СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по краеведению: из опыта работы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. А также позволяет реализовывать ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по краеведению: из опыта работы.»

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Южно-Сахалинска  Внеурочная деятельность  по краеведению  в начальной школе:  из опыта работы Богданова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска Южно-Сахалинск 2024

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 города Южно-Сахалинска

Внеурочная деятельность по краеведению в начальной школе: из опыта работы

Богданова Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20

г. Южно-Сахалинска

Южно-Сахалинск

2024

Актуальность опыта Обновлённый ФГОС начального общего образования (2021 год) обеспечивает: личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности, как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, …; формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, …; освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей .

Актуальность опыта

Обновлённый ФГОС начального общего образования (2021 год) обеспечивает:

  • личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности, как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, …;
  • формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, …;
  • освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей .
Цель курса: формирование основ функциональной грамотности младших школьников посредством организации внеурочной деятельности на краеведческом материале Сахалинской области.  Задачи: организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся с использованием активных методов обучения; сформировать ценностное отношение младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края (Сахалинской области); обучить младших школьников основам командной работы на основе личного вклада в решение общих задач.

Цель курса: формирование основ функциональной грамотности младших школьников посредством организации внеурочной деятельности на краеведческом материале Сахалинской области.

Задачи:

  • организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся с использованием активных методов обучения;
  • сформировать ценностное отношение младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края (Сахалинской области);
  • обучить младших школьников основам командной работы на основе личного вклада в решение общих задач.
Направления краеведческой работы: историческое; географическое; биологическое; культурологическое.   Способ включения учащихся в учебную деятельность: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на дальнейшем уровне образования, а также в течение жизни.

Направления краеведческой работы:

  • историческое;
  • географическое;
  • биологическое;
  • культурологическое.

 

Способ включения учащихся в учебную деятельность:

системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на дальнейшем уровне образования, а также в течение жизни.

Интерес Доверие помогает учителю сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым способствует формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, обучения Принципы построения занятий Сотрудничество Неназидательность организация деятельности не столько для детей, сколько вместе с детьми. способствует формированию мировоззрения, собственной жизненной позиции

Интерес

Доверие

помогает учителю сплотить вокруг себя детей и стать для

них значимым взрослым

способствует формированию

в глазах детей позитивного восприятия школы, обучения

Принципы построения занятий

Сотрудничество

Неназидательность

организация деятельности не столько для детей, сколько вместе с детьми.

способствует формированию

мировоззрения, собственной жизненной позиции

Методы обучения:

  • исследовательский: 1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему (учащиеся класса не знают или мало знают о своём городе);

2) знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов, средства для достижения результата также определяют сами учащиеся (узнают местность, совершая прогулки по городу; затем устраиваем соревнования, например: кто больше вспомнит названий улиц, по которым мы гуляли, какие объекты запомнились и почему т.д.; после переходим к изучению объектов на карте: большая карта Сахалинской области разворачивается на полу, и ребята находят на ней заданные объекты; потом делятся на пары и соревнуются, кто быстрее и больше найдёт географических объектов; в 3 – 4 классах игра усложняется тем, что объект на карте нужно найти по его описанию, которое ребята составляют сами) ;

3) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью , учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью; происходит творческое усвоение знаний .

Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

Методы обучения:

проектное обучение: 1) учитель выбирает с классом тему проекта; у ребят тоже есть возможность порекомендовать что-то интересное ( для самых заинтересованных ребят 4 класса в 2023 году стала организация проекта «Дорогой Невельского», в котором ребята поставили цель: узнать о жизненном пути Г.И. Невельского, который привёл его большим географическим открытиям, связанным с островом Сахалин ); 2) активная деятельность по достижению цели проекта ( это была поездка в Санкт-Петербург, где ребята познакомились с жизнью Геннадия Ивановича Невельского, побывали на его могиле, у дома, где он жил, посетили штаб Русского географического общества Санкт-Петербурга, а также государственный архив военно-морского флота, познакомились с ребятами школы № 43, поделились с ними своими знаниями ); 3) подведение итогов ( результаты проекта были представлены на школьной краеведческой конференции учеников 4 классов) .

Проект получил продолжение в 5-м классе ( перейдя в 5 класс, ребята продолжают изучать родной край, посещая занятия кружка «ЮнГИ (юные географы-историки)». Результатом их работы в этом году стала поездка на Курильские острова со студентами СахГУ, а также публичные выступления с докладами на конференции в СахГУ ).

Проект «Дорогой Невельского» (поездка в Санкт-Петербург)

Проект «Дорогой Невельского»

(поездка в Санкт-Петербург)

Методы обучения: методы развития креативного мышления: мозговой штурм в сочетании с творческим заданием: работая в группах, учащиеся находят идеи, которые воплощают в своих творческих работах (придумывали наш остров мечты в будущем, систематизировали собственные знания о животных и составляли рассказы о них, изучив жизнь и повадки животных, передавали собственное представление о них в рисунках).

Методы обучения:

  • методы развития креативного мышления:

мозговой штурм в сочетании с творческим заданием: работая в группах, учащиеся находят идеи, которые воплощают в своих творческих работах (придумывали наш остров мечты в будущем, систематизировали собственные знания о животных и составляли рассказы о них, изучив жизнь и повадки животных, передавали собственное представление о них в рисунках).

Мозговой штурм в сочетании с творческим заданием

Мозговой штурм в сочетании с творческим заданием

Методы обучения: методы развития креативного мышления: метод синектики (субъективные личные аналогии): личная «примерка» исследуемой проблемы для глубокого, а не поверхностного анализа (изучив тему «Что у нас под ногами?», обучающиеся получили задание: используя сахалинские камешки, создать картину на тему «Мой остров Сахалин»).

Методы обучения:

  • методы развития креативного мышления:

метод синектики (субъективные личные аналогии): личная «примерка» исследуемой проблемы для глубокого, а не поверхностного анализа (изучив тему «Что у нас под ногами?», обучающиеся получили задание: используя сахалинские камешки, создать картину на тему «Мой остров Сахалин»).

Метод синектики (субъективные личные аналогии)

Метод синектики (субъективные личные аналогии)

Методы обучения: методы развития креативного мышления: метод эвристического исследования: создание таких условий, в которых ребёнок «не может не учиться»; он сам овладевает понятиями и основными подходами к решению проблем в процессе познания; функции учителя – сопровождение (изготовление съедобных кормушек для птиц под руководством педагогов из клуба «Бумеранг», участие в акции «Снежные фонари» в защиту малых рек Сахалина, в которой ребята получили знания о важности социальной деятельности).

Методы обучения:

  • методы развития креативного мышления:

метод эвристического исследования: создание таких условий, в которых ребёнок «не может не учиться»; он сам овладевает понятиями и основными подходами к решению проблем в процессе познания; функции учителя – сопровождение (изготовление съедобных кормушек для птиц под руководством педагогов из клуба «Бумеранг», участие в акции «Снежные фонари» в защиту малых рек Сахалина, в которой ребята получили знания о важности социальной деятельности).

Изготовление съедобных кормушек под руководством педагогов клуба «Бумеранг»

Изготовление съедобных кормушек под руководством педагогов клуба «Бумеранг»

Участие в акции «Снежные фонари» в защиту малых рек Сахалина

Участие в акции «Снежные фонари» в защиту малых рек Сахалина

Методы обучения: метод конструирования: создание ребёнком собственных образовательных продуктов (учащиеся на основе полученных знаний конструировали собственные съедобные кормушки, макеты маяков Сахалина на основе своих творческих представлений).

Методы обучения:

  • метод конструирования:

создание ребёнком собственных образовательных продуктов (учащиеся на основе полученных знаний конструировали собственные съедобные кормушки, макеты маяков Сахалина на основе своих творческих представлений).

Конструирование съедобных кормушек

Конструирование съедобных кормушек

Технологии обучения:

  • технология проектного обучения для дополнения и расширения традиционной системы обучения и стимуляции самостоятельности учащихся, их стремления к самовыражению, формирования активного отношения к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему; результат – школьники умеют самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности;
  • технология интегрированного обучения для пробуждения интереса обучающихся к предмету, снятия напряжённости, неуверенности при выполнении самостоятельных и практических работ; результат – сознательное усвоение учебного материала;
  • игровые технологии для осуществления дифференцированного подхода к учащимся, вовлечения каждого школьника в работу с учётом его интереса, склонностей, уровня подготовки по предмету; решения отдельных учебных задач или целого комплекса задач: формирования речевых умений, развития наблюдательности, внимания, творческих способностей и т. д.; результат – обогащение учащихся новыми впечатлениями, развитие психических функций, снятие утомляемости;
  • технология организации исследовательской деятельности для получения ребёнком представлений о научной структуре мира; результат – позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения;
  • технология проблемного обучения для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, освоения способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей; результат – у обучающихся активизируется самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций в учебном и внеучебном поле деятельности.
Формы обучения: индивидуальная; парная; групповая; коллективная; фронтальная. Результаты обучения: в 4-м класссе обучающиеся показали высокие результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) по окружающему миру в части вопросов краеведческого характера: 72,6% ребят успешно справились с заданиями данного типа (предметные результаты) ; для меня (учителя) ребята стали помощниками в работе с первоклассниками в изучении родного края (пятиклассники приходят к малышам, как учителя с лекциями, играми и заданиями по краеведению) (метапредметные и личностные результаты).

Формы обучения:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • фронтальная.

Результаты обучения:

  • в 4-м класссе обучающиеся показали высокие результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) по окружающему миру в части вопросов краеведческого характера: 72,6% ребят успешно справились с заданиями данного типа (предметные результаты) ;
  • для меня (учителя) ребята стали помощниками в работе с первоклассниками в изучении родного края (пятиклассники приходят к малышам, как учителя с лекциями, играми и заданиями по краеведению) (метапредметные и личностные результаты).
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Использовать технологию искусственного интеллекта в реализации программы по краеведению (создавать вместе с ребятами презентации, мультфильмы в программах искусственного интеллекта); организовывать поездки учащихся по Сахалинской области и регионам России с целью передачи своего опыта другим педагогам и обучающимся; создать на базе школы общество юных краеведов.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

  • Использовать технологию искусственного интеллекта в реализации программы по краеведению (создавать вместе с ребятами презентации, мультфильмы в программах искусственного интеллекта);
  • организовывать поездки учащихся по Сахалинской области и регионам России с целью передачи своего опыта другим педагогам и обучающимся;
  • создать на базе школы общество юных краеведов.
 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!