СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по русскому языку в 4 классе. "Секреты русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по русскому языку в 4 классе»

Внеурочная деятельность по русскому языку в 4 классе.

«Секреты русского языка»

4 класс

I.  Планируемые результаты.

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • слова, словосочетания, предложения, текста;

  • основные орфографические  и пунктуационные правила;

  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

  • учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями




Место курса «Секреты русского языка» в учебном плане.

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 ч. в год) в 1 классе, во 2-4 классах 1 час в неделю (35 часа в год).

 

II. Содержание программы

1. Наша речь  и наш язык

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.

2. Текст

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

3. Предложение и словосочетание

        Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

4. Слово и его значение

        Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

5. Состав слова

        Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.

6. Части речи

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

        

7. Фонетика и графика 

Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.  Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.

8. Орфоэпия

        Знакомство с наукой орфоэпия,  с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

9. Орфография

         Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы  в слове. Использование орфографического словаря.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.

 

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

 

III.Тематический план программы

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

лекции

практические

занятия


ІV  год обучения




І

Наша речь  и наш язык

2

-

2

ІІ

Текст

2

1

1

ІІІ

Предложение и словосочетание

5

1

4

ІV

Слово и его значение

11

1

10

V

Состав слова

3

1

2

Части речи

4

1

3

VІІ

Фонетика и графика

4

-

4

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

3

-

3


Итого:

35 ч.

6 ч.

29 ч.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

2021-2022 учебный год

35 ч. в год

1 час в неделю

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Теория

Прак-тика

Дата план

Дата факт

1

Что такое орфоэпия?

1

1




2

Что такое фонография или звукозапись?

1


1



3

Звуки не буквы!

1


1



4

Звуки природы и музыка языка.

1


1



5

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

1




6

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1


1



7

Путешествие по островам Орфографии.

1


1



8

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1


1



9

В царстве смыслов много дорог.

1


1



10

«Следы» старославянского языка в русском языке.

1


1



11

Как и почему появляются новые слова?

1


1



12

Многозначность слова

1


1



13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

1




14

Об одном и том же - разными словами.

1


1



15

Как возникают названия.

1

1




16

Слова – антиподы.

1


1



17

Путешествие в страну фразеологизмов.

1


1



18

В стране иностранных слов.

1


1



19

К истокам слова.

1


1



20

Слова, как деревья, ветвисты.

1


1



21

Слова, придуманные писателями.

1


1



22

Слова уходящие и слова – новички.

1


1



23

Словарь языка Пушкина.

1


1



24

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1


1



25

Путешествие в мир синтаксиса.

1


1



26

Кому и чему служит интонация.

1


1



27

Похвальное слово знакам препинания!

1


1



28

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

1


1



29

Всем нам приобщении поможет обращение.

1

1




30

Тематические группы слов.

1


1



31

Имена прилагательные в русских народных сказках.

1


1



32

Глаголы в былинах.

1


1



33

Путешествие грамматических терминов из Древней

Греции в Россию.

1

1

1



34-35

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

2


1




Итого:

35 ч.

6 ч.

29 ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!