СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внеурочная деятельность - одна из форм организации свободного времени учащихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

предназначено для педагогов преподающих внеурочную деятельность в школе 

Просмотр содержимого документа
««Внеурочная деятельность - одна из форм организации свободного времени учащихся»»

Выступление на педсовете:

«Внеурочная

деятельность -

одна из форм организации свободного времени учащихся»







Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и

одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается

сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для

удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и

общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной

деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или

сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит

воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и

направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы

обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов,

викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад,

соревнований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде

сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,

глубже изучается материал.

На

занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские,

творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог

ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет

определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются

основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется

общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в

конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности:

Создание

условий для достижения учащимися

необходимого для жизни в обществе

социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание

условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы

время.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,

интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески

растущей личности,

с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,

подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую

практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности

1.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

2.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

и настойчивости в достижении результата.

5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

Традиции школы.

Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Особенности руководителей кружков и секций, их интересы,

склонности, установки.

Направления реализации программы

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными

направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых

реализуются 5 направлений деятельности.


Классы

Направления


1

2

3

4

Всего

Спортивно-оздоровительное


3

4

5

5

17

Духовно - нравственное


5

5

5

5

20

Общекультурное


11

11

13

12

47

Общеинтеллектуальное


18

17

13

15

63

Социальное


3

3

4

3

13

Итого


40

40

40

40

160


Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

•Работа спортивных секций по общей физической подготовке «Моё здоровье», «Мы

ловкие и смелые».

•Организация «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов»,

внутришкольных спортивных соревнований.

•Проведение бесед по охране здоровья.

•Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

•Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

2. Духовно – нравственное:

Работа кружков «Уроки нравственности», «Истоки», «Я – гражданин России».

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на

уровне школы, района.

Участие в ежегодных Московских Областных Рождественских чтениях.

3. Общекультурное:

•Работа кружков по оригами, хоровому пению, изостудий «Пёрышко», «Весёлый

карандаш», мастерской по лего-конструированию.

•Участие в школьных и районных конкурсах, выставках.

4. Общеинтеллектуальное:

•Работа кружков по иностранным языкам (английский, французский), информатике,

русскому языку, математике.

•Тематические классные часы.

•Поисковые исследования, уроки речевого творчества

•Разработка первых проектов.

•Участие в школьных и районных научно-практических конференциях.

5. Социальное:

•Работа кружков «Я учусь владеть собой», «Проектная деятельность «Что? Где?

Когда?»», «Учимся общаться».

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности,

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

педагогические условия,

материально-техническое обеспечение.

Предполагаемые результаты:

внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и

занятости детей;

улучшение психологической и социальной комфортности в едином

воспитательном пространстве;

укрепление здоровья воспитанников;

развитие творческой активности каждого ребёнка;

укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества

учителей и родителей является создание неформальной дружеской

атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в

воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества

являются:

усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

развитие у школьников опыта формального и неформального общения со

взрослыми;

освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-

воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во

внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим

направлениям

(содержание сотворчества):

непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной

внеурочной работы с детьми;

 развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,

исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

 оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий

школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной

организации данных занятий.

Для реализации в школе доступны следующие

виды внеучебной деятельности:

1)игровая деятельность;

2)познавательная деятельность;

3)проблемно-ценностное общение;

4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)художественное творчество;

6)спортивно-оздоровительная деятельность.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное

общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на

различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие,

сострадание, умение понять и принять и др.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях

всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского

коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники...

Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это,

прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной

ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют

себя эмоционально.

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных

викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков

общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение

родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности,

умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и

самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать

внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

- воспитание здорового образа жизни;

- интегрирование усилий учителя и родителей;

- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации

дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана

предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе,

отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным,

реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести

ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,

занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.