ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Основная образовательная программа НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2021-2022г.
Учебный план МБОУ Пржевальская СШ на 2021-2022 учебный год
Задачи курса:
-
обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста
-
развитие внимания к языковой стороне текста
-
обучение навыкам восстановления текста
-
закрепление основных знаний. умений, навыков по чтению на новом материале
развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
-
воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;
доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса
Метапредметными результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),
жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете
фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения
и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек
зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства- ми на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Содержание программы.
Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста. ,но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи :ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы. составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии , фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
-определяют последовательность пунктов плана текста;
-различают абзацы;
-подбирают антонимы и синонимы к словам;
-определяют сравнения и олицетворения,
- восстанавливают деформированный текст
-вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор..
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память. ,а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основе содержания прочитанного текста.
При работа с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
1 раздел(1ч)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел(20 ч)
Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.
3 раздел(4 ч)
Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
4 раздел(10ч)
Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному.
5 раздел(1ч)
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год.
Ожидаемые результаты
*Овладение первоначальными навыками работы с текстом
* Приобретение умений точно выполнять работу по заданному плану
* Развитие творческих способностей и повышение интереса к получению новых знаний
*Подготовка к комплексным итоговым работам за год
Тематическое планирование
№/№ | Тема занятия | Дата по плану | факт |
1 | Вводное занятие | 7.09 | |
2 | Работа с текстом «Синица» | 14.09 | |
3 | Работа с текстом «Грызуны» | 21.09 | |
4 | Работа с текстом «Ответ» | 28.09 | |
5 | Работа по восстановлению текста | 5.10 | |
6 | Работа с текстом «Змеи» | 12.10 | |
7 | Работа с текстом «Дрессировка» | 19.10 | |
8 | Работа с текстом | 26.10 | |
9 | Работа с текстом «И так бывает» | 9.11 | |
10 | Работа с текстом «Бактерии» | 16.11 | |
11 | Работа по восстановлению деформированного текста | 23.11 | |
12 | Работа с текстом «Растения» | 30.11 | |
13 | Работа с текстом «Солнечный свет» | 7.12 | |
14 | Работа по восстановлению деформированного текста | 14.12 | |
15 | Работа с текстом «Сосновый бор» | 21.12 | |
16 | Работа с текстом «Дельфины» | 28.12 | |
17 | Работа с текстом «Башмачки» | 18.01 | |
18 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» | 25.01 | |
19 | Работа с текстом « Осёл и бобр» | 1.02 | |
20 | Работа с текстом «Оленёнок» | 8.02 | |
21 | Работа с текстом « На катке» | 15.02 | |
22 | Работа по восстановлению деформированного текста. | 22.02 | |
23 | Работа с текстом «Калина» | 1.03 | |
24 | Комплексный анализ текста «Осень в лесу» | 15.03 | |
25 | Комплексный анализ текста «Почему вымерли мамонты?» | 22.03 | |
26 | Работа по восстановлению деформированного текста | 5.04 | |
27 | Анализ текста «Деньги | 12.04 | |
28 | Комплексный анализ текста «Розовый скворец» | 19.04 | |
29 | Комплексный анализ текста «Удивительная жизнь пчёл» | 26.04 | |
30 | Работа по восстановлению деформированного текста. | 10.05 | |
31 | Анализ текста «Цветок на земле» | 17.05 | |
32 | Комплексный анализ текста | 24.05 | |
33 | Комплексный анализ текста | 31.05 | |
34 | Итоговое занятие | | |
Используемая литература
-
Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом.:3 класс.- М.: «Экзамен», 2020.
-
Климанова Л. Ф. Волшебная сила слов .2 класс/Пособие для учащихся, М.:Просвещение,2011.
-
Комплексные итоговые работы .3 класс