СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС с экологической направленностью

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продукт внеурочной деятельности поект "Зелёная школа"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в рамках ФГОС с экологической направленностью»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Михалева Василия Павловича городского округа Самара»   Авторы : Учитель биологии Шарлаева И.Н.  Габассов Р. 6 «Г»  Старков Н. 8 «Б»  Новиков А. 8 «Б»  ученики МБОУ СОШ № 148 г. Самара 2015

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Михалева Василия Павловича городского округа Самара»

Авторы : Учитель биологии Шарлаева И.Н.

Габассов Р. 6 «Г»

Старков Н. 8 «Б»

Новиков А. 8 «Б»

ученики МБОУ СОШ № 148

г. Самара 2015

Введение.

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Марк Туллий Цицерон

Автор термина «экология» видный натуралист XIX века немецкий биолог Эрнст Геккель.

«Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки.

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые как условия борьбы за существование.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья, также развитие интересов ребенка.

Чтобы внести свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки школьной территории и школы, мы решили заняться написанием этого проекта.

Цель нашей работы.

- Комплексная оценка экологического состояния пришкольной территории, классных комнат и показателей здоровья учащихся.

Написание проекта состояло из последующих этапов :

- во-первых, изучалась литература, посвященная экологии помещений и пришкольного участка;

- во-вторых, были проведены посильные работы по изучению экологического состояния пришкольной территории, классных комнат и показателей здоровья учащихся;

- в третьих, намечены перспективные пути улучшения экологического состояния пришкольной территории и здания школы.

1. Месторасположение школы и его краткая характеристика.

1.1. Адрес школы: Самарская область, г. Самара, ул. Коммунистическая д.25

1.2. Историческая справка школы

         Средняя школа №148 образована 1 сентября 1989 года. Средняя школа № 148 и детский сад № 108 переименованы в Учебно-воспитательный комплекс «Эксперимент» № 148 приказом от 13.09.1993 года № 355 по администрации Ленинского района.  

Учебно-воспитательный комплекс «Эксперимент» №148 реорганизован и переименован в «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов г. Самара»(учебно-воспитательный комплекс «Эксперимент») Постановлением администрации Ленинского района г. Самары за № 1917 от 17.10.1997 г. и приказом № 37 от 28.09.1997г. отдела образования Администрации г. Самары. 

На основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 07 июня 1989 года № 208 при средней общеобразовательной школе № 148 (учебно-воспитательный комплекс «Эксперимент») с 1 сентября 1989 года открыта на основе самоокупаемости школа искусств.

 

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов г. Самара» (учебно-воспитательный комплекс «Эксперимент») переименовано в «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов г. Самара» (школа № 148) приказом № 518-од от 15.09.2003г. Управления образования Администрации г. Самара и приказом № 263 от 15.09.2003 г. МОО Ленинского района.

 

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов г. Самара» переименовано в «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара» приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 29.02.2008 года № 213 и приказом по школе от 02.06.2008 года № 68.

В настоящее время, на основании Постановления Администрации городского округа Самара от 29.11.2011г. № 1649, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара» переименовано в «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Михалева Василия Павловича городского округа Самара» с 26 декабря 2011 года.

В МБОУ СОШ № 148 г.о. Самара 1369 учащихся (46 класса). Конкурентоспособность школы обусловлена в частности успешной реализацией государственного и социального заказа. Школа обеспечивает высокие результаты образования. Успеваемость учащихся стабильна, качество знаний является одним из самых высоких в районе по результатам ЕГЭ.

За последние 3 года школа выпустила множество серебряных и золотых медалистов. Итоги последних учебных лет свидетельствуют о стабильной работе школы и уровне качества знаний более высоком, чем в среднем по городу и району .

1.3. Современная характеристика микрорайона с учетом расположения школы.

Школа расположена в западной части города Самара, в Мичуринском микрорайоне Ленинского района.

Ленинский район — один из старейших в Самаре. Он был выделен в 1918 году, как второй район города. Своё название получил 8 января 1933 года. В настоящих границах район существует с сентября 1979 года. Ленинский район старой застройки конца XIX — начала XX веков. На территории сохранилось множество зданий и сооружений, имеющих интересную историю.

Само строение муниципального общеобразовательного учреждения "МБОУ СОШ № 148 " – относительно молодое трехэтажное панельное здание (25 лет).

В настоящее время, Мичуринский микрорайон активно растёт. Появляются новые современные дома, вокруг которых высаживаются молодые деревья, оформляются красивые газоны и клумбы. Кроме того от микрорайона и от школы удалены крупные производственные предприятия города.

С севера, юга  и востока располагаются жилые дома на расстоянии 15 м от территории школы. Автострада проходит с западной  стороны на расстоянии 5 м от границы школы, что не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Школьная территория ограничивается и защищается зелёной полосой, хотя в некоторых местах она отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев.

Деревья имеют эстетическое и экологическое значение. Вся дорожная пыль оседает на листьях деревьев. Таким образом, они защищают территорию школы от загрязнения пылью и тяжёлыми металлами.

1.4 . Природно-климатическая характеристика месторасположения школы.  Муниципальное общеобразовательное учреждение

1.4 . Природно-климатическая характеристика месторасположения школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "МБОУ СОШ № 148" расположена на равнинной территории с распространением оподзоленных и выщелоченных чернозёмных почв.

Растительный покров на территории школы разнообразный. По периметру школы произрастают кустарники: шиповник, спирея рябинолистная, спирея калинолистная, барбарис, жасмин, черноплодная рябина.

На территории школы имеется приусадебный участок (3584,6м 2 ), на котором произрастают декоративные растения: ирисы, флоксы, астра,  бархатцы, лилии и др. Около парадного входа растёт молодая ель.

Климат города умеренно-континентальный со всеми присущими ему особенностями: умеренно-жарким летом и холодной зимой с неустойчивой погодой, с частыми осадками в виде дождей и снега, туманами и солнечными днями. Летом температура в среднем достигает 25-35 градусов, зимой - 20 - 25 градусов.

Влажность воздуха на протяжении года достаточно высокая, в среднем 72%. Снижается она в мае и летних месяцах. Главный источник увлажнения атмосферные осадки, а также подземные грунтовые воды, подпитываемые рекой Волгой, на которой расположен город.

Снежный покров ложится в ноябре и тает в марте, иногда в октябре-апреле. Толщина его колеблется в пределах от 4 до 42 см, порой до 91 см. Почва промерзает на 90-95 см.

Ветер дует преимущественно юго-западного и западного направления, немного задерживаясь холмами. Зимой крепчают южные и юго-восточные ветра. Весной и осенью попеременно устанавливаются восточные, западные и южные ветра . Северные и северо-восточные ветра дают знать о себе чаще летом.

Расположенные по периметру школы, высотные здания и деревья, надёжно защищают территорию от сильных ветров.

Зимой и весной преобладает облачность. Наибольшее количество ясных и теплых дней наблюдается с июля по сентябрь. При этом получаемое за год количество тепла велико, но компенсируется попаданием холодных континентальных масс.

Большая часть окон школьных кабинетов выходят на восточную и западную стороны. В течение утреннего и дневного учебного процесса достаточное количество естественного освещения.

Крыльцо школы выходит на восток, задняя часть здания на запад, левая часть на север, правая часть здания  на юг. 

2. Характеристика пришкольного участка. 2.1. Площадь территории. Площадь школьного участка 9988,50м 2 . Из них площадь занимаемая школьными зданиями составляет 2733,9м 2 , площадь  хозяйственных построек – 120,4м 2 , площадь  спортивных комплексов - 288м 2 , 75м 2 , площадь асфальтированных дорог – 3186,6м 2 , площадь зеленых насаждений - 3584,6м 2 . Участок расположен вокруг школы, хорошо освещен солнцем. Он со всех сторон огорожен забором, вокруг участка посажены полосы деревьев и кустарников.  На школьном участке постоянно трудятся ребята. Не прекращается там работа даже в разгар каникул. С любовью поливают, подсаживают школьники разнообразные растения, приобретая опыт и навыки садоводства, расширяют знания по биологии и по труду.  У учащихся воспитываются ответственность за порученное дело.

2. Характеристика пришкольного участка.

2.1. Площадь территории.

Площадь школьного участка 9988,50м 2 . Из них площадь занимаемая школьными зданиями составляет 2733,9м 2 , площадь  хозяйственных построек – 120,4м 2 , площадь  спортивных комплексов - 288м 2 , 75м 2 , площадь асфальтированных дорог – 3186,6м 2 , площадь зеленых насаждений - 3584,6м 2 .

Участок расположен вокруг школы, хорошо освещен солнцем. Он со всех сторон огорожен забором, вокруг участка посажены полосы деревьев и кустарников.

На школьном участке постоянно трудятся ребята. Не прекращается там работа даже в разгар каникул. С любовью поливают, подсаживают школьники разнообразные растения, приобретая опыт и навыки садоводства, расширяют знания по биологии и по труду.

У учащихся воспитываются ответственность за порученное дело.

2.2. Планировка школьного участка.

2.2. Планировка школьного участка.

2.3. Озелененность пришкольной территории. Растения, выращиваемые на учебно-опытном участке: ♦ Астры альпийские – сем. Астровые ♦ Бархатцы прямостоящие – сем. Астровы ♦ Сальвия блестящая – сем. Губоцветные ♦ Гайлардия гибридная - сем. Астровые ♦ Георгина культурная – сем. Астровые ♦ Цинния изящная - сем. Астровые ♦ Дельфиниум культурный – сем. Лютиковые ♦ Петуния гибридная – сем. Пасленовые ♦ Бальзамин садовый – сем ♦ Мускари гроздевидный махровый – cем. Гиацинтовые ♦ Пион гибридный – сем. Пионовые ♦ Рудбекия рассечённая – сем. Астровые ♦ Тысячелистник обыкновенный – сем. Астровые ♦ Хризантема корейская – сем. Астровые ♦ Лен голубой – сем. Льновые ♦ Тюльпаны - сем. Лилейные ♦ Лилия тигровая – сем. Лилейные ♦ Космея - сем. Астровые ♦ Флоксы

2.3. Озелененность пришкольной территории.

Растения, выращиваемые на учебно-опытном участке:

♦ Астры альпийские – сем. Астровые

♦ Бархатцы прямостоящие – сем. Астровы

♦ Сальвия блестящая – сем. Губоцветные

♦ Гайлардия гибридная - сем. Астровые

♦ Георгина культурная – сем. Астровые

♦ Цинния изящная - сем. Астровые

♦ Дельфиниум культурный – сем. Лютиковые

♦ Петуния гибридная – сем. Пасленовые

♦ Бальзамин садовый – сем

♦ Мускари гроздевидный махровый – cем. Гиацинтовые

♦ Пион гибридный – сем. Пионовые

♦ Рудбекия рассечённая – сем. Астровые

♦ Тысячелистник обыкновенный – сем. Астровые

♦ Хризантема корейская – сем. Астровые

♦ Лен голубой – сем. Льновые

♦ Тюльпаны - сем. Лилейные

♦ Лилия тигровая – сем. Лилейные

♦ Космея - сем. Астровые

♦ Флоксы

Деревья и кустарники: ♦ Яблоня обыкновенная ♦ Ель обыкновенная ♦ Клён обыкновенный ♦ Тополь. На газонах пришкольной территории насчитывается около двадцати видов растений. Преобладающими являются: ♦ пырей ползучий ♦ клевер луговой ♦ клевер ползучий ♦ одуванчик  Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории. Методика изучения следующая: 1. Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте. 2.  К поверхности листьев прикладывалась прозрачная клеящаяся плёнка. Плёнка снималась с листьев вместе со слоем пыли и приклеивалась на лист белой бумаги. В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (возле центральной дороги, в глубине школьной территории и т.д.), наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле центральной дороги в нижней части кроны. Причём, с высотой запылённость уменьшалась. Наименее запылёнными были листья, взятые с деревьев в глубине территории, со стороны школы. При движении к дороге, запылённость увеличивалась.

Деревья и кустарники:

♦ Яблоня обыкновенная

♦ Ель обыкновенная

♦ Клён обыкновенный

♦ Тополь.

На газонах пришкольной территории насчитывается около двадцати видов растений. Преобладающими являются:

♦ пырей ползучий

♦ клевер луговой

♦ клевер ползучий

♦ одуванчик

Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории.

Методика изучения следующая:

1. Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте.

2.  К поверхности листьев прикладывалась прозрачная клеящаяся плёнка.

Плёнка снималась с листьев вместе со слоем пыли и приклеивалась на лист белой бумаги. В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (возле центральной дороги, в глубине школьной территории и т.д.),

наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле центральной дороги в нижней части кроны.

Причём, с высотой запылённость уменьшалась.

Наименее запылёнными были листья, взятые с деревьев в глубине территории, со стороны школы.

При движении к дороге, запылённость увеличивалась.

Оценка состояния растительности .

Пронаблюдав за внешним видом и за растениями, можно сделать вывод, что деревья, кустарники и многолетние цветы в хорошем состоянии. Ни каких заболеваний нет. Кустарники стригут два раза в год. Растения имеют хороший вид.

В конце лета листва многих деревьев и кустарников пожелтела, но ни одно дерево не высохло. Это является доказательством хорошего состояния зеленых насаждений.

Эстетическая оценка пришкольного участка .

На территории школы отсутствуют заброшенные, не озеленённые участки; участки, заросшие сорной травой, мусор. Уголки отдыха полностью озеленены.

На газонах отсутствуют сорняки и плешины.

На затенённой части территории используются теневыносливые сорта цветов и кустарников.

Шумовая нагрузка – это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты. В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования.

Другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д.

Шумовая нагрузка практически на всех зонах пришкольного участка в пределах нормы. Исключением является западная часть территории, где близко расположена автомобильная трасса. На остальной территории школьного участка, шум от автомобильного транспорта защищается деревьями, стеклопакетами на школьных окнах. Немаловажную роль играет достаточная отдаленность здания школы от крупных промышленных предприятий.

План благоустройства пришкольного участка . На пришкольном участке можно выделить следующие зоны: - учебно- опытная зона   - спортивная зона   - зона отдыха   - хозяйственная зона  На учебно-опытной зоне размещаются следующие биологические отделы: участок начальных классов, отдел полевых культур, многолетних трав, коллекционный отдел, цветочно-декоративный отдел. На пришкольном участке проводятся уроки, практические занятия, экскурсии, мониторинговые наблюдения, выполнение летних заданий, летняя практика, сбор и заготовка раздаточного и демонстрационного материала.   План пришкольного участка

План благоустройства пришкольного участка .

На пришкольном участке можно выделить следующие зоны:

- учебно- опытная зона

  - спортивная зона

  - зона отдыха

  - хозяйственная зона

На учебно-опытной зоне размещаются следующие биологические отделы: участок начальных классов, отдел полевых культур, многолетних трав, коллекционный отдел, цветочно-декоративный отдел.

На пришкольном участке проводятся уроки, практические занятия, экскурсии, мониторинговые наблюдения, выполнение летних заданий, летняя практика, сбор и заготовка раздаточного и демонстрационного материала.

  План пришкольного участка

2.4. Рекомендации по благоустройству пришкольной территории.

Озеленение - комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека.  Озеленение наиболее часто встречаемый и настолько же мало понимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.

Перечень мероприятий , на которые необходимо обратить внимание при проведении работ по озеленению территорий:

♦ Планирование территории

♦ Разработка и устройство дренажной системы

♦ Состав грунта и мероприятия по его улучшению

♦ Система полива

  Озеленение школьной территории прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны,  клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек.

    Для правильного использования и размещения декоративных растений прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов. Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.

Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной.  К цветникам регулярной композиции относят:

♦ Клумбы - это небольшие цветники различной геометрической формы.

♦ Рабатки – это цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов.

♦ Бордюры - это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны…

♦ Партеры - это сложные цветники (газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны скульптуры, бассейн).

Ландшафтные композиции :

♦ Миксбордеры - это смешанные посадки красиво цветущих и декоративно – лиственных растений.

♦ Группы – это посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений.

♦ Массивы – это крупномасштабные цветочные композиции .

♦ Каменистые участки.

Подбор растений по времени цветения .

При решении этого вопроса стремятся использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения. Ассортимент по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растений на клумбах или в иных формах цветочного насаждения зацвели.

3. Характеристика здания и внутреннего помещения.

3.1. Технические данные о здании.

Школа считается одним из лучших учебных заведений города.

49 учебных кабинетов:

♦ 19 кабинетов – для занятий учащихся 1–4 классов (2 кабинета оснащены нетбуками по 13 шт. в каждом), из них 14 кабинетов оборудованы интерактивными досками, мультимедийными проекторам.

♦ 30 кабинетов – для занятий учащихся 5–11 классов, 29 кабинетов оборудованных интерактивными досками, мультимедийными проекторами.

♦ 2 кабинета физики, один оснащен 15 нетбуками

♦ кабинет биологии, оснащенный 15 нетбуками

♦ кабинет химии

♦ 3 компьютерных класса, оснащенные 332 рабочими местами для учащихся, оборудованных интерактивными досками, мультимедийными проекторами. Компьютеры объединены в локальную сеть. В компьютерных классах есть выход в ИНТЕРНЕТ через ADSL-соединение с пропускной способностью до 2Мбит/с. (Интернет-провайдер: Самарский филиал ОАО Ростелеком).

♦ два кабинета музыки – 12,7м 2

♦ кабинет ОБЖ - 63,7 м 2

♦ кабинет технологии – 63,3м 2

♦ два спортивных зала - 300,7м 2 , 297,8 м 2

♦ один актовый зал - 213,7м 2

♦ учительская - 54,4 м 2

♦ три раздевалки для начальных классов - 16,7м 2

,17 м 2 ,17,1м 2

♦ большая раздевалка - 358,4м 2

♦ Школьная библиотека, которая имеет фонды: учебников - 13835 экземпляров, методической литературы – 500 экземпляров, художественной литературы – 4000 экземпляров, газет и журналов – 100 экземпляров.

Библиотека - это не только уютное помещение, располагающее огромным фондом художественной и научно–методической литературы, но и знающие свое дело специалисты, незаменимые помощники учителей и учащихся.

♦ Столовая .

Для поддержания и укрепления здоровья учащихся в школе  организовано рациональное сбалансированное питание в столовой.

Организация горячего питания в школе осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ, городского округа Самара. Столовая, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Она состоит из большого обеденного зала - 216,7м 2 , малого обеденного зала - 57,7м 2 , кухни - 129,2м 2 …

Разработан график посещения учащимися столовой, организовано дежурство учителей и учащихся. В школьной столовой применяется самообслуживание с предварительной сервировкой столов с комплектованными обедами или завтраками. В дополнение организуется отпуск продуктов через буфет.

♦ Медкабинет - 39,5м 2

Для поддержания и укрепления здоровья учащихся в школе соблюдается санитарно-гигиенический режим. В школе работает медкабинет. Ежегодный профилактический медицинский осмотр детей узкими специалистами выявил следующее: сохраняется количество детей с пониженной остротой зрения, патологиями центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы.

Для поддержания здоровья детей учителя физкультуры в течение года проводят определённую работу: спортивные соревнования, Дни здоровья, ведут спортивные секции.

В начальной школе введено по 3 часа уроков физкультуры, динамические паузы, систематически проводятся физкультминутки в соответствии с требованиями СанПиНа на 15-20 минуте урока и продолжительностью от 1 до 5 минут, проводятся подвижные игры.

Основной строительный материал здания:

♦ Фундамент- ж/б блоки

♦ Стены - железобетонные плиты

♦ Перекрытия и полы встречаются деревянные

Школьные коммуникации, их протяженность и состояние:

♦ Водопровод - подвод воды произведён от единой водопроводной сети. Состояние удовлетворительное.

♦ Отопление – центральное; запроектировано с расчетной зимней температурой 18 градусов. Теплоносителем является вода с параметрами 95-70 градусов.

Состояние удовлетворительное.

♦ Вентиляция.

Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. Концентрация вредных примесей в воздухе школьных помещении не должна превышать установленные санитарно-гигиенические нормы.

Вентиляция в кабинетах осуществляется «естественным путем».

Вертикальные приставные вентиляционные каналы в помещениях выполненные из кирпичей толщиной 35мм.

Состояние удовлетворительное.

♦ Канализация – это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоём. Необходимый элемент современного города. Нарушение его работы может ухудшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию в местности.

В школе канализация подведена от центральной самарской канализационной системы. В помещении школы предусмотрены санузлы.

Состояние удовлетворительное.

3.2. Санитарно–гигиеническая оценка школьного помещения.

♦ Соответствие площади школьного помещения и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам.

Средняя площадь классной комнаты составляет 50 м 2   . Из расчёта площади на одного учащегося, все классные комнаты соответствуют нормам СанПиНа.

♦ Проектная и физическая наполняемость классов.

Проектная наполняемость классов - 880 учащихся. В настоящее время в школе обучается 1398 учащихся. В школе одиннадцать классов комплектов. Средняя наполняемость классов - 29 человек (больше, чем предусмотрено проектной возможностью школы). Школа работает в одну смену.

♦ Температура и влажность школьных помещений.

Микроклимат классного  помещения зависит от температуры, влажности и скорости  движения  воздуха.

Измерение влажности  воздуха  проводилось во всех классных помещениях школы аспирационным психрометром, по разности показаний влажного и сухого термометров с помощью специальных таблиц.

Для  измерения температуры воздуха использовался термометр. Показания снимались на высоте  1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии  0,2 м от наружной стены, в центре  помещения и на расстоянии 0,25 от внутреннего угла комнаты.

Полученные данные (средние показатели по всей школе) занесены в таблицу:

Период года

 

Температура, С

Тёплый

Полученный результат

Относительная влажность, %

Холодный

Санитарно-гигиеническая норма (не более)

24

Полученный результат

25

18

Санитарно-гигиеническая норма (не более)

56

Скорость движения воздуха, м/с

22

Полученный результат

60

60

65

Санитарно-гигиеническая норма (не более)

0.3

0.3

0.2

0.2

Для нормальной  жизнедеятельности  человеку нужно чтобы температура окружающей его среды была равна примерно 20 С. По результатам инструментальных исследований микроклимата в кабинетах, температура воздуха, относительная влажность и скорость движения воздуха соответствуют требованиям СанПиНа.

♦ Вентиляционный режим

Специальное оборудование для вентиляции помещения отсутствует. В каждом классе есть открывающиеся форточки, через которые происходит пассивная вентиляция помещения.

♦ Покрытие (коридор, классы)

Полы в  коридорах и классах покрыты линолеумом коричневых оттенков.

♦ Запыленность.

Запыленность воздуха важнейший  экологический фактор, сопровождающий человека повсюду. Безвредной пыли не существует. Экологическая опасность пыли для  человека определяется её природой и концентрацией в воздухе.

Школьное помещение убирается техническими работниками ежедневно. Два-три раза в течении учебного времени проводится влажная уборка. На больших переменах влажная уборка спортзала. В конце недели каждый класс делает генеральную уборку своего кабинета: моют столы, стулья, протирают шкафы, подоконники.

♦ Естественная освещенность классных помещений.

Не смотря на окружение школы густо посаженными деревьями, в классы проникает достаточное количество солнечного света. В тёплые периоды года в дневное время большая часть помещений не нуждается в дополнительном освещении. Естественная освещенность классных помещений соответствует сани­тарно-гигиеническим нормам.

♦ Искусственная освещенность школьных помещений.

Значительное влияние на  зрение и общую работоспособность учащихся  оказывает освещенность рабочего места. Минимально допустимый уровень освещенности рабочего стола составляет 300 лк, классной доски-500 лк. Необходимо учитывать также направленность светового потока. Вреден для зрения также очень яркий свет свыше 2000 лк .

После  проведенных исследований  по  освещенности рабочего места,   во  всех классных помещениях школы были получены различные результаты. Освещенность в кабинетах и в коридорах соответствуют нормам СанПиНа.

Освещенность классной доски обеспечивается светильником, в целом по школе, соответствует допустимому уровню.

♦ Качество питьевой воды.

При нормальной температуре окружающей среды и нормальном пищевом режиме потребность воды у человека составляет 2-2,5 л. Это количество воды поступает при питье (1 л), из пищи (1 л), внутренней, метаболической воды (250-350 мл).

В каждом классе установлен кулер с питьевой водой. Кроме того в школе есть фонтанчики с очищенной питьевой водой.

По данным лабораторных испытаний питьевая вода соответствует требованиям СанПиНа.

♦ Озеленение школьных помещений.  Растения в школе помогают образованию и воспитанию учащихся. . Комнатные растения оказывают влияние на состояние человека, его работоспособность. Утром растения выделяют больше фитонцидов, чем вечером. Запахи растений влияют на организм. Одни стимулируют и тонизируют, другие успокаивают. Они также улавливают пыль и обогащают воздух помещения кислородом, поглощая при этом углекислый газ. . Комнатные растение помогают созданию домашней обстановки в школе.  В школе не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому растения расположены во всевозможных местах. В настоящее время нет ни одного кабинета, где не было бы растений. Исключение составляет лишь помещение спортивного зала.    В ближайшие время, в школе планируется создать «зимний сад», который будет расположен на первом этаже с выходом в кабинет биологии.  Уход за растениями полностью возложен на учащихся под руководством учителей. Кроме этого, в школе есть несколько аквариумов. А в кабинете биологии живёт попугай. Они создают хорошую атмосферу в классах.

♦ Озеленение школьных помещений.

Растения в школе помогают образованию и воспитанию учащихся. . Комнатные растения оказывают влияние на состояние человека, его работоспособность. Утром растения выделяют больше фитонцидов, чем вечером. Запахи растений влияют на организм. Одни стимулируют и тонизируют, другие успокаивают. Они также улавливают пыль и обогащают воздух помещения кислородом, поглощая при этом углекислый газ. . Комнатные растение помогают созданию домашней обстановки в школе.

В школе не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому растения расположены во всевозможных местах. В настоящее время нет ни одного кабинета, где не было бы растений. Исключение составляет лишь помещение спортивного зала.

В ближайшие время, в школе планируется создать «зимний сад», который будет расположен на первом этаже с выходом в кабинет биологии.

Уход за растениями полностью возложен на учащихся под руководством учителей. Кроме этого, в школе есть несколько аквариумов. А в кабинете биологии живёт попугай. Они создают хорошую атмосферу в классах.

3.3. Эстетическая оценка школьных помещений.

♦ Характеристика визуальной среды.

Визуальная среда располагает к спокойной рабочей обстановке.

♦ Колористика.

Уже давно людям известно о влиянии цвета на настроение: красный возбуждает, зелёный успокаивает, чёрный угнетает, жёлтый веселит.

Действительно, устав, мы инстинктивно стремимся в оптимальную цветовую среду: к голубой воде, жёлтому песку, в зелёный лес.

В учебных помещениях используется краска спокойных тонов. Она обеспечивает лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. А яркие тона оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность.

Если помещение расположено с южной стороны, то тона краски выбирают более холодные – светло-серые, светло-голубые, зеленоватые, светло-сиреневые, а с северной – более теплые желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые.

Цветовая гамма, присутствующая в школе это: зелёный, голубой, бежевый. Стены в коридорах, окрашены до середины в светлые цвета, выше – побелка.

В классах панели на уровне 1 метра окрашены в бежевый, или в голубой, или в зеленый цвета. Выше, соответственно цвету панели -побелка. Окраска парт и столов цвета натурального дерева, а окраска классных досок - темно-зеленая.

♦  Озеленненость школьных помещений.  В школьных помещениях нами выявлено несколько видов растений. Наиболее многочисленными по количеству являются Кактусовые, Бегониевые, Каммелиновые, Геснеревые, Сложноцветные, Толстянковые, Амариллисовые, Асфоделовые, Гераневые, Драценовые, Марантовые.  Из них чаще встречались такие виды комнатных растений: бальзамин, бегония вечноцветущая, бегония клубневидная, Рипсалидопсис Гартнера, зантедеския, каланхое Броссфельда, традесканция белоцветковая, хлорофитум хохолковый, циссус ромболистный, пеларгония зональная, сентполия.  Больше всего растений  в кабинете биологии и химии. Это связано с необходимостью использования растений в качестве объектов для изучения. Растения регулярно поливаются, в почву вносятся удобрения, поэтому они имеют  здоровый вид.   Соотношение количества комнатных растений в школьных помещениях, %.

♦ Озеленненость школьных помещений.

В школьных помещениях нами выявлено несколько видов растений.

Наиболее многочисленными по количеству являются Кактусовые, Бегониевые, Каммелиновые, Геснеревые, Сложноцветные, Толстянковые, Амариллисовые, Асфоделовые, Гераневые, Драценовые, Марантовые. Из них чаще встречались такие виды комнатных растений: бальзамин, бегония вечноцветущая, бегония клубневидная, Рипсалидопсис Гартнера, зантедеския, каланхое Броссфельда, традесканция белоцветковая, хлорофитум хохолковый, циссус ромболистный, пеларгония зональная, сентполия.

Больше всего растений  в кабинете биологии и химии. Это связано с необходимостью использования растений в качестве объектов для изучения. Растения регулярно поливаются, в почву вносятся удобрения, поэтому они имеют

здоровый вид.

Соотношение количества комнатных растений в школьных помещениях, %.

3.4. Возможные рекомендации по благоустройству внутренних школьных помещений.

Для улучшения экологического и эстетического состояния школы, необходимо проводить озеленение помещений.

Озеленение с помощью настольных растений является наиболее популярным вариантом озеленения школьных помещений. Цветочные горшки чаще всего ставят на подоконники, то есть занимают место, которое не используется для других целей. Кактусы на южных окнах, фиалки на западных, традесканции и хлорофитумы на стенах. Необходимо только проследить, чтобы крупные растения не заслоняли солнечный свет.

В просторных помещениях можно использовать напольные кашпо - это оригинальная современная альтернатива горшкам. Даже одно крупное растение (монстера, фикус, пальма, лимонное деревце), удачно размещенное, придает интерьеру стильный и современный вид. Очень эффектно смотрятся композиции из декоративно-лиственных и цветущих видов. Их используют для озеленения школьных коридоров, столовой, актового зала.

В школе можно оборудовать настоящую оранжерею или зимний сад. Для этого нужно выбрать хорошо освещенное помещение, достаточно просторное, чтобы поместилось рабочее место для ухода за растениями. Однако это — прекрасная возможность приблизить детей к природе, привить им навыки ухода за живыми цветами, формировать чувство ответственности.

В школе категорически недопустимы растения, которые вызывают аллергические реакции, содержат едкий сок в листьях или плодах. Крупные кактусы с мощными колючками также представляют опасность, но их можно разместить в недоступных для детей местах.

В любом случаи, при озеленении коридоров и других общих помещений нужно действовать системно: разработать проект, заранее продумать, где разместить каждое растение, чтобы ему подходили условия, и какого ухода оно потребует.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии : ♦ Всё связано со всем. ♦ Ничто не исчезает в никуда. ♦ Природа знает лучше . ♦ Ничто не даётся даром. Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы! Исследовательскую работу выполнили : Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии  Габассов Р. 6 «Г»  Старков Никита 8 «Б»  Новиков Александр 8 «Б» Руководитель исследовательской группы : Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука.

Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии :

♦ Всё связано со всем.

♦ Ничто не исчезает в никуда.

♦ Природа знает лучше .

♦ Ничто не даётся даром.

Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы!

Исследовательскую работу выполнили : Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии

Габассов Р. 6 «Г»

Старков Никита 8 «Б»

Новиков Александр 8 «Б»

Руководитель исследовательской группы : Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии : ♦ Всё связано со всем. ♦ Ничто не исчезает в никуда. ♦ Природа знает лучше . ♦ Ничто не даётся даром. Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы! Исследовательскую работу выполнили : Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии  Габассов Р. 6 «Г»  Старков Никита 8 «Б»  Новиков Александр 8 «Б» Руководитель исследовательской группы : Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука.

Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии :

♦ Всё связано со всем.

♦ Ничто не исчезает в никуда.

♦ Природа знает лучше .

♦ Ничто не даётся даром.

Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы!

Исследовательскую работу выполнили : Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии

Габассов Р. 6 «Г»

Старков Никита 8 «Б»

Новиков Александр 8 «Б»

Руководитель исследовательской группы : Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии : ♦ Всё связано со всем. ♦ Ничто не исчезает в никуда. ♦ Природа знает лучше . ♦ Ничто не даётся даром. Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы!   Исследовательскую работу выполнили : Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии Старков Никита 8 «Б» Новиков Александр 8 «Б» Габассов Р. 6 «Г» Руководитель исследовательской группы : Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.

Современная экология — сложная, разветвлённая наука.

Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс американский биолог и эколог - Барри Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии :

♦ Всё связано со всем.

♦ Ничто не исчезает в никуда.

♦ Природа знает лучше .

♦ Ничто не даётся даром.

Каждый человек, живущий на земле должен знать эти, на первый взгляд простые, но очень важные законы!

Исследовательскую работу выполнили :

Шарлаева Ирина Николаевна, учитель биологии

Старков Никита 8 «Б»

Новиков Александр 8 «Б»

Габассов Р. 6 «Г»

Руководитель исследовательской группы :

Старков Никита Сергеевич, ученик 8 «Б» класса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!