Внеурочная деятельность по русскому языку в 4 классе.
«Секреты русского языка»
4 класс
I. Планируемые результаты.
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Место курса «Секреты русского языка» в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 ч. в год) в 1 классе, во 2-4 классах 1 час в неделю (35 часа в год).
II. Содержание программы
1. Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
III.Тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе |
лекции | практические занятия |
| ІV год обучения | | | |
І | Наша речь и наш язык | 2 | - | 2 |
ІІ | Текст | 2 | 1 | 1 |
ІІІ | Предложение и словосочетание | 5 | 1 | 4 |
ІV | Слово и его значение | 11 | 1 | 10 |
V | Состав слова | 3 | 1 | 2 |
VІ | Части речи | 4 | 1 | 3 |
VІІ | Фонетика и графика | 4 | - | 4 |
VІІІ | Орфоэпия | 1 | 1 | - |
ІX | Орфография | 3 | - | 3 |
| Итого: | 35 ч. | 6 ч. | 29 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
2021-2022 учебный год
35 ч. в год
1 час в неделю
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Теория | Прак-тика | Дата план | Дата факт |
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | 1 | | | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | | 1 | | |
3 | Звуки не буквы! | 1 | | 1 | | |
4 | Звуки природы и музыка языка. | 1 | | 1 | | |
5 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 1 | | | |
6 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | | 1 | | |
7 | Путешествие по островам Орфографии. | 1 | | 1 | | |
8 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | | 1 | | |
9 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | | 1 | | |
10 | «Следы» старославянского языка в русском языке. | 1 | | 1 | | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | | 1 | | |
12 | Многозначность слова | 1 | | 1 | | |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 1 | | | |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | | 1 | | |
15 | Как возникают названия. | 1 | 1 | | | |
16 | Слова – антиподы. | 1 | | 1 | | |
17 | Путешествие в страну фразеологизмов. | 1 | | 1 | | |
18 | В стране иностранных слов. | 1 | | 1 | | |
19 | К истокам слова. | 1 | | 1 | | |
20 | Слова, как деревья, ветвисты. | 1 | | 1 | | |
21 | Слова, придуманные писателями. | 1 | | 1 | | |
22 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | | 1 | | |
23 | Словарь языка Пушкина. | 1 | | 1 | | |
24 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | | 1 | | |
25 | Путешествие в мир синтаксиса. | 1 | | 1 | | |
26 | Кому и чему служит интонация. | 1 | | 1 | | |
27 | Похвальное слово знакам препинания! | 1 | | 1 | | |
28 | Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? | 1 | | 1 | | |
29 | Всем нам приобщении поможет обращение. | 1 | 1 | | | |
30 | Тематические группы слов. | 1 | | 1 | | |
31 | Имена прилагательные в русских народных сказках. | 1 | | 1 | | |
32 | Глаголы в былинах. | 1 | | 1 | | |
33 | Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в Россию. | 1 | 1 | 1 | | |
34-35 | Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. | 2 | | 1 | | |
| Итого: | 35 ч. | 6 ч. | 29 ч. | | |