Внеурочная деятельность важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования.
В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Слайд 1
Часы по внеурочной деятельности используются на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в нашей школе организована:
по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;
по видам деятельности: познавательная, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая, коммуникативная деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, клубы, секции, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
В рамках социального направления внеурочной деятельности предлагается кружок «Тропинка к своему Я» призван помочь детям адаптироваться в новых условиях в школе, учиться, правильно знакомиться и общаться.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровье сбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. В нашей школе уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни. Класс имеет возможность весь учебный год посещать занятия кружка «Здоровейка». Педагоги, проводящие занятия с детьми, выбирают конкретные упражнения и приемы обучения исходя из своего педагогического опыта, особенностей физического развития и уровня практической подготовки детей, пришедших на занятия.
В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский писал: Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Игра в шахматы входит в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Обучение шахматам это средство и стимул для общения с людьми, импульс для развития интеллектуальных способностей ребенка, и, причем не только шахматных.
Любовь к родному краю, желание видеть его все более и более растущим и расцветающим в значительной степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Невозможно воспитать любовь к Родине, не пробудив у обучающихся любви к деревьям, цветам, всему тому, что составляет ближайшее природное окружение человека. Исходя из этого положения, предусматриваются экскурсии в природу, пешие прогулки по экологической тропе и другие формы познавательной деятельности младших школьников.
В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребёнка»
Программа, предлагаемая по художественно-эстетическому направлению, даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусств (изобразительное искусство, музыка), развивать природные задатки и способности, научит слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства. На занятиях «С кисточкой в ладошке» дети получат возможность освоить выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели, и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования.
Цель кружка «По стране этикета» сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей.
Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие видов деятельности (от досугово-развлекательной до профессионального самоопределения), вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности, широкие возможности для проявления инициативы, индивидуальности, творчества учащихся, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой и др., несомненно, является важным ресурсом в решении поставленных задач. Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не всегда возможно научить ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся.
Список литературы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).