СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета для 6 класса ПО ТЕХНОЛОГИИ «Творческая мастерская»

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая прогриамма

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета для 6 класса ПО ТЕХНОЛОГИИ «Творческая мастерская»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).

    1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Программа включает общую характеристику учебного пред­мета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое пла­нирование с определением основных видов учебной деятельно­сти, описание учебно-методического и материально-техническо­го обеспечения образовательного процесса, планируемые ре­зультаты изучения учебного предмета. Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением феде­рального учебно-методического объединения по общему образова­нию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 /15) и вошедшей в Госу­дарственный реестр образовательных программ.

    1. Цели и задачикурса:

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования является освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.

Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:

  • осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Технология»;

  • повысить общий уровень владения столярными инструментами, работы с различными материалами;

  • развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;

  • формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной ситуации;

  • более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;

  • расширить возможности социализации учащихся;

  • обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:

Предметные задачи

  • Формировать представления о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающих по­колений на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладеть необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

  • овладеть общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

Метапредметные задачи:

  • развивать у обучающихся познавательные интересоы, тех­ническое мышление, пространственное воображение, ин­теллектуальные, творческие, коммуникативные и организа­торские способности;

  • формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, це­леустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; вос­питывать гражданские и патриотические качества личности;

Личностные задачи:

  • воспитывать у учащихся уважение и интерес к общечеловеческим ценностям;

  • интегрировать личность учащихся в мировую культуру;

  • формировать у учащихся мотивацию к изучению технологии с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;

  • воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию;

  • укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.

Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В тече­ние учебного года школьник выполняет четыре небольших проек­та, соответствующих следующим разделам: «Технология домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкцион­ных материалов», «Создание изделий из поделочных материалов».

Новизной данной программы является применение в обуче­нии школьников информационных и коммуникационных техно­логий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Ин­тернет; применение в выполнении творческих проектов текс­товых и графических редакторов, компьютерных программ, по­зволяющих проектировать, создавать макет изделия.

В содержание программы входят вопросы технического, экологического и эстетического воспитания школьников, углубление знаний в области свойств и возможностей различных поделочных материалов. Содержание программы направлено на формирование граж­данской позиции обучающихся, осознание российской идентич­ности.

К концу учебного года каждый школьник выберет наиболее удавшийся проект, реализация которого вызвала у него больший спектр положительных эмоций и удовлетворение, оформит портфолио к проекту, электронную презентацию и на заключительном этапе сможет защитить проект, рассказав об основных этапах работы, особенностях выполнения и возникших трудностях.

    1. Место курса в учебном плане

Согласно учебного плана и календарного учебного графика ГКУ ЗО «СОШ № 21» г. Бердянск в 2023-2024 учебном году 34 рабочие недели. Учебный план образовательного учреждения выделяет на внеурочную деятельность по предмету технология 2 час в неделю, 68 часов в год.

    1. Состав учебного комплекта

  • Емельянова О. Фольга. Ажурное плетение. – М.: Аст-пресс, 2012.

  • Акимова Г. Гусаков В. Поделки из спичек. – СПб: Ленинградское издательство, 2009.

  • Содионова С.С. Папье-маше самая полная энциклопедия. – М.: Аст-пресс, 2010.

  • Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

    1. Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

Использование программы «Творческая мастерская» позволяет достигать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты при обучении учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций.

Личностные результаты

Официальные положения ФГОС

Формулировка результатов, отвечающих программе

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и фи­зического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе осознанного ориен­тирования в мире профессий и профессиональных предпоч­тений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.

  • повышение учебной мотивации школьников за счёт формирования интереса к ручному техническому труду;

  • стимулирование познавательной деятельности и расширение кругозора воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей учащихся.

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол­лектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Личностные результаты

Официальные положения ФГОС

Формулировка результатов, отвечающих программе

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техноло­гий (ИКТ);

  • самостоятельное определение обучения, определение и постановка учебных задач;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • выбор для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации, вклю­чая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение об­щих задач коллектива;




Предметные результаты

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представ­ления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-­исследовательской деятельности;

  • оценка техно­логических свойств сырья, материалов и областей их приме­нения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти­рования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отобра­жения объектов или процессов, правилами выполнения гра­фической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • овладение алгоритмами и методами решения организаци­онных и технико-технологических задач; овладение элемен­тами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической куль­туре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально­энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния, конструирования; проектирование последовательно­сти операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов; выявле­ние допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной пред­метной деятельности; осознание ответственности за качест­во результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потреб­ностями и требованиями других участников познавательно­-трудовой деятельности;

    1. Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:

  • Индивидуальная проверка выполненной работы.

  • Итоговый проект. Презентация проекта.

Контрольные работы в 6 классе внеурочной деятельности не предусмотрены.

    1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучаемой группы:

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся 6 класса и специфики коллектива. В группе обучаются в среднем 15 детей. Основная масса обучающихся – это дети со средним уровнем способностей. Группа учеников проявляет высокий уровень мотивации, желание и возможность изучать предмет. С учётом этого в содержании занятий предлагаются дифференцированные задания.

В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

  1. Содержание программы

Тема раздела

Основное содержание по темам

Количество

часов

1

Вводное занятие

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

2

2.

Ажурное плетение из фольги.

Фольга как конструкционный поделочный материал.

Техники изготовления изделий из фольги. Плетение из фольги. Изготовление изделия.

10

3.

Проектная деятельность

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

2

4.

Работа с бумагой. Изделия бумаги в технике «Папье-маше»

Объемные композиции из бумаги. Техника папье -маше. Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. Поделки и игрушки из папье-маше. Обучение техники папье-маше. Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п. Знакомство с возможными поделками из модулей.

Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки.

Оформление поделок декоративными элементами. Объемное конструирование или квилинг. Знакомство с работами, выполненными в технике квилинг.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

20

5.

Проектная деятельность

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

2

6.

Макет средневекового города. Конструирование из спичек.

История появления спичек. Поделки из спичек. Техники изготовления поделок из спичек. Изготовление спичного домика без клея.

10

7.

Проектная деятельность

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

2

8.

«Изонить»

Программа учебного предмета «Изонить» направлена на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками в технике изонить; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.

18

9.

Проектная деятельность

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

2




68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение в курс. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

1





2

Правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности.

1





3

Ажурное плетение из фольги

1





4

Техники работы с фольгой

1





5

Ажурное плетение, способы плетения из фольги.

1





6

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





7

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





8

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





9

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





10

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





11

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





12

Изготовление картины из фольги в технике плетения.

1





13

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





14

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





15

Знакомство с техникой «Папье-маше»

1





16

Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги

1





17

Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше.

1





18

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1





19

Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».Конструирование из основных форм квиллинга

1





20

Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга

1





21

Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.

1





22

Изготовление цветов в технике квиллинга

1





23

Изготовление простых, несложных цветов

1





24

Изготовление бахромчатых цветов

1





25

Базовые формы

1





26

Гофрированный картон. Занимательные игрушки

1





27

Изготовление сувениров к празднику

1







28

Наши эксперименты занимательные игрушки из бумаги (кораблики, самолетики)

1





29

Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк)

1





30

Аппликация: корзина с фруктами, ваза со цветами, вазочка с конфетами.

1





31

Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»

1





32

Мозаика из сердечек или из бумажных салфеток

1





33

Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги

1





34

Папье-маше Стаканчик для цветочков и карандашей

1





35

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





36

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





37

Поделки из спичек.

1





38

Техники изготовления поделок из спичек.

1





39

Приемы конструирования поделок из спичек

1





40

Приемы конструирования поделок из спичек

1





41

Изготовление простейшего клеевого куба из спичек

1





42

Изготовление простейшего клеевого куба из спичек

1





43

Соединение двух кубиков из спичек (без клея)

1




http://www.domspichki.ru/8-soedinenie-dvuh-kubikov-iz-spichek-bez-kleya.html

44

Соединение двух кубиков из спичек (без клея)

1





45

Изготовление простейшего клеевого башни из спичек.

1





46

Изготовление простейшего клеевого башни из спичек.

1





47

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





48

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





49

Знакомство с основными приемами и приспособлениями для работы.

1





50

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с рабочими инструментами для работы «Изонить».

1





51

История техники «Изонить». Правила выполнения стежков

1





52

Чем изонить отличается от вышивки крестом и гладью? Нити и линии.

1





53

Эскиз и разметка. Правила разметки

1





54

Фигуры и схемы

1





55

Составление композиции элементов

1





56

Чертим и размечаем угол. Вышиваем уголки

1





57

Фигуры на базе угла (треугольник, квадрат, ромб)

1





58

Вышиваем рыбку. Вышиваем домик

1





59

Чертим и размечаем круг

1





60

Вышиваем круг

1





61

Фигуры на базе круга (круг, полукруг, овал)

1





62

Вышиваем зонтик

1





63

Вышиваем грибок

1





64

Вышиваем солнышко

1





65

Чертим и размечаем схему «Цыпленок во дворе» . Вышиваем цыпленка

1





66

Вышиваем схему «Снеговик у дома». Вышиваем снеговика

1





67

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1





68

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1