СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Учимся учиться и действовать"-3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности."УУД"-3класс.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Учимся учиться и действовать"-3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»


УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДЕНА


Приказом от













Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Учимся учиться и действовать»

для 3 класса












Составитель

КРУПНОВА Лидия Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории










2017г.





Данная рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Учимся учиться и действовать» в 3 классе разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, в редак­ции от 31.12. 2015 г № 1576); «Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области» (Протокол №1 от 08.04.16 г.); ООП НОО МОУ «Гимназия №1».

Важнейшей задачей школы является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Актуальность разработки Программы универсальных учебных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.

Цель внеурочной деятельности по данному направлению: развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «умения учиться».

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа «Учимся учиться и действовать» составлена на основе следующих пособий:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Серия пособий издательского дома «Федоров» (г. Самара)

  • Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 3 класс.




  • Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий 3класс.



На изучение курса «Учимся учиться и действовать» отводится в 3 классе 34часа, 1 час в неделю.

Этапы работы по формированию УУД

Работа по формированию УУД ведется с самого начала с 1 класса. Ориентируясь на представления о том, что является базовым уровнем развития основных метапредметных универсальных учебных действий в каждом классе, педагог выстраивает свою формирующую программу. Программа выстраивается с опорой на задания и учебные ситуации, заложенные в УМК и методику преподавания различных учебных дисциплин. Если этого оказывается недостаточно для работы с конкретным ребенком, педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные учебные задания.

В качестве основного инструмента в курсе используются специально разработанные задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены преимущественно на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир, также есть несколько надпредметных заданий.



Планируемые результаты освоения

программы ВД «Учимся учиться и действовать»

3 класс

Регулятивные умения

- Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач.

- Умение планировать действия в соответствии с учебной целью.

- Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий.

- Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий.

- Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий.


Познавательные умения

- Умение осуществлять логическое действие «анализ».

- Умение осуществлять логическое действие «синтез».

- Умение осуществлять логическое действие «сравнение».

- Умение осуществлять логическое действие «классификация».

- Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

- Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

- Умение строить простые умозаключения по аналогии.

- Умение относить объекты к известным понятиям.

- Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос.

- Умение строить индуктивные умозаключения.

Коммуникативные умения

- Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

- Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

- Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

- Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках.

Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется. Описание вышеперечисленных умений осуществляется по следующим параметрам:

1) определение ключевого понятия, раскрывающего суть данного умения как осмысленного способа действия;

2) характеристика данного умения на этапе освоения способа (второй этап сформированности УУД);

3) общая характеристика заданий, направленных на диагностику развития данного умения на уровне действия по образцу.

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач

Определение границы знания и незнания – это составная часть процесса осознания и формулирования проблемы. Умение устанавливать границу собственных знаний проявляется в том, что учащийся может определить, что он уже знает для решения проблемы и что ему


необходимо узнать. Предметом изучения является перечень вопросов-задач данного урока. Мониторинговые задания для данного умения позволяют установить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- определять, на какие вопросы, имеющие отношение к проблеме, уже имеется ответ;

- определять, на какие вопросы нужно найти ответы.

Умение планировать действия в соответствии с учебной целью

Планирование – это определение последовательности действий и оптимального распределения имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Предметом изучения в мониторинге 3 класса является план действий по достижению цели. Мониторинговые задания для данного умения позволяют проверить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- различить существенные и несущественные действия для достижения поставленной цели;

- располагать выбранные им в качестве существенных действия в порядке их выполнения.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий

Контроль – сверка практических результатов деятельности с теми, что были разработаны на этапе планирования. Предметом контроля в третьем классе является план достижения цели, составленный обучающимся на предыдущем этапе. Изучается умение осуществлять итоговый контроль на основе предложенного учителем образца. Мониторинговые задания для данного умения позволяют определить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь

на подводящие вопросы, обнаруживать расхождения между своим вариантом плана и планом, предложенным учителем в качестве образца.

Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий

Коррекция плана – умение ориентироваться на объективные условия достижения цели и вносить в составленный план необходимые изменения. В мониторинге 3 класса необходимость корректировки плана связана с конкретизацией информации (в одном случае) и задач работы (в другом). Мониторинговые задания для данного умения позволяют установить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- определять наиболее существенные из предложенных дополнения в план;

- определять место дополнительных действий в общей последовательности действий.

Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий

Оценивание – сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Предметом оценивания в третьем классе являются результаты прохождения обучающимся отдельных (наиболее важных) этапов, а именно: планирование, выполнение своей части работы по поиску необходимой для достижения цели информации


или выполнение необходимых практических действий. Мониторинговые задания для данного умения позволяют проверить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- оценить результат своей работы на отдельных этапах по предложенным взрослым критериям;

- выделить в конце занятия виды учебных действий, осуществляемых в процессе занятия.

Познавательные универсальные учебные действия Умение осуществлять логическое действие «анализ». Анализ – это мысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания. На этапе освоения способа обучающимся 3 класса важно уметь выделять объект анализа, т.е. осознавать, что в данный момент изучается, что делится на части, какие составные части целого можно обнаружить. В ходе проведения анализа третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Зачем нужно делить целое на части?

2. Что нужно учесть при делении на части?

3. Какие части обнаружили?

4. К какому выводу пришли?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- правильно назвать часть целого в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривался данный объект;

- сделать вывод на основе проведенного анализа;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно разделить целое на части (т.е. применить УУД «анализ»).

Умение осуществлять логическое действие «синтез». Синтез – соединение различных элементов или частей в единое целое. Умение осуществлять логическое действие «синтез» неразрывно связано с логическим действием «анализ», так как при изучении объекта идет постоянное движение мысли от целого к его частям и от частей к целому. Для обучающихся 3 класса важно осознавать, что именно должно получиться при «сборке» частей (описание прибора, название игры, слово) и какие части могут входить в это конкретное целое. В ходе осуществления логического действия «синтез» третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что нужно составить и зачем?

2. Из каких частей мы собираем это? Как правильно соединить части в целое?

3. Что получилось при соединении частей?


Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- понять на основе текста задания и представленного образца, что необходимо «собрать» и из каких частей;

- правильно составить целое из предложенных ему с избытком частей; дополнить недостающую часть и соединить части в целое;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно составить целое на частей (т.е. применить УУД «синтез»).

Умение осуществлять логическое действие «сравнение». Сравнение – сопоставление свойств объектов в целях выявления их сходства и различий. На этапе освоения способа УУД «сравнение» третьеклассникам важно не только понимать смысл понятий «сходство» и «различие», но и осознавать, зачем в данном задании нужно сравнивать объекты, сравнение каких объектов поможет решить поставленную задачу, по каким признакам необходимо проводить сравнение выбранных объектов. В ходе осуществления логического действия «сравнение» третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что нужно сравнить и зачем?

2. Какие объекты нужно выбрать и сравнить?

3. Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?

4. Какой вывод можно сделать в результате сравнения?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- осуществить выбор объектов для сравнения;

- заполнить таблицу сравнения;

- правильно определить признак (признаки), который(ые) необходимо сравнить для решения поставленной задачи;

- сделать вывод на основе результатов сравнения;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сравнить объекты для решения поставленной задачи.

Умение осуществлять логическое действие «классификация». Классификация – это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или

признакам на группы. На этапе освоения способа УУД «классификация» обучающимся 3 класса важно научиться применять естественную (научную) классификацию для решения поставленных задач в рамках учебной деятельности. В ходе осуществления логического действия «классификация» третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя,


предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что и зачем нужно распределить на группы?

2. Какую научную классификацию мы будем использовать?

3. Как распределяются объекты на группы?

4. Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- применить естественную (научную) классификацию;

- распределить объекты на группы;

- сделать вывод на основе группировки объектов;

- определить, в каком из двух предложенных заданий необходимо применить естественную классификацию объектов.

Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. В ходе обобщения происходит движение от единичного, менее общего к более общему. В ряде учебных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в начальной школе, умение обобщать и умение классифицировать тесно связаны между собой. Оба универсальных способа опираются на обобщенные понятия и их конкретные примеры. Однако это два различных умения. Обучающимся 3 класса важно показать, что логическое действие «обобщение» применяется для решения других задач и имеет свою последовательность шагов. В ходе его осуществления третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что и зачем нужно обобщить?

2. Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?

3. Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи?

4. Какой вывод можно сделать на основе обобщения объектов?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- выбрать из предложенного перечня общих признаков тот признак, который является существенным для решения поставленной задачи;

- сделать вывод на основе обобщения объектов;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно обобщить объекты.

Умение делать выводы на основе умозаключения по аналогии. Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях. Умозаключение по аналогии – это умозаключение, построенное от одного частного знания к


другому. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основе сходства объектов и их внешнего подобия по одним признакам делается вывод о сходстве этих объектов и в других отношениях. Такие умозаключения – один из источников догадок, гипотез и предположений. Чтобы помочь обучающимся 3 класса осуществить умозаключение по аналогии, можно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:

1. О чем нужно сделать вывод?

2. Что из ранее изученного похоже на этот объект?

3. Чтобы сделать вывод подумай: если у известного объекта есть определенные качества (свойства, признаки), то возможно и незнакомый объект обладает подобными качествами (свойствами, признаками).

4. Какой вывод на основании этого размышления можно сделать?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- найти для незнакомого объекта аналогичный знакомый объект;

- перенести знания о свойствах известного объекта на незнакомый объект;

- сделать вывод на основе сходства объектов;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сделать вывод, опираясь на сходство с известным объектом.

Умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения. Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Любое рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поиска мысли. Учащимся 3 классов важно показать, что они могут получать новое знание на основе обобщения нескольких фактов. Чтобы помочь обучающимся 3 класса осуществить индуктивное умозаключение, нужно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:

1. О чем нужно сделать вывод?

2. Какие примеры/факты помогают это понять?

3. Какую важную особенность можно найти во всех примерах?

4. Какой вывод можно сделать?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- обнаружить в нескольких примерах/фактах общую закономерность (важную особенность);


- сделать вывод на основе своих рассуждений;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сделать вывод на основе нескольких примеров.

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Установление причинно-следственной связи – это установление отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и другим. То, из-за чего событие произошло, называют причиной, То, что наблюдается как результат, – следствием. Для обучающихся 3 класса установление причинно-следственных отношений связано с поиском ответа на вопрос: «Почему, из-за чего произошло то или иное событие?» При установлении причины и следствия они опираются на знание того, что причина всегда предшествует следствию, т.е. произошла раньше. Новым для третьеклассников является знакомство с цепочкой причин и следствий. В ходе поиска причины и следствия обучающиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Какие явления (события) мы изучаем? Что необходимо найти?

2. Какие из перечисленных явлений (событий) связаны между собой?

3. Что из них произошло раньше? (Это причина.)

4. Что из них произошло потом? (Это следствие.)

5. Какой вывод можно сделать?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- определить, опираясь на последовательность событий, изображенных на ленте времени, что явилось причиной указанного следствия;

- выбрать из предложенных цепочек причин и следствий верную последовательность;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно указать причину и следствие.

Умение относить объекты к известным понятиям. В основе этого умения лежит логическая операция подведение под понятие – распознавание объекта и наименование его тем или иным понятием/термином. После доказательства того, что объект относится к определенному понятию, можно наделять этот конкретный объект всеми характеристиками и свойствами понятия, к которому его отнесли, т.е. переносить общие закономерности на конкретный объект. Например, после того, как мы определили, что слово «мама» относится к имени существительному 1 склонения, мы можем сказать, как будет изменяться это слово по падежам. Чтобы помочь обучающимся 3 класса относить объект к изученным понятиям, можно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:

1. Можно ли данный объект отнести к определенному понятию? Зачем нам это нужно?

2. Какие отличительные признаки есть у этого понятия?


3. Все ли отличительные признаки понятия можно найти у данного объекта?

4. Какой вывод можно сделать?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- определить существенные признаки понятия;

- обнаружить эти признаки в конкретном объекте;

- сделать вывод на основе подведения под понятия;

- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно относить объект к известному понятию.

Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос

Использование данных диаграмм и таблиц для получения ответа на поставленный вопрос – важное информационное умение, сутью которого является осмысление информации, представленной в графической форме. Чтобы помочь обучающимся 3 класса находить ответ с помощью данных диаграмм и таблиц, можно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:

1. Что нужно сделать и зачем?

2. Данные какой диаграммы/таблицы нам помогут?

3. Какая важная информация содержится в этой диаграмме/таблице?

4. К какому выводу можно прийти после сопоставления данных? Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- определить какая важная информация содержится в диаграмме/таблице;

- достроить таблицу;

- сделать вывод на основе сопоставления данных диаграммы/таблицы;

- определить, в каком из двух предложенных заданий можно использовать данные диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Суть данного умения заключается в том, что в ситуации учебной коммуникации ребенок удерживает предмет и цель обсуждения и высказывается в соответствии с ними. Обучающийся, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что и зачем обсуждается?

2. Какая подходящая информация у тебя есть?

3. Соответствует ли твое высказывание тому, что и зачем мы обсуждаем?


Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- удержать в разговоре учебную цель и задачи обсуждения;

- определить, что он знает по сути данного разговора.

Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения. Аргументация – это приведение доводов для обоснования какой-либо мысли перед слушателем. В качестве доводов может выступать ссылка на личный опыт, конкретные знания, традиции, принципы. В начальной школе в качестве доводов ребенок может использовать любые примеры. Суть умения заключается в том, что ребенок понимает предмет и цель обсуждения, формулирует свою точку зрения и может привести примеры, подтверждающие ее. Обучающийся, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что и зачем обсуждается?

2. Что ты про это думаешь?

3. Какие примеры могут подтвердить твою точку зрения?

4. Удалось ли назвать достаточное количество примеров?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- удержать тему и цель обсуждения;

- осознать и сформулировать свою точку зрения по этому вопросу;

- подобрать примеры для обоснования своей точки зрения.

Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений. Задание в мониторинге проверяет умение ребенка в ситуации учебной коммуникации понимать предмет разговора, осознавать свою цель участия в нем и формулировать вопросы, позволяющие получить необходимую информацию. Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что обсуждается?

2. Почему я вступаю в разговор?

3. Какой информации мне не хватает, чтобы достичь цели?

4. Какой вопрос нужно задать собеседнику, чтобы получить нужную информацию?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- понять предмет обсуждения;

- понять собственную цель, для достижения которой он вступает в разговор;


- определить, какая информация ему необходима для достижения цели;

- определить, что ему уже известно, а что нет;

- сформулировать вопрос, позволяющий получить необходимые сведения.

Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках. Суть этого информационного умения заключается в том, что ребенок понимает, какой информации ему не хватает, определяет, в каких из имеющихся источников содержится необходимая информация, вычленяет ее и может объединить для получения ответа на вопрос. Обучающийся, владеющий этим умением, может ответить на

подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Для ответа на какой вопрос тебе нужно объединить информацию из нескольких источников?

2. Что ты должен знать, чтобы ответить на вопрос?

3. Какие источники у тебя есть и какую информацию ты можешь узнать в каждом из них?

4. Каков ответ на вопрос?

Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- формулировать вопрос о том, какой информации не хватает;

- понимать, что для поиска информации существуют разные источники;

- определять информацию, которую можно получить из каждого источника;

- объединять информацию, для понимания ответа на поставленный вопрос.

Структура диагностической тетради

Диагностическая тетрадь «Учимся учиться и действовать» состоит из трех частей.

Первая часть – вводная. Она содержит: обращение к третьеклассникам, объяснение основных терминов и понятий, блок тренировочных заданий для знакомства с основными инструкциями, встречающимися в тетради. Для повышения мотивации обучающихся и целостного восприятия материала все задания объединены игровым сюжетом, с которым ученики знакомятся во введении.

Вторая часть – диагностические задания для изучения 10 познавательных и 4 коммуникативных УУД, всего – 14 диагностических модулей, которые называются «Наблюдения». Каждое наблюдение направлено на диагностику конкретного универсального учебного действия. Все модули («наблюдения») имеют одинаковую структуру и состоят из трех заданий, обозначенных буквами А, Б и В. Уровень развития УУД определяется только на основе суммирования результатов выполнения всех заданий модуля.

Третья часть – рабочие материалы для проведения двух диагностических уроков. Уроки


выстроены на основе системно-деятельностного подхода и позволяют диагностировать уровень сформированности 5 регулятивных универсальных учебных действий. В рабочей тетради собраны задания, тексты, дополнительные материалы, которые необходимы учащимся для работы на этих уроках.


По окончанию 3 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т.д.)

- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом)

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура)

- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное)

- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале

- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)

- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.


Знаково-символические действия.

Моделирование как универсальное учебное действие

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

- декодирование/ считывание информации;





- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие

пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.


Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками (охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости и агрессивности)

  • ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно реагирует)

  • действовать по установленным правилам

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.



Регулятивные универсальные учебные действия.

  • воспроизводить за учителем цель урока

  • способность принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем.

  • использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  • различать способ и результат действия.


Личностные универсальные учебные действия.

  • проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям

  • понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить адекватные шаги по устранению ошибки).


Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

Результатами занятий является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации (УУД 1) ;

- сравнивать предметы, понятия (УУД 2);

- выделять существенные признаки и закономерности предметов (УУД 3);

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления (УУД 4);

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями (УУД 5);

- концентрировать, переключать своё внимание (УУД 6);

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ (УУД 7);

- самостоятельно выполнять задания (УУД 8);

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки (УУД 9);

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать (УУД 10);

- находить несколько способов решения задач (УУД 11);

- работать в группе (УУД 12).

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Календарно - тематическое планирование программы

«Учись учиться и действовать» 3 класс

п/п

дата

Тема



1


Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.



2


Начальная диагностика (тестирование).



3


Операции анализа и синтеза. «Найди слова».



4


Установление связи между понятиями.



5


Классификация. «Найди лишнее слово»



6


Отношения между понятиями. «Слова рассыпались».



7


Процессы синтеза.



8


Вербально – смысловой анализ.



9


Установление связи между понятиями. «Вставь по аналогии».



10


Упражнения на развитие логического мышления.



11


Установление связи между понятиями. «Проведи аналогию»



12


Упражнения на развитие быстроты реакции



13


Установление связи между понятиями. «Составь пару».



14


Вербально-понятийное мышление.



15


Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова



16


Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.



17


Установление различных видов отношений между понятиями.



18


Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)



19


Установление связи между понятиями. «Составь слова».



20


Вербально-логическое мышление.



21


Развитие внимания, ассоциативной памяти



22


Установление различных видов

отношений между понятиями. «Найди общее название».



23


Упражнения на развитие внимания.



24


Установление связи между понятиями. «Найди все слова в строчках».



25


Установление связи между понятиями. «Раздели слова на группы».



26


Установление связи между понятиями. «Шифровальщик».



27


Операции анализа через синтез.



28


Внимание, ассоциативная память.



29


Установление связи между понятиями. «Продолжи числовой ряд».



30


Вербально – смысловой анализ.

«Крылатые выражения».



31


Упражнения на развитие внимания. «Слова рассыпались»



32


33

34



Установление связи между понятиями. «Слова рассыпа-лись»

Установление связи между понятиями. «Вставь по аналогии».

Диагностика, тестирование.