Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Спортивно-оздоровительная деятельность в начальной школе – это спортивные секции и кружки: 1класс «Спортивная карусель», 2класс «Подвижные игры», 3класс «Спортивный час», 4класс «Веселый мяч», «Легкая атлетика», «Волейбол», Спортивные секции и кружки повышают двигательную активность обучающихся.
Для проведения занятий по направлениям внеурочной деятельности:
Составлен и утвержден график проведения занятий внеурочной деятельности.
Разработаны и утверждены рабочие программы для проведения кружковой деятельности.
Заведены журналы учета проведенных кружковых занятий.
При планировании и организации внеурочной деятельности придерживаемся единой линии в плане преемственности содержания, таким образом, чтобы деятельность обучающихся имела свое продолжение в основной и старшей школе
Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на воспитательные результаты.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный.
Формы организации обучающихся на занятиях:
практические занятия
беседы
тестирования,
игры-эстафеты,
соревнования.
Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в различных спортивных соревнованиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение всего учебного года наши обучающиеся принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях.
Дети с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», «Пионербол», соревнования по подвижным играм, игровые эстафеты, «Спорт вместо наркотиков», «Президентские состязания», «Зарница 2.0», «Футбол в школе», в фестивале физкультурно – спортивного комплекса ГТО.
Обучающиеся спортивных кружков принимают активное участие и в районных спортивных соревнованиях: «Кросс Наций», «Лыжные гонки», «Президентские состязания», в фестивале физкультурно – спортивного комплекса ГТО и в легкоатлетических соревнованиях. В международных олимпиадах по физической культуре. В данных соревнования обучающиеся становятся победителями и занимают призовые места.
Для мотивации обучающихся по итогам школьных и районных соревнований подводятся итоги с вручением грамот, что позволяет ребятам формировать личное портфолио и отслеживать свои спортивные достижения.
Занятия в спортивных кружках дают возможность обучающимся определиться с выбором спортивной секции.
Таким образом, сказанное выше даёт основание рассматривать внеурочную деятельность как важный ресурс в достижении результатов социокультурного развития учащихся, в ходе которого формируются новые личностные качества, позволяющие учащимся легче приспособиться к социальным условиям, социокультурным нормам и правилам жизни в социуме.