СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Комсомольск
муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан





Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № 1
от «___»___________ 2022г
__________З.С. Хадисова


Согласовано:
зам.директора по УВР
_____________________
А. Ш. Гайсин
«___»____________ 2022г

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ с.Комсомольск
___________Г.З. Вильданова

«___»_____________ 2022г

Приказ № ___

от «___» ___________2022г.







По внеурочной деятельности

«Математика после уроков»





По предмету математика

Класс 10

Учебный год 2022-2023

Учитель Хадисова Залифа Сафуатовна









Пояснительная записка.

Так как основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, то возникает в современных условиях потребность углублять и расширять материал, изучаемый в школе, кроме того в последнее время наблюдается уменьшение количества часов школьного курса при постоянном контроле знаний по предмету «математика».

Рассматривая причины интереса к математике у своих учеников, не стоит путать интерес к математике как к средству поступления в вузы. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. Но, с другой стороны, необходимо также поддерживать изучение основного курса математики, систематизировать знания, осуществлять самостоятельную деятельность по построению микроисследований, опирающуюся на субъектный опыт ученика. Весь курс должен быть построен на решении различных по степени важности и трудности задач. Обязательно должна присутствовать практическая составляющая.

Данная программа включает в себя основные разделы курса 9-11 классов общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к основному школьному курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы расширить знания учащихся. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов, особенно с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, большое внимание уделяется решению задач повышенной сложности, как курса геометрии, так и курса алгебры, внимание уделяется и решению текстовых задач. Программа рассчитана на 34 часа.

Программа составлена на основании:

  1. Закона РФ «Об образовании»,

  2. Типового положения об учреждении дополнительного образования детей,

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577

  4. Нормативных документов Министерства Образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.),

  5. «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.),

5. Книги для учителя

- И.С.Петракова «Математические кружки в 8-10 классах», Москва «Просвещение», 1987г.

- И.Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991



Основными целями программы являются: развитие и закрепление интереса к математике, заложение фундамента под будущее обучение в старшей школе.



Актуальность данной программы:

Детское объединение обучающихся 10-11 классов – одна из форм распространения среди них знаний по различным разделам математики, воспитания у них интереса не только к математике, как к науке, но и интереса к будущей профессиональной ориентации через математику. Работа в объединении позволяет воспитывать у подростков дух творчества, развивает целеустремлённость и усидчивость, логику, внимательность, интерес к математике и математическое мышление, воспитывать вкус к решению задач.

Основная цель программы - углубить знания учащихся по математике, научить строить математические модели при выполнении заданий различной сложности и применять их при выполнении заданий по другим дисциплинам, дать возможность ребятам овладеть сложным математическим аппаратом решения задач различной степени сложности, развивать дух соревнования, учить вырабатывать индивидуальный темп работы и индивидуальный стиль решения задач, развивать вариативность решения, научиться использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) при решении различных задач. Занятия подростков в данном объединении способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому решать задачи, научиться помогать другому, принимать активное участие в различных конкурсах и олимпиадах по математике. У подростков, которые научатся решать задачи высокой сложности развивается самооценка, появляется адекватное отношение к учебе, к получению знаний и школьных отметок. Дети свободно и увлеченно начинают применять полученные знаний при изучении других предметов: информатики, физики, химии и др.


Отличительные особенности программы:

Программа даёт развитие не только логики и мышления, но и развитие вариативности, умения сделать правильный выбор, адекватно оценить свои знания и умения по математике, умению адаптироваться в новом коллективе. Ведь сейчас важна не только система знаний, так как без нее в современном мире нельзя, но и адаптация среди людей, и умение отстоять свое мнение, и понимание собственной значимости, и умение мыслить нестандартно. Мы живём в эпоху социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Нестандартный подход к решению задач важен в любом школьном возрасте, но особенно важен он в выпускных и предвыпускных классах, так как детям предстоит выдержать первые государственные экзамены, и здесь важна не только хорошая система знаний, но и хорошая психологическая подготовка, развитые творческое мышление и логика. Все это поможет детям развивать свои математические способности, логику мышление, воображение, вариативность. Важно и то, что, занимаясь среди единомышленников, воспитывается уважение к своему и чужому труду, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в умственной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого, занятия математикой дают представление о ряде профессий, каким-либо образом, связанных с математикой, что является ориентиром в выборе детьми будущей профессии.


Программа объединения математическое моделирование «Секреты математики» ориентирована на обучающихся возраста 16-17 лет.

На прохождение программы отводятся 34 часа.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения задач математического содержания.

Курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале.

Занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес и вкус к решению различных математических задач, заинтересовать детей красотой и жизненной применяемостью математики.

Подростки учатся строить общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с математическими моделями, осваивают технологии решения математических задач. При работе с подростками необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжами и условиями задач, знакомой и новой теорией. При этом развивается математическое мышление, умение и навыки в применении новых и старых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.


Цель программы: познакомить с основными математическими понятиями, моделями углубив школьный курс математики; развивать базовые творческие способности обучающихся.


Основные задачи программы:

обучающие:

  • знакомство с основными базовыми задачами алгебры и геометрии, с разными способами решения одной задачи;

  • формирование умения слушать, анализировать, переводить информацию с одного языка математики на другой;

  • обучение различным приемам и способам решения задач, умению применять полученные знания при решении физических задач;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью рисунка, грамотной устной и письменной математической речи.

  • формирование индивидуального стиля.



развивающие:

  • развитие логического и пространственного мышления и расширение математического кругозора;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;

  • развивать смекалку, мастерство в решении задач и устойчивый интерес к математике;

  • развитие пространственного воображения, креативного мышления, образного представления готового решения математических задач и адекватного отношения к действительности;

  • развитие глазомера;

  • развитие внимания, памяти.

воспитательные:

  • пробуждение любознательности и интереса к новому и неизведанному из области математика, развитие стремления разобраться в процессе решения задачи и желание найти отличный от других способ решения;

  • воспитание терпения и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы;

  • формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

  • формирование культуры умственного труда и совершенствование учебных навыков, привитие устойчивого интереса к математике.



Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения обучающиеся должны


знать:

  • основные положения из теории стереометрии.

  • виды текстовых задач и приемы их решения.

  • основные понятия и формулы теории вероятностей, комбинаторики

  • методы организации эффективной деятельности

  • основные приемы работы индивидуально, в группе, в паре.

  • использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы, модели при выполнении заданий.


уметь:

  • самостоятельно строить графики функций;

  • решать задачи на доказательство геометрического содержания;

  • овладеть практическими навыками и приёма­ми решения текстовых задач;

  • решать простейшие вероятностные и комбинаторные задачи;

  • планировать выполнение инди­видуальных и коллективных творческих работ;

  • продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.


Каждый обучающийся должен научиться решать задачи различного уровня сложности разными способами, совершенствовать свою речевую культуру, самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Развивать собственный темп работы, уметь оценивать объективно результат своего и чужого труда, чувствовать себя свободно, раскованно, стремиться к знаниям и красоте, уметь оценить труд коллектива и чувствовать потребность прилагать собственные усилия.



Виды и формы контроля полученных знаний обучающихся:

Входной контроль –  собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

Периодический  – проверяет степень усвоения материала за длительный период:  четверть, полугодие или материал по разделу.

Итоговый контроль.

Условия реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Допустимая продолжительность основной части занятий не более 45 минут, поэтому предусматривается смена видов деятельности. В ходе проведения занятий предусматривается проведение физкультурных минуток и перерывов для снятия физического утомления и психологической разрядки (выполнение заданий, упражнений).

Организация занятий проводится в установленное расписанием время.

Содержание программы обучения.


Раздел 1. Элементы теории чисел ( 6ч).

Цель : познакомить учащихся с основными элементами теории чисел.

Теория: Делимость целых чисел. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Деление целых чисел с остатком. Признаки делимости и равноостаточности. Вычисление наибольшего общего делителя двух чисел. Решение уравнений в целых числах.



Раздел 2. Текстовые задачи (9 ч).

Задачи текстового содержания и различные методы их решения.

Цель: научить обучающихся решать различного вида текстовых задач различной степени сложности.

Теория: принципы работы с текстовыми задачами, прогрессии, сложные проценты, концентрация, совместная работа, движение.

Практика: решение текстовых задач различной степени сложности.



Раздел 3. Статистика, комбинаторика и теория вероятностей (6 ч).

Статистические. Комбинаторные и вероятностные задачи.

Цель: научить обучающихся решать задачи из этого раздела, изучить дополнительно новые теоретические положения и новые формулы.

Теория: Числовые характеристики ряда. Правила комбинаторики, формулы комбинаторики и теории вероятностей

Практика: решение вероятностных задач.



Раздел 4. Планиметрия (плоская геометрия) (6 ч).

Решение планиметрических задач.

Теория: Решения треугольников, теоремы Менелая и Чевы, Эллипс, гипербола и парабола.

Практика: решение геометрических задач повышенной степени сложности.


Раздел 5. Функции и их графики (6 ч).

Различные функции, их графики и свойства.

Цель: изучить более глубоко построение графиков дробно-рациональных функций, степенных функций, тригонометрических функций, логарифмических и показательных функций, показать различные преобразования графиков функций, научить применять графики и свойства функций при решении задач.

Практика: решение различного вида уравнений различной степени сложности

















































Календарно-тематическое планирование

п.п.

Тема

Дата

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

06.09




Элементы теории чисел ( 6ч).

2

Делимость целых чисел. Простые и составные числа. Решение уравнений в целых числах.


13.09



3

Основная теорема арифметики. Деление целых чисел с остатком.

20.09



4

Вычисление наибольшего общего делителя двух чисел.

27.09



5

Вычисление наибольшего общего делителя двух чисел.

04.10



6

Признаки делимости и равноостаточности.

10.10



7

Признаки делимости и равноостаточности.

18.10




Текстовые задачи (9 ч).

8

Принципы работы с текстовыми задачами, ,

25.10



9

Прогрессии, сложные проценты, концентрация.

08.11



10

Совместная работа, движение.

15.11



11

Решение текстовых задач на прогрессии

22.11



12

Решение текстовых задач на сложные проценты

29.11



13

Решение текстовых задач на концентрацию

06.12



14

Решение текстовых задач на совместную работу

13.12



15

Решение текстовых задач на движение

20.12



16

Решение текстовых задач на движение

27.12




Статистика, комбинаторика и теория вероятностей (6 ч).

17

:Числовые характеристики ряда.

17.01



18

Правила комбинаторики, формулы комбинаторики и теории вероятностей

24.01



19

Решение вероятностных задач.

31.01



20

Решение вероятностных задач.

07.02



21

Решение вероятностных задач.

14.02



22

Решение вероятностных задач.

21.02




Планиметрия (плоская геометрия) (6 ч)

23

Решения треугольников, теоремы Менелая и Чевы.

28.02



24

Эллипс, гипербола и парабола.

07.03



25

Решение геометрических задач повышенной степени сложности

14.03



26

Решение геометрических задач повышенной степени сложности

21.03



27

Решение геометрических задач повышенной степени сложности

04.04



28

Решение геометрических задач повышенной степени сложности

11.04




Функции и их графики (6 ч).

29

Функции и их графики

18.04



30

Свойства функций

25.04



31

Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства функции

02.05



32

Четность, нечетность, периодичность функций

08.05



33

Исследование функции

16.05



34

Полное исследование функции

23.05





Материально-технические обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.



Список литературы

  1. Книги для учителя И.С.Петракова «Математические кружки в 8-10 классах», Москва «Просвещение», 1987г.

  2. Лоповок Л.М. Факультативные занятия по геометрии для 7-11 классов: Пособие для учителя. _ К: Рад.шк.,1990

  3. Козко А.И., Чирский В.Г. Задачи с параметром и другие сложные задачи. – М.: МЦНМО, 2007. – 296 с.

  4. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи/ Под. Ред. В.О. Бугаенко. – 4-е изд., стереотип. – М: МЦНМО, 2008. – 96с.

  5. Брэгдон А., Феллоуз Л. "Игры для ума. Упражнения для развития математических, визуальных и логических способностей", М.: "ЭКСМО", 2005 г.

  6. Быльцов С.Ф. "Занимательная математика для всех", С-Пб, "Питер", 2005 г.

  7. Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л. и др. «Заочные математические олимпиады», М.: «Наука», 2001 г.

  8. Воронова Т.Я., Каширина Л.А. «Уравнения и неравенства». /Методическое пособие для заочной физико-математической школы МИФИ, М.: 1989 г./

  9. Лютикас В.С. "Факультативный курс по математике. Теория вероятностей" – М.: "Просвещение", 1990 г.

  10. Мостселлер Ф. "Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями" – М.: "Наука", 2006 г.

  11. Перельман Я.И. "Занимательная алгебра. Занимательная геометрия" – М.: "Астрель", 2003 г.

  12. Блинков А.Д., Блинков Ю.А Геометрические задачи на построение. – 2-е изд., стереот. – М.: МЦНМО, 2012. – 152 с.

  13. Скворцов В.В. «Нескучные вычисления», М.: «Просвещение», 1999 г

  14. Терешин Н.А. «Прикладная направленность школьного курса математики» - М.: «Просвещение», 2000 г.

  15. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. "Как научиться решать задачи", М.: "Просвещение", 2004 г.

  16. Сборники для итоговой аттестации ЕГЭ 2016-2017 г.г. авторов, А.Л.Семенова, И.В.Ященко, Ф.Ф.Лысенко.

  17. Лурье М.В. Задачи на составление уравнений. Техника решений. Учебное пособие. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2002

  18. Готман Э.Г. Стереометрические задачи и методы их решения. – М.: МЦНМО, 2006.

  19. Крейнин Я.Л. Функции. Пределы. Уравнения и неравенства с параметрами: Теория и решение задач: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

  20. Петраков И.С. Математика для любознательных: Кн. Для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.

  21. Потоскуев Е.В. Решение разноуровневых задач по геометрии. – М.: Илекса, 2014

  22. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи/ под ред. В.О. Бугаенко. – 4-е изд., стереотип.

  23. Босс В. Интуиция и математика. – М.: Айрис-пресс, 2003.

  24. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики (основные приемы). – 7-е изд., стереотипное. – М.: МЦНМО, 2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!