СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Работа с текстом" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по  тетради О. Н.Крыловой "Работа с текстом".

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Работа с текстом" 3 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

Основная образовательная программа НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2021-2022г.

Учебный план МБОУ Пржевальская СШ на 2021-2022 учебный год

Задачи курса:

  • обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста

  • развитие внимания к языковой стороне текста

  • обучение навыкам восстановления текста

  • закрепление основных знаний. умений, навыков по чтению на новом материале

развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка

    Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

   Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;

доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса


Метапредметными результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.


базовые логические действия:

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),

жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации,

классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по

предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной

(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете

фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем

вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения

и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,

классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном

источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем

способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек

зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,

плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели

(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)

в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного

формата планирования, распределения промежуточных шагов

и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно

строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения,

подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на

предложенные образцы;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления

ошибок.

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательства- ми на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Содержание программы.


Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста. ,но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи :ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы. составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии , фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:

- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

- определяют главную мысль текста;

- озаглавливают текст;

-определяют последовательность пунктов плана текста;

-различают абзацы;

-подбирают антонимы и синонимы к словам;

-определяют сравнения и олицетворения,

- восстанавливают деформированный текст

-вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор..

Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память. ,а значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основе содержания прочитанного текста.

При работа с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.


1 раздел(1ч)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.


2 раздел(20 ч)

Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.


3 раздел(4 ч)

Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.


4 раздел(10ч)

Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному.


5 раздел(1ч)

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.


Ожидаемые результаты

*Овладение первоначальными навыками работы с текстом

* Приобретение умений точно выполнять работу по заданному плану

* Развитие творческих способностей и повышение интереса к получению новых знаний

*Подготовка к комплексным итоговым работам за год


Тематическое планирование


№/№

Тема занятия

Дата по плану

факт

1

Вводное занятие

7.09


2

Работа с текстом «Синица»

14.09


3

Работа с текстом «Грызуны»

21.09


4

Работа с текстом «Ответ»


28.09


5

Работа по восстановлению текста

5.10


6

Работа с текстом «Змеи»

12.10


7

Работа с текстом «Дрессировка»

19.10


8

Работа с текстом

26.10


9

Работа с текстом «И так бывает»

9.11


10

Работа с текстом «Бактерии»

16.11


11

Работа по восстановлению деформированного текста

23.11


12

Работа с текстом «Растения»

30.11


13

Работа с текстом «Солнечный свет»

7.12


14

Работа по восстановлению деформированного текста

14.12


15

Работа с текстом «Сосновый бор»

21.12


16

Работа с текстом «Дельфины»

28.12


17

Работа с текстом «Башмачки»

18.01


18

Работа с текстом «Немецкая овчарка»

25.01


19

Работа с текстом « Осёл и бобр»

1.02


20

Работа с текстом «Оленёнок»

8.02


21

Работа с текстом « На катке»

15.02


22

Работа по восстановлению деформированного текста.

22.02


23

Работа с текстом «Калина»

1.03


24

Комплексный анализ текста «Осень в лесу»

15.03


25

Комплексный анализ текста «Почему вымерли мамонты?»

22.03


26

Работа по восстановлению деформированного текста

5.04


27

Анализ текста «Деньги

12.04


28

Комплексный анализ текста «Розовый скворец»

19.04


29

Комплексный анализ текста «Удивительная жизнь пчёл»

26.04


30

Работа по восстановлению деформированного текста.

10.05


31

Анализ текста «Цветок на земле»

17.05


32

Комплексный анализ текста

24.05


33

Комплексный анализ текста

31.05


34

Итоговое занятие




Используемая литература

  • Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом.:3 класс.- М.: «Экзамен», 2020.

  • Климанова Л. Ф. Волшебная сила слов .2 класс/Пособие для учащихся, М.:Просвещение,2011.

  • Комплексные итоговые работы .3 класс








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя