МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№41 г. УЛАН_УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Э.Л.Тимина Приказ №______от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета
ОПТ «Росток»
2023- 2024 учебный год
Учитель Тузиков М.К. 1 КК
Класс 3 «а»
Всего часов в год 34 ч.
Всего часов в неделю 1
г. Улан-Удэ,
2023 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа факультативного курса по ОПД “Росток” разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, главной задачей курса является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».
Общественно - полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 34 часа) начиная с 1 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей
(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной. Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.Предпочтительные формы организации кружковой работы: коллективная, групповая, индивидуальная, дистанционное обучение.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
- соблюдение порядка чистоты в классе;
- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
- дежурство по столовой;
- выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам - нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
- развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Экскурсия по школе | |
2. | Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки | |
3. | Прогулка в березовую рощу. Наблюдение и помощь в трудовой деятельности людей . | |
4. | Сбор опавших листьев для гербария | |
5. | Конкурс «Что растет на грядке?». | |
6. | Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый школьный двор» | |
7. | Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных | |
8. | «В гостях у Мойдодыра» | |
9. | Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», | |
10. | Беседы: «Как мы помогаем дома? | |
11. | Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. | |
12. | Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?» | |
13. | Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома». | |
14. | Сооружение снежной горки для катания на санках. | |
15. | Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки) | |
16. | Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц | |
17. | Беседы: «Есть профессий на свете немало», | |
18. | Чтение книг и рассказов о труде | |
19. | Экскурсия на почту. Игра в почту. | |
20. | Классный час «Наши папы и мамы на работе» | |
21. | Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарки для мам, бабушек, старших сестер) | |
22. | Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц. | |
23. | Участие в празднике «Птицы — наши друзья». | |
24. | Конкурс «Кто нас обслуживает?». | |
25. | Беседы: «Кого называют трудолюбивым?», | |
26. | Классный час «Книжкины именины». | |
27. | Экскурсия в магазин. Игра в «магазин | |
28. | Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях | |
29. | Весенние работы на пришкольном участке | |
30. | Сбор семян. Посадка цветов. | |
31. | Сбор семян. Посадка цветов. | |
32. | Операции «Чистый двор», | |
33. | Подведение итогов выполнения общественных поручений | |
34 | Сбор «Чему мы научились?». | |
Литература
Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.