ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Программа включает общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 /15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.
Цели и задачикурса:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Технология»;
повысить общий уровень владения столярными инструментами, работы с различными материалами;
развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;
формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной ситуации;
более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
расширить возможности социализации учащихся;
обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи
Формировать представления о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
Метапредметные задачи:
развивать у обучающихся познавательные интересоы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности;
формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитывать гражданские и патриотические качества личности;
Личностные задачи:
воспитывать у учащихся уважение и интерес к общечеловеческим ценностям;
интегрировать личность учащихся в мировую культуру;
формировать у учащихся мотивацию к изучению технологии с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию;
укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года школьник выполняет четыре небольших проекта, соответствующих следующим разделам: «Технология домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из поделочных материалов».
Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, позволяющих проектировать, создавать макет изделия.
В содержание программы входят вопросы технического, экологического и эстетического воспитания школьников, углубление знаний в области свойств и возможностей различных поделочных материалов. Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности.
К концу учебного года каждый школьник выберет наиболее удавшийся проект, реализация которого вызвала у него больший спектр положительных эмоций и удовлетворение, оформит портфолио к проекту, электронную презентацию и на заключительном этапе сможет защитить проект, рассказав об основных этапах работы, особенностях выполнения и возникших трудностях.
Место курса в учебном плане
Согласно учебного плана и календарного учебного графика ГКУ ЗО «СОШ № 21» г. Бердянск в 2023-2024 учебном году 34 рабочие недели. Учебный план образовательного учреждения выделяет на внеурочную деятельность по предмету технология 2 час в неделю, 68 часов в год.
Состав учебного комплекта
Емельянова О. Фольга. Ажурное плетение. – М.: Аст-пресс, 2012.
Акимова Г. Гусаков В. Поделки из спичек. – СПб: Ленинградское издательство, 2009.
Содионова С.С. Папье-маше самая полная энциклопедия. – М.: Аст-пресс, 2010.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Использование программы «Творческая мастерская» позволяет достигать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты при обучении учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций.
Личностные результаты
Официальные положения ФГОС | Формулировка результатов, отвечающих программе |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. | повышение учебной мотивации школьников за счёт формирования интереса к ручному техническому труду; стимулирование познавательной деятельности и расширение кругозора воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей учащихся. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; |
Личностные результаты
Официальные положения ФГОС | Формулировка результатов, отвечающих программе |
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); | самостоятельное определение обучения, определение и постановка учебных задач; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; |
Предметные результаты
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
Индивидуальная проверка выполненной работы.
Итоговый проект. Презентация проекта.
Контрольные работы в 6 классе внеурочной деятельности не предусмотрены.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучаемой группы:
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся 6 класса и специфики коллектива. В группе обучаются в среднем 15 детей. Основная масса обучающихся – это дети со средним уровнем способностей. Группа учеников проявляет высокий уровень мотивации, желание и возможность изучать предмет. С учётом этого в содержании занятий предлагаются дифференцированные задания.
В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Содержание программы
№ | Тема раздела | Основное содержание по темам | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
2. | Ажурное плетение из фольги. | Фольга как конструкционный поделочный материал. Техники изготовления изделий из фольги. Плетение из фольги. Изготовление изделия. | 10 |
3. | Проектная деятельность | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 2 |
4. | Работа с бумагой. Изделия бумаги в технике «Папье-маше» | Объемные композиции из бумаги. Техника папье -маше. Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. Поделки и игрушки из папье-маше. Обучение техники папье-маше. Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п. Знакомство с возможными поделками из модулей. Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки. Оформление поделок декоративными элементами. Объемное конструирование или квилинг. Знакомство с работами, выполненными в технике квилинг. Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции. | 20 |
5. | Проектная деятельность | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 2 |
6. | Макет средневекового города. Конструирование из спичек. | История появления спичек. Поделки из спичек. Техники изготовления поделок из спичек. Изготовление спичного домика без клея. | 10 |
7. | Проектная деятельность | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 2 |
8. | «Изонить» | Программа учебного предмета «Изонить» направлена на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками в технике изонить; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе. | 18 |
9. | Проектная деятельность | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 2 |
| | | 68 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение в курс. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек». | 1 | | | | |
2 | Правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | | | | |
3 | Ажурное плетение из фольги | 1 | | | | |
4 | Техники работы с фольгой | 1 | | | | |
5 | Ажурное плетение, способы плетения из фольги. | 1 | | | | |
6 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
7 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
8 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
9 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
10 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
11 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
12 | Изготовление картины из фольги в технике плетения. | 1 | | | | |
13 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
14 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
15 | Знакомство с техникой «Папье-маше» | 1 | | | | |
16 | Модульное или объемное конструирование. Исследование свойств бумаги | 1 | | | | |
17 | Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. | 1 | | | | |
18 | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 1 | | | | |
19 | Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».Конструирование из основных форм квиллинга | 1 | | | | |
20 | Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга | 1 | | | | |
21 | Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. | 1 | | | | |
22 | Изготовление цветов в технике квиллинга | 1 | | | | |
23 | Изготовление простых, несложных цветов | 1 | | | | |
24 | Изготовление бахромчатых цветов | 1 | | | | |
25 | Базовые формы | 1 | | | | |
26 | Гофрированный картон. Занимательные игрушки | 1 | | | | |
27 | Изготовление сувениров к празднику | 1 | | | | |
28 | Наши эксперименты занимательные игрушки из бумаги (кораблики, самолетики) | 1 | | | | |
29 | Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк) | 1 | | | | |
30 | Аппликация: корзина с фруктами, ваза со цветами, вазочка с конфетами. | 1 | | | | |
31 | Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» | 1 | | | | |
32 | Мозаика из сердечек или из бумажных салфеток | 1 | | | | |
33 | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги | 1 | | | | |
34 | Папье-маше Стаканчик для цветочков и карандашей | 1 | | | | |
35 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
36 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
37 | Поделки из спичек. | 1 | | | | |
38 | Техники изготовления поделок из спичек. | 1 | | | | |
39 | Приемы конструирования поделок из спичек | 1 | | | | |
40 | Приемы конструирования поделок из спичек | 1 | | | | |
41 | Изготовление простейшего клеевого куба из спичек | 1 | | | | |
42 | Изготовление простейшего клеевого куба из спичек | 1 | | | | |
43 | Соединение двух кубиков из спичек (без клея) | 1 | | | | http://www.domspichki.ru/8-soedinenie-dvuh-kubikov-iz-spichek-bez-kleya.html |
44 | Соединение двух кубиков из спичек (без клея) | 1 | | | | |
45 | Изготовление простейшего клеевого башни из спичек. | 1 | | | | |
46 | Изготовление простейшего клеевого башни из спичек. | 1 | | | | |
47 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
48 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
49 | Знакомство с основными приемами и приспособлениями для работы. | 1 | | | | |
50 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с рабочими инструментами для работы «Изонить». | 1 | | | | |
51 | История техники «Изонить». Правила выполнения стежков | 1 | | | | |
52 | Чем изонить отличается от вышивки крестом и гладью? Нити и линии. | 1 | | | | |
53 | Эскиз и разметка. Правила разметки | 1 | | | | |
54 | Фигуры и схемы | 1 | | | | |
55 | Составление композиции элементов | 1 | | | | |
56 | Чертим и размечаем угол. Вышиваем уголки | 1 | | | | |
57 | Фигуры на базе угла (треугольник, квадрат, ромб) | 1 | | | | |
58 | Вышиваем рыбку. Вышиваем домик | 1 | | | | |
59 | Чертим и размечаем круг | 1 | | | | |
60 | Вышиваем круг | 1 | | | | |
61 | Фигуры на базе круга (круг, полукруг, овал) | 1 | | | | |
62 | Вышиваем зонтик | 1 | | | | |
63 | Вышиваем грибок | 1 | | | | |
64 | Вышиваем солнышко | 1 | | | | |
65 | Чертим и размечаем схему «Цыпленок во дворе» . Вышиваем цыпленка | 1 | | | | |
66 | Вышиваем схему «Снеговик у дома». Вышиваем снеговика | 1 | | | | |
67 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |
68 | Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов | 1 | | | | |