Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от «_28_»_06. 2023 г. Руководитель МО __________ Черняева И.Г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол№12 от «_29_» 06.23г. Председатель педагогического совета __________ Капленкова Н.П. | Утверждаю Директор школы ______ Якунин В.В. Приказ №1-106 а от«_30_» 06.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Подготовка к написанию сочинения»
11 класс
Паршикова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
2023 – 2024 учебный год
д. 1-е Цветово
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к написанию сочинения»
Личностными результатами при изучении Программы являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
• сформировать основы рефлексивного чтения.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение следующих результатов:
Предметные результаты
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Преобразование и интерпретация информации в тексте.
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации, содержащейся в тексте.
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание образования курса внеурочной деятельности в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения»
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество | Виды | Формы |
часов | деятельности | организации |
1 | Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания | 1 | Слушание | Лекция |
2 | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 | Обсуждение | Беседа |
3 | Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. | 1 | Слушание | Практикум |
4 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению. | 1 | Обсуждение | Беседа |
5 | Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений | 1 | Слушание | Беседа |
6 | Практическая работа | 1 | Наблюдение | Индивидуальная работа |
7 | Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам. | 1 | Обсуждение | Групповая работа |
8 | Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 | Наблюдение | Беседа |
9 | Различение понятий тема - проблема - тезис. | 1 | Слушание | Практикум |
10 | Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование. | 1 | Обсуждение | Индивидуальная работа |
11 | Ключевые слова темы | 1 | Обсуждение | Беседа |
12 | Осмысление терминов и понятий в формулировке темы | 1 | Слушание | Беседа |
13 | Развёрнутый план работы над сочинением. | 1 | Обсуждение | Групповая работа |
14 | Структура сочинения. Вступительная часть. | 1 | Тренировочная работа | Практикум |
15 | Виды вступительной части. | 1 | Обсуждение | Беседа |
16 | Оригинальное вступление. | 1 | Обсуждение | Практикум |
17 | Практическая работа. Вступительная часть | 1 | Тренировочная работа | Практикум |
18 | Редактирование фрагментов вступительной части | 1 | Обсуждение | Групповая работа |
19 | Формулировка тезиса | 1 | Обсуждение | |
20 | Отбор литературного материала | 1 | Слушание | Беседа |
21 | Практическая работа. Формулировка тезиса | 1 | Тренировочная работа | Практикум |
22 | Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения | 1 | Обсуждение | Беседа |
23 | Интерпретация фрагмента или эпизода. | 1 | Тренировочная работа | Групповая работа |
24 | Интерпретация фрагмента или эпизода. | 1 | Тренировочная работа | Индивидуальная работа |
25 | Промежуточный вывод в конце каждого аргумента | 1 | Обсуждение | Беседа |
26 | Практическая работа. Способы ввода аргументов. | 1 | Тренировочная работа | Практикум |
27 | Заключительная часть сочинения. Виды заключений. | 1 | Обсуждение | Групповая работа |
28 | Связки между абзацами. | 1 | Наблюдение | |
29 | Речевое оформление сочинения. Обоснованное использование средств выразительности | 1 | Тренировочная работа | Практикум |
30 | Практическая работа. Сочинение | 1 | Тренировочная работа | Индивидуальная работа |
31 | Практическая работа. Сочинение. | 1 | Тренировочная работа | Индивидуальная работа |
32 | Редактирование готовых сочинений. | 1 | Тренировочная работа | Групповая работа |
33 | Работа над сочинением по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой. | 1 | Тренировочная работа | Индивидуальная работа Индивидуальная работа |
34 | Рецензирование и редактирование творческих работ | 1 | Тренировочная работа | Индивидуальная работа |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Количество |
План | Факт | часов |
1 | | | Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания | 1 |
2 | | | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 |
3 | | | Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. | 1 |
4 | | | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению. | 1 |
5 | | | Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений | 1 |
6 | | | Практическая работа | 1 |
7 | | | Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам. | 1 |
8 | | | Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 1 |
9 | | | Различение понятий тема - проблема - тезис. | 1 |
10 | | | Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование. | 1 |
11 | | | Ключевые слова темы | 1 |
12 | | | Осмысление терминов и понятий в формулировке темы | 1 |
13 | | | Развёрнутый план работы над сочинением. | 1 |
14 | | | Структура сочинения. Вступительная часть. | 1 |
15 | | | Виды вступительной части. | 1 |
16 | | | Оригинальное вступление. | 1 |
17 | | | Практическая работа. Вступительная часть | 1 |
18 | | | Редактирование фрагментов вступительной части | 1 |
19 | | | Формулировка тезиса | 1 |
20 | | | Отбор литературного материала | 1 |
21 | | | Практическая работа. Формулировка тезиса | 1 |
22 | | | Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения | 1 |
23 | | | Интерпретация фрагмента или эпизода. | 1 |
24 | | | Интерпретация фрагмента или эпизода. | 1 |
25 | | | Промежуточный вывод в конце каждого аргумента | 1 |
26 | | | Практическая работа. Способы ввода аргументов. | 1 |
27 | | | Заключительная часть сочинения. Виды заключений. | 1 |
28 | | | Связки между абзацами. | 1 |
29 | | | Речевое оформление сочинения. Обоснованное использование средств выразительности | 1 |
30 | | | Практическая работа. Сочинение | 1 |
31 | | | Практическая работа. Сочинение. | 1 |
32 | | | Редактирование готовых сочинений. | 1 |
33 | | | Работа над сочинением по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой. | 1 |
34 | | | Рецензирование и редактирование творческих работ | 1 |
| | | | |