи на раскраску

20

Секреты арифметических фокусов

21

Решение олимпиадных задач

22

Решение алгебраических задач

23

Десятичная запись натурального числа

24

Задачи на нахождение чисел-великанов

25

Задачи на “бассейн”

Раздел №3

Геометрическая смесь (2 часа)

26

Геометрические задачи на разрезание

27

Построение фигур одним росчерком пера

Раздел №4

Комбинаторные задачи и решение уравнений(6 часов)

28

Факториалы

29

Решение уравнений в целых числах

30

Решение уравнений в целых числах

31

Неопределённые уравнения

32

Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения

33

Решение логических задач

34

Решение логических задач

35

Итоговое занятие “Прощай, математика!”



Содержание программы

Программа состоит из 4 разделов:

  1. Признаки делимости (8часов)

Рассматриваются методические подходы к решению задач на признаки делимости, вводятся признаки делимости на 11, 19, 25(с доказательством). Особое внимание следует уделить задачам на остатки, так как в программном материале таких задач практически нет.

  1. Решение логических задач (17часов)

В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. Решение задач является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств учащихся, имеет большую практическую направленность, вызывает интерес учащихся.

  1. Геометрическая смесь (2 часа)

Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера. Учащиеся впервые встречаются с таким разделом математики, как топология, знакомятся с признаками вычерчивания фигур одним росчерком.

  1. Комбинаторные задачи и решение уравнений 8 часов)

Комбинаторные задачи являются новыми для учащихся. Рассматриваются способы решения таких задач (метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения). Вводится понятие факториала. Уделяется внимание на решение задач с помощью уравнений в целых числах, рассматриваются неопределённые уравнения.

































Литература

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Математика в школе», 2010-2017.

3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 5-6 классах. М. , «Просвещение»,2015.

4. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.  Айрис-пресс, 2014

5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2015.

6.Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2015

7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2016.

8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)

9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010