СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Подготовка к написанию сочинения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   среднего общего образования. Программа  по  внеурочной деятельности « Подготовка к написанию сочинения», рассчитана на формирование умений правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.

 

Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по русскому языку и литературе, завершить формирование умений работать с текстами разных жанров, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Подготовка к написанию сочинения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Рассмотрена на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол №1 от «_28_»_06. 2023 г.

Руководитель МО

__________ Черняева И.Г.

Принята на заседании педагогического

совета

Протокол№12 от «_29_» 06.23г.


Председатель педагогического совета

__________ Капленкова Н.П.

Утверждаю

Директор школы

______ Якунин В.В.


Приказ №1-106 а

от«_30_» 06.2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Подготовка к написанию сочинения»



11 класс


Паршикова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


высшая квалификационная категория


2023 – 2024 учебный год

д. 1-е Цветово



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к написанию сочинения»


Личностными результатами при изучении Программы являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:

Регулятивные:

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


Познавательные:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

• сформировать основы рефлексивного чтения.


Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение следующих результатов:

Предметные результаты

1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


  1. Преобразование и интерпретация информации в тексте.

Обучающийся научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


  1. Оценка информации, содержащейся в тексте.

Обучающийся научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



Содержание образования курса внеурочной деятельности в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения»


№п/п

Наименование разделов и тем

Количество

Виды

Формы

часов

деятельности

организации

1

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания

1

Слушание

Лекция

2

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

Обсуждение

Беседа

3

Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

1

Слушание

Практикум

4

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению.

1

Обсуждение

Беседа

5

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений

1

Слушание

Беседа

6

Практическая работа

1

Наблюдение

Индивидуальная работа

7

Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам.

1

Обсуждение

Групповая работа

8

Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

1

Наблюдение

Беседа

9

Различение понятий тема - проблема - тезис.

1

Слушание

Практикум

10

Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование.

1

Обсуждение

Индивидуальная работа

11

Ключевые слова темы

1

Обсуждение

Беседа

12

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы

1

Слушание

Беседа

13

Развёрнутый план работы над сочинением.

1

Обсуждение

Групповая работа

14

Структура сочинения. Вступительная часть.

1

Тренировочная работа

Практикум

15

Виды вступительной части.

1

Обсуждение

Беседа

16

Оригинальное вступление.

1

Обсуждение

Практикум

17

Практическая работа. Вступительная часть

1

Тренировочная работа

Практикум

18

Редактирование фрагментов вступительной части

1

Обсуждение

Групповая работа

19

Формулировка тезиса

1

Обсуждение


20

Отбор литературного материала

1

Слушание

Беседа

21

Практическая работа. Формулировка тезиса

1

Тренировочная работа

Практикум

22

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения

1

Обсуждение

Беседа

23

Интерпретация фрагмента или эпизода.

1

Тренировочная работа

Групповая работа

24

Интерпретация фрагмента или эпизода.

1

Тренировочная работа

Индивидуальная работа

25

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

1

Обсуждение

Беседа

26

Практическая работа. Способы ввода аргументов.

1

Тренировочная работа

Практикум

27

Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

1

Обсуждение

Групповая работа

28

Связки между абзацами.

1

Наблюдение


29

Речевое оформление сочинения. Обоснованное использование средств выразительности

1

Тренировочная работа

Практикум

30

Практическая работа. Сочинение

1

Тренировочная работа

Индивидуальная работа

31

Практическая работа. Сочинение.

1

Тренировочная работа

Индивидуальная работа

32

Редактирование готовых сочинений.

1

Тренировочная работа

Групповая работа

33

Работа над сочинением по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

1

Тренировочная работа

Индивидуальная работа Индивидуальная работа

34

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

Тренировочная работа

Индивидуальная работа



























Календарно-тематическое планирование


№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество

План

Факт

часов

1



Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания

1

2



Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

3



Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

1

4



Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению.

1

5



Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений

1

6



Практическая работа

1

7



Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам.

1

8



Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

1

9



Различение понятий тема - проблема - тезис.

1

10



Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование.

1

11



Ключевые слова темы

1

12



Осмысление терминов и понятий в формулировке темы

1

13



Развёрнутый план работы над сочинением.

1

14



Структура сочинения. Вступительная часть.

1

15



Виды вступительной части.

1

16



Оригинальное вступление.

1

17



Практическая работа. Вступительная часть

1

18



Редактирование фрагментов вступительной части

1

19



Формулировка тезиса

1

20



Отбор литературного материала

1

21



Практическая работа. Формулировка тезиса

1

22



Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения

1

23



Интерпретация фрагмента или эпизода.

1

24



Интерпретация фрагмента или эпизода.

1

25



Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

1

26



Практическая работа. Способы ввода аргументов.

1

27



Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

1

28



Связки между абзацами.

1

29



Речевое оформление сочинения. Обоснованное использование средств выразительности

1

30



Практическая работа. Сочинение

1

31



Практическая работа. Сочинение.

1

32



Редактирование готовых сочинений.

1

33



Работа над сочинением по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

1

34



Рецензирование и редактирование творческих работ

1