СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Подготовка к сочинению"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "Подготовка к сочинению" на примере комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Подготовка к сочинению"»



Примерный план занятия курса внеурочной деятельности

«Подготовка к сочинению»

Освоение модуля 1. Изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ход занятия

  1. Литературный диктант. Работа учеников с карточками -таблицами.

    1. Я не старалась, бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часть без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.София.



    1. Не любишь ты меня, естественное дело:

С другими я и так и сяк,

С тобою говорю несмело,

Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. Репетилов.

    1. Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий. Скалозуб.

    1. Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну. Молчалин.

    1. Побойся бога, как? Чем он тебя прельстил?

Сама его безумным называла!

Нет! Глупость на меня и слепота напала!

Все это заговор, и в заговоре был

Он сам, и гости все. За что я так наказан! Фамусов.

    1. Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить… Лиза.

    1. Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа. Чацкий.

    1. Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их;

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой. Фамусов.

    1. Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи! Чацкий.

    1. Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне. София.



  1. Обсуждение афоризмов об уме, сопоставление с сюжетными ситуациями, конфликтами, героями комедии. Афоризмы см. в учебном тексте Модуля 1. «Ум и дела твои бессмертны…». Рекомендуется обсудить не более трех афоризмов.

  2. Анализ тем сочинений по комедии «Горе от ума». Выбор темы для коллективного обсуждения и составления тезисного плана. Темы см. в специальном разделе «Материалы для учителя» («Тематические контексты»).

  3. После того, как учащиеся выберут тему, начинается работа над осмыслением типа темы, плана и тезисов сочинения, т.е. работа с ИАТ (информационно-аналитическая таблица). Модель таблицы есть в Модуле 1.

Размышление начинается с общей характеристики типа темы по ее формулировке. Формулировка темы предполагает характеристику героя, или характеристики и дальнейшее сопоставление героев, или групповую характеристику? Формулировка темы требует объяснить конфликт? Тема требует ответить на проблемный вопрос? Тема предполагает раскрыть, объяснить художественное своеобразие пьесы?

Когда установлен тип темы, размышляем о том, что должно отразиться во вступлении. Например, выбрана тема «Чацкий и фамусовское общество». Следовательно, тип темы требует раскрыть смысл конфликта комедии, объяснить противопоставление героя и толпы. Способом объяснения должна стать характеристика героя и характеристика группы («фамусовское общество»), их сопоставление. Главное, что нужно выяснить в сочинении: как развивается конфликт, как в драматических эпизодах автор сталкивает Чацкого и представителей фамусовского общества. Важно сделать вывод о смысле этого конфликта. Как понимает смысл противопоставления сам автор? Постановка и краткая характеристика этих вопросов и есть содержание вступления. Итак, содержание вступления должно показать, насколько точно и глубоко пишущий понимает тему и, соответственно, какие вопросы он раскроет (в определенной последовательности) в основной части. Первая часть ИАТ (вступление) заполняется краткими тезисами.



Работа над основной частью сочинения.

А. Что такое конфликт в произведении (в драматическом произведении)? Конфликт – острое противоречие, столкновение интересов, убеждений, жизненных позиций и целей героев литературного (драматического) произведения. Конфликт развивается (проявляется) в сюжете, в «цепочке» событий. В конфликте раскрываются характеры героев, их жизненные позиции. Далее мы проследим этапы развития конфликта. Мы будем анализировать драматические эпизоды, а результаты наблюдения будем записывать в разделы основной части ИАТ.

Завязка конфликта – ранний визит Чацкого в дом Фамусова. Радушие Фамусова сменяется недоумением, настороженностью, а затем и раздражением, неприятием Чацкого (указать сцены, реплики героев).

Как София принимает Чацкого? Конечно, она удивлена, но пытается скрыть удивление холодной сдержанностью. Ее раздражает пылкость Чацкого, ведь она любит другого. Это содержание первого раздела основной части (отразить тезисы в ИАТ, указать сцены и реплики героев).

Проследим дальнейшее развитие конфликта. Полемика с Фамусовым и столкновение со скалозубом. Чацкий и Молчалин. Объясняем суть противоречий, указываем сцены, цитируем реплики героев. Заполняем второй раздел основной части в таблице.

Максимального развития конфликт достигает в «Сцене бала». Гости Фамусова. Групповая характеристика. Их отношение к Чацкому, Чацкий о гостях. Диалог Софии с Г. и N. (явление 14, действие 3). С какой готовностью гости Фамусова подхватили слух о безумии Чацкого! Чацкий всеми отвержен, объявлен сумасшедшим; они едины, а он одинок. Привлекаются не только цитаты из текста, но и суждения критиков, автора (см. учебный текст Модуля 1.). Это содержание третьего раздела основной части.

Работа над заключительной частью сочинения.Анализ драматических эпизодов развития конфликта показал непримиримость позиций Чацкого и фамусовского общества. Фамусовское общество не может простить Чацкому независимости убеждений и открытости, прямоты их утверждения.Критический ум Чацкого фамусовское общество объявляет отклонением от нормы, безумием. Чацкий отвергнут. Изначально сам герой признавал своюнесоприродностьфамусовскому обществу, свое отчуждение. У него нет стремления влиться в толпу и обрести свое место в ней. Рушится его надежда на любовь Софии, она - явная сторонница его гонителей, и она – источник слуха о его безумии. В конфликте, в противостоянии фамусовскому обществу Чацкий переживает «мильон терзаний». Осмысление вопроса: кто одержал победу в неразрешимом конфликте? Может ли сила ума победить силу убеждений толпы? Толпа сломала честного, умного, достойного человека?

Работа с ИАТ. Заключительная часть сочинения. В заключительной части сочинения нужно вновь поставить вопросы, требующие размышления. Так автор сочинения продемонстрирует понимание неисчерпанности смыслов произведения, свои возможности дальнейшего размышления, глубину прочтения текста. Необходимо в завершающей части сочинения раскрыть свое, личное понимание противопоставления Чацкого фамусовскому обществу, т.е. понимание «вечного» противостояния личности и толпы. Возможно, автор сочинения даст истолкование конфликта Чацкого и фамусовского общества как непримиримости лживости, беспринципности, угодничества и человеческого достоинства, чести, духовных и интеллектуальных ценностей. Чацкий отвержен и одинок, но его нравственная победа в столкновении с фамусовским обществом определена автором. Таким может быть содержание заключительной части сочинения на данную тему.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!