ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
Курского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО учителей иностранного языка протокол № _____ от __________ Руководитель МО _______________________________ | Принято на заседании Педагогического совета протокол № _____ от __________ г. | Утверждаю Директор школы-интерната _________________ А.П.Беликов Приказ № _______ от ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по немецкому языку
для 9 класса
«Страноведение. Немецкоговорящие страны »
2024 – 2025 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по немецкому составлена для 9 класса ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального культурного самоопределения, творческой саморегуляции личности учащегося, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Для обучения учащихся немецкому языку выделен 1 час в неделю, всего за год - 34 часа
Курс предназначен для обучающихся 9 класса, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Швейцарии, Австрии, Люксембурга, Лихтенштейна. Обучающиеся не только знакомятся со специфичными языковыми явлениями каждой страны и страноведческой информацией, но и выстраивают свои суждения по интеркультурным проблемам. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов. Введение такого курса направлено на поддержание мотивации к изучению немецкого языка.
Данный курс интегрирован с такими школьными предметами как география, история, литература.
Для прохождения курса используются учебные пособия по страноведению стран изучаемого языка.
Общая характеристика учебного курса
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Владение иностранным языком является одним из важных критериев успешной адаптации молодых людей в условиях глобализации экономики, культуры, образования. Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Это ключ к познанию многообразия мира, это инструмент межкультурного общения. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность курса «Страноведение. Немецкоговорящие страны » предназначена расширить лингвострановедческий кругозор и лексический запас учащихся 9 класса ОКОУ « Клюквинская школа-интернат» и создать мотивацию к изучению немецкого языка и знакомству с культурой стран изучаемого языка. Материал данного курса состоит из набора текстов, презентаций ,
видеоуроков, викторин и различных творческих заданий. По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной
Цели и задачи учебного курса
Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Новизна программы внеурочной деятельности «Страноведение. Немецкоговорящие страны» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых методических технологий обучения, аудио-видео ресурсов, мультимедийных средств обучения.
Задачи курса
I. Познавательный аспект.
-познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, традиции, праздники и т.д.); - -познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов
II. Развивающий аспект.
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой; -развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; -формировать готовность к общению на иностранном языке
III. Воспитательный аспект.
-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
-прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Результаты освоения учебного курса
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметные результаты:
- развитие лексико-грамматических, фонетических, аудитивных навыков;
-развитие умений монологической и диалогической речи, формирование навыков поискового чтения;
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Учебная деятельность оснащена современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Формы работы:
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность.
Заочные путешествия, презентации, оформление страноведческой газеты.
Изготовление рождественских сувениров.
Работа с картой Германии и дугих немецкоговорящих стран
Содержание программы внеурочной деятельности «Страноведение»
Предметное содержание речи.
-Федеративная Республика Германия
-Немецкоговорящие страны
-Путешествия. Путешествия по странам изучаемого языка.
-Природа: растения и животные.
-Страны, столицы, крупные города.
-Государственные символы.
-Географическое положение.
-Климат.
-Население.
-Достопримечательности.
-Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
-Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ | ТЕМА | Количество часов | Количество часов с учетом рабочей программы воспитания | Электронно-образовательные ресурсы |
| Введение Немецкий язык. Увлекательные факты о немецком языке | 1 | | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа. http://school-collection.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» - Режим доступа: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал – Режим доступа: http://www.school.edu.ru Интернет-сайты http://www.deonline.ru/news/top_200_samykh_ispolzuemykh_nemeckikh_slov/2013-06-22-150 http://startdeutsch.ru/viewtopic.php?f=41&t=188 http://startdeutsch.ru/viewtopic.php?f=41&t=72 http://www.deonline.ru/index/samye_vazhnye_slova_nemeckogo_jazyka/0-239 http://lebentips.com/vvodnye-slova-i-frazy-vnemetskom-yazik http://www.liveinternet.ru/users/obojdi/post82913640/ https://videouroki.net/tests/kontrol-nyi-tiest-potiemie- unsere-feste.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/3444/start/ https://www.youtube.com/watch?v=yh1_gCnCHyQ https://www.visitberlin.de/de/top-10-sehenswuerdigkeiten berlin https://resh.edu.ru/subject/lesson/ |
1 | Добро пожаловать в Федеративную Республику Германию | 20 | |
2 | Праздники в Германии | 5 | 5 |
3 | Немецкоговорящие страны | 8 | 8 |
| Швейцария | 2 | 2 |
| Австрия | 3 | 3 |
| Великое Герцогство Люксембург | 1 | 1 |
| Княжество Лихтенштейн | 1 | 1 |
| Викторина | 1 | |
| Итого | 34 | 20 | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
План | Факт |
1. | | | Введение. Немецкий язык. Увлекательные факты о немецком языке | |
Добро пожаловать в Федеративную Республику Германию ( 20 часов) |
2. | | | Федеративная Республика Германия. Общая информация | |
3 | | | Германия и ее европейские соседи | |
4 | | | Государственное устройство | |
5-6 | | | Федеральные земли и их столицы | |
7 | | | Викторина «Знаешь ли ты земли Германии?» | |
8 | | | Обучение и образование | |
9 | | | Крупнейшие города Германии | |
10 | | | Берлин и его достопримечательности | |
11 | | | Мюнхен Гамбург Бремен | |
12 | | | Бонн, родной город Бетховена | |
13 | | | Гейдельберг-город студентов | |
14 | | | Город Вупперталь и его подвесная «парящая» дорога | |
15 | | | Самые известные туристические маршруты Германии | |
16 | | | Тюрингия - «зеленое сердце Германии» | |
17 | | | 10 самых великих немцев за всю историю Германии | |
18 | | | Классическая немецкая литература: Гете, Гейне, Шиллер | |
19 | | | Немцы. Национальные особенности характера | |
20 | | | Национальная кухня Германии | |
21 | | | Немецкая промышленность. Автомобильная промышленность | |
2. Праздники в Германии (5 часов) |
22 | | | Рождество | |
23 | | | Пасха | |
24 | | | Карнавал-пятое время года | |
25 | | | Викторина по теме «Страноведение Германии» | |
26 | | | Видеовикторина «Германия» | |
3. Немецкоговорящие страны (8 часов) |
27 | | | Швейцария. Географическое положение. Языки | |
28 | | | Крупные города Швейцарии. Достопримечательности Швейцарии. | |
29 | | | Австрия. Географическое положение. | |
30 | | | Вена и Зальцбург | |
31 | | | Национальная кухня Швейцарии и Австрии. | |
32 | | | Великое Герцогство Люксембург | |
33 | | | Княжество Лихтенштейн | |
34 | | | Викторина « Страны изучаемого языка» | |
Литература
1. Немецкий язык. Внеклассные мероприятия. 2-11 классы. Т.Г.Живенко. Волгоград, 2020
2. Век живи- век учись. Х.Ю. Аудем. Март,2010
3. Немецкий шутя. И.М.Франк. Март, 2019
4. Deutsch Kreativ Методический журнал для учителей немецкого языка. МСНК,2008-2011
5. Wir feiern Advent. «МСНК –пресс», Москва,2013
6. Wir feiern Fastnacht. «МСНК –пресс», Москва,2013
7. Wir feiern Weihnachten. «МСНК –пресс», Москва,2013
8. Wir feiern Ostern. «МСНК –пресс», Москва,2013
9. Mein deutsches Bilderbuch. Volk und Wissen Verlag GmbH, Berlin, 1991
10. Bilder und Geschichten für Kinder. W.Halle. Georg Westermann Verlag, Würzburg, 1992
11. Klang Reim Rhythmus Gedichte für die Grundschule. Cornelsen,2020
12. Volkslieder. N. Linke. Bassermann Wiesbaden, 1991
13. Weihnachten in der Pfalz. H.Seebach. Bachstelz-Verlag. Meinz,2018
14. Die goldene Liderfibel. H. u. J. Grüger Schwamm, Düsseldorf, 2019
15. В кругу друзей. «МСНК –пресс», Москва,2013
16. Я говорю по-немецки. Перевод Э.А. Газиной Москва АСТ Астрель, 2010
17. Журнaл „Schrumdirum“
18. Журнал „Deutschland
19. Журнал „Der WEG
20. Журнал „JUMA“