СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс математики для внеурочной деятельности предполагает развитие позитивной мотивации к изучению математики, расширение и углубление знаний учащихся, формирование потребности тренировать ум, накапливать математические знания и умения.
«Рассмотрена» ШМО учителей начальных классов. Руководитель ________/Пономарева О.И./ протокол __ от __ августа 20__ г. | «Принята» педагогическим советом Протокол №__ От __ августа 20__ г. | «Утверждена» Директор _____________/С.С.Аношенкова/ Приказ № ____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
по направлению: общеинтеллектуальное
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Составители:
учитель начальных классов
Безфамильная И.В.,
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / Баранова Е.В.
«___» августа 20__ г
п. Кардымово
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена для учащихся 1-4 класса на 202_ – 202_ учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2021г.)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 202_-202_ уч. г.
На изучение программы в 1 классе отводится 33 часа, в 2-4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю).
Форма итогового занятия: 1 класс: КВН «Знатоки математики»;
2 класс: Игра- состязания «Математическая эстафета»;
3 класс: Урок – путешествие «Математический лабиринт»;
4 класс: Математический праздник.
Направление программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках направлений программы воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается программой воспитания.
Цель программы – целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте считаются внимание, память и мышление, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей курса является именно развитие познавательных способностей, формирование универсальных учебных действий, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс "Математика вокруг нас" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности, разработан для детей 6-11 лет. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Основные методы
| Приёмы
| Основные виды деятельности учащихся: |
1.Словесный метод: | -Анализ и синтез. -Сравнение. -Классификация. -Аналогия. -Обобщение.
| решение занимательных задач оформление математических газет знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы
|
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). | ||
2.Метод наглядности: | ||
Наглядные пособия и иллюстрации. | ||
3.Практический метод: | ||
Тренировочные упражнения; практические работы. | ||
4.Объяснительно-иллюстративный: | ||
Сообщение готовой информации. | ||
5.Частично-поисковый метод: | ||
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта.
| - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
|
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов | - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур.
|
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
| -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
|
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
| - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами
|
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел | Общие результаты |
Числа. Арифметические действия. Величины: | — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
|
Мир занимательных задач: | — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи.
|
Геометрическая мозаика | —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
|
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание учебного материала
№ | Разделы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения
|
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 14 | 12 | 14 | 10 |
2. | Мир занимательных задач | 6 | 10 | 14 | 18 |
3. | Геометрическая мозаика | 13 | 12 | 6 | 6 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 класс
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Математика — это интересно. | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
3 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
4 | "Спичечный" конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка.
| Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
6 | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
7 | Праздник числа 10 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
9 | Игра- соревнование «Веселый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
10 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
11-12 | Конструкторы | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу. |
13 | Весёлая геометрия
| Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
14 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». |
15-16 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
17 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
18 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
19 | Математические игры
| Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. |
20 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
21-22 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». |
23 | Уголки
| Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
24 | Игра в магазин. Монеты. | Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма.
| Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
26 | Игры с кубиками | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. |
27 | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. |
28 | Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. |
29 | Секреты задач | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
30 | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
31 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
32 | Математические игры.
| Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». |
33 | КВН | Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников. |
2 класс
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | «Удивительная снежинка» | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2 | Крестики-нолики | Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). |
3 | Математические игры | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
4 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5 | Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6-7 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
8 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
10 | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
11 | Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12 | Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13 | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14 | Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15 | Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 |
16-17 | «Новогодний серпантин» | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
18 | Математические игры
| Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
20 | Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур.
|
21 | Головоломки | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
22 | Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
23 | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
25 | Дважды два — четыре | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. |
26-27 | Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . |
28 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | Составь квадрат | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
31-32 | Мир занимательных задач | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». |
33 | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
34 | Математическая эстафета | Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
3 класс
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
3 | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
4 | Волшебные переливания | Задачи на переливание. |
5-6 | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
7 | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи- рование». |
8-9 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
10 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
11-12 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
13 | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. |
14 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
15 | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
16 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
17 | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 |
18 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
20-21 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
22 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
23 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
25 | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
26-27 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
28 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). |
29 | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
30 | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
31 | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). |
34 | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
4 класс
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
9 | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
|
10-11 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
13 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
15-17 | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. |
20 | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22-23 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
24 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25-26 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
27 | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28-29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
31 | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
33 | Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
34 | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля: участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск математических газет.
- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
Календарно - тематическое планирование
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
Учебные материалы на сайте: http://1september.ru
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану 1гр. | Дата по плану 2гр. | Виды деятельности | Формы проведения занятий |
1 | Математика — это интересно. Математика - царица наук. | | | Познавательная | Урок-беседа. |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | | | Познавательная | Познавательная игра. |
3 | Путешествие точки. | | | Исследовательская | Урок-путешествие. |
4 | Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. | | | Исследовательская | Урок-игра |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка | | | Познавательная | Познавательная игра. |
6 | Волшебная линейка | | | Исследовательская | Урок-практикум |
7 | Праздник числа 10 | | | Досугово-развлекательная | Урок-праздник. |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | | | Исследовательская | Урок-игра |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | | | Досугово-развлекательная | Соревнование |
10 | Игры с кубиками | | | Познавательная | Соревнование |
11 | Конструкторы | | | Познавательная | Урок-практикум |
12 | | | |||
13 | Весёлая геометрия | | | Досугово-развлекательная | Урок-праздник. |
14 | Математические игры | | | Игровая | Сюжетно-ролевая игра |
15 | «Спичечный» конструктор | | | Исследовательская | Урок-практикум |
16 | | | |||
17 | Задачи-смекалки | | | Познавательная | Познавательная игра. |
18 | Прятки с фигурами | | | Исследовательская | Урок-практикум |
19 | Математические игры | | | Игровая | Сюжетно-ролевая игра |
20 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Игры и упраж-нения на раз-витие логики. |
21 | Математическая карусель | | | Досугово-развлекательная | Соревнование |
22 | | | |||
23 | Уголки | | | Познавательная | Урок-практикум |
24 | Игра в магазин. Монеты | | | Игровая | Сюжетно-ролевая игра |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | | | Исследовательская | Урок-практикум |
26 | Игры с кубиками | | | Познавательная | Урок-игра |
27 | Математическое путешествие | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
28 | Математические игры | | | Игровая | Урок-игра |
29 | Секреты задач | | | Познавательная | Урок-практикум |
30 | Математическая карусель | | | Досугово-развлекательная | Сюжетно-ролевая игра |
31 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Игры и упраж-нения на раз-витие логики. |
32 | Математические игры | | | Игровая | Урок-игра |
33 | КВН «Знатоки математики» | | | Досугово-развлекательная | Состязание |
2 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану 1гр. | Дата по факту 2гр. | Виды деятельности | Формы проведения занятий |
1 | «Удивительная снежинка» | | | Досугово-развлекательная | Игра-путешествие |
2 | Крестики-нолики | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
3 | Математические игры | | | Игровая | Урок-игра |
4 | Прятки с фигурами | | | Исследовательская | Урок-практикум |
5 | Секреты задач | | | Познавательная | Урок-практикум |
6-7 | «Спичечный» конструктор | | | Исследовательская | Урок-практикум |
8 | Геометрический калейдоскоп | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
9 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Урок-практикум |
10 | «Шаг в будущее» | | | Познавательная | Заочная экскурсия |
11 | Геометрия вокруг нас | | | Исследовательская | Урок-практикум |
12 | Путешествие точки | | | Исследовательская | Урок-практикум |
13 | «Шаг в будущее» | | | Познавательная | Заочная экскурсия |
14 | Тайны окружности | | | Исследовательская | Урок-практикум |
15 | Математическое путешествие | | | Досугово-развлекательная | Урок-путешествие. |
16-17 | «Новогодний серпантин» | | | Досугово-развлекательная | Сюжетно-ролевая игра |
18 | Математические игры | | | Игровая | Урок-игра |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
20 | Геометрический калейдоскоп | | | Исследовательская | Урок-практикум |
21 | Головоломки | | | Познавательная | Урок-игра |
22 | Секреты задач | | | Исследовательская | Урок-практикум |
23 | «Что скрывает сорока?» | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
24 | Интеллектуальная разминка | | | Познавательная | Урок-игра |
25 | Дважды два — четыре | | | Познавательная | Урок-игра |
26-27 | Дважды два — четыре | | | Познавательная | Урок-игра |
28 | В царстве смекалки | | | Исследовательская | Урок-путешествие. |
29 | Интеллектуальная разминка | | | Познавательная | Урок-игра |
30 | Составь квадрат | | | Исследовательская | Урок-практикум |
31-32 | Мир занимательных задач | | | Исследовательская | Урок-практикум |
33 | Математические фокусы | | | Досугово-развлекательная | Сюжетно-ролевая игра |
34 | Математическая эстафета | | | Игровая | Состязание |
3 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану 1гр. | Дата по факту 2гр. | Виды деятельности | Формы проведения занятий |
1 | Интеллектуальная разминка | | | Познавательная | Состязание |
2 | «Числовой» конструктор | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
3 | Геометрия вокруг нас | | | Исследовательская | Урок-практикум |
4 | Волшебные переливания | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
5-6 | В царстве смекалки | | | Досугово-развлекательная | Игра-имитация |
7 | «Шаг в будущее» | | | Познавательная | Заочная экскурсия |
8-9 | «Спичечный» конструктор | | | Исследовательская | Урок-практикум |
10 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
11-12 | Интеллектуальная разминка | | | Познавательная | Состязание |
13 | Математические фокусы | | | Познавательная | Урок-игра |
14 | Математические игры | | | Игровая | Урок-игра |
15 | Секреты чисел | | | Познавательная | Викторина |
16 | Математическая копилка | | | Игровая | Урок-игра |
17 | Математическое путешествие | | | Досугово-развлекательная | Урок-путешествие. |
18 | Выбери маршрут | | | Исследовательская | Сюжетно-ролевая игра |
19 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Урок-практикум |
20-21 | В царстве смекалки | | | Досугово-развлекательная | Урок-путешествие. |
22 | Мир занимательных задач | | | Познавательная | Викторина |
23 | Геометрический калейдоскоп | | | Исследовательская | Урок-практикум |
24 | Интеллектуальная разминка | | | Познавательная | Состязание |
25 | Разверни листок | | | Исследовательская | Урок-практикум |
26-27 | От секунды до столетия | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
28 | Числовые головоломки | | | Познавательная | Урок-игра |
29 | Конкурс смекалки | | | Досугово-развлекательная | Конкурс |
30 | Это было в старину | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
31 | Математические фокусы | | | Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | | | Досугово-развлекательная | Ролевая игра |
34 | Математический лабиринт | | | Познавательная | Урок-путешествие. |
4 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану 1гр. | Дата по факту 2гр. | Виды деятельности | Формы проведения занятий |
1 | Интеллектуальная разминка |
|
| Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
2 | Числа-великаны |
|
| Познавательная | Урок-путешествие |
3 | Мир занимательных задач |
|
| Игровая | Урок-игра |
4 | Кто что увидит? |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
5 | Римские цифры |
|
| Познавательная | Урок-игра |
6 | Числовые головоломки |
|
| Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
7 | Секреты задач |
|
| Познавательная | Игра-имитация |
8 | В царстве смекалки |
|
| Досугово-развлекательная | Урок-путешествие |
9 | Математический марафон |
|
| Игровая | Состязание |
10-11 | «Спичечный» конструктор |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
12 | Выбери маршрут |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
13 | Интеллектуальная разминка |
|
| Познавательная |
|
14 | Математические фокусы |
|
| Игровая | Игра-имитация |
15-17 | Занимательное моделирование |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
18 | Математическая копилка |
|
| Познавательная | Урок-игра |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
20 | «Математика — наш друг!» |
|
| Досугово-развлекательная | Сюжетно-ролевая игра |
21 | Решай, отгадывай, считай |
|
| Познавательная | Урок-путешествие |
22-23 | В царстве смекалки |
|
| Игровая | Игра-имитация |
24 | Числовые головоломки |
|
| Познавательная |
|
25-26 | Мир занимательных задач |
|
| Игровая | Игра-имитация |
27 | Математические фокусы |
|
| Познавательная | Сюжетно-ролевая игра |
28-29 | Интеллектуальная разминка |
|
| Познавательная | Урок-игра |
30 | Блиц-турнир по решению задач |
|
| Досугово-развлекательная | Турнир |
31 | Математическая копилка |
|
| Игровая | Урок-игра |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас |
|
| Исследовательская | Урок-практикум |
33 | Математический лабиринт |
|
| Досугово-развлекательная | Состязание |
34 | Математический праздник |
|
| Досугово-развлекательная | Праздник |
Список литературы
Александров Э., Левшин В.В. В лабиринте чисел. - М., 1987.
Аменецкий Н.Н. Забавная математика. - М., 1998.
Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по математике, - Волгоград:
Учитель, 2007.
Игнатьев Е.Е. В царстве смекалки. – М., 1994.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка - М., 2006
Корнеева Е.В. Воспитание интереса к математике. – «Начальная школа», 2007, № 4.
Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – М., 1967.
Сорокин П.В. Занимательные задачи по математике. – М., 1994.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе – М., 1975.
Шустер Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. – Минск, 1968.