СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Занимательная биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Занимательная биология"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


(кружка)


«Занимательная биология»









Составитель:

Учитель биологии: Ахмадуллина А.А.






2019 – 2020 учебный год





Пояснительная записка


Программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 33 часа в год.

Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание биологии в школе.

Кроме этого вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия и курса.

Эта программа выполняет несколько функций:

1. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.

2. Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.


Цель программы: помочь осознать степень своего интереса к биологии, познакомить с основными методами изучения биологии, повысить экологическую культуру учащихся.


Задачи:

-повысить экологическую культуру учащихся

- воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;

- развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;

- развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся при выполнении практических работ.


Общая характеристика программы внеурочной деятельности


Изучение биологических наук - основа формирования мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет кругозор школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях растений и их жизненных проявлениях. Используются плюсы возраста, их психологические особенности : любознательность, богатство воображения, стремление к творчеству, высокий уровень познавательного интереса, конкретность восприятия. Занятия позволяют использовать личностно-ориентированный подход в работе, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.

Основными методами работы являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории. В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.


Формы обучения:

  • Викторины;

  • Игры;

  • Ролевые игры;

  • КВН;

  • Живая газета;

  • Пресс-конференция;

  • Дискуссия;

  • Экскурсии.

Методы обучения:

  • Рассказ;

  • Беседа;

  • Метод наглядности ( иллюстраций, демонстраций);

  • Практический метод;

  • Метод проектов;

  • Метод ИКТ;

  • Лекция;


Описание места курса в учебном плане

Программа составлена из расчета 1 час в неделю при 34- недельном учебном плане, т.е. 33 часа в год, для школьников 5 - 6 классов.


Результаты освоения курса

Личностными результатами кружка «Занимательная биология» 5-6 класс являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами кружка «Занимательная биология» 5 -6 класс является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: – рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту; – объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология диалога и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационное занятие ( 1 ч).

Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета биологии.

Осенние явления в природе ( 1 ч).

Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий ( 1 ч).

1. Практическая работа. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

Изготовление наглядных пособий (1 ч).

1Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.

Сбор природного материала для изготовления поделок ( 1 ч).

1. Практическая работа. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.

Изготовление поделок (2ч).

1- Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала

2. Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала.

Зеленые спутники человека (5 ч).

1. Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

2. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.

3. Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений.

4. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

5. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. Часы занимательной биологии ( 6 ч).

1. Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы

2.. Растения – гиганты и карлики

3. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты»

4. Корень жизни. Растения – лекари

5. Флора нашего района. Охраняемые растения нашего края

6. Синьор помидор. Спутник Солнца

Зимующие птицы (2ч).

1. Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.

2. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей.



Организация зимней подкормки птиц (1ч).

1. Практическая работа. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение.

Наблюдение за жизнью растений зимой ( 1ч).

1. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Наблюдение за жизнью животных зимой ( 1ч).

1. Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.

Экологические праздники (4 ч).

1. КВН «В мире животных»

2 . Конкурс рисунков о природе

3. День птиц: устный журнал «В мире птиц»

4. День Земли: инсценировка «На лесной поляне»

По страницам Красной книги. Животные ( 2ч).

1. Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных.

2. Практическая работа. Выпуск газеты «Красная книга»

По страницам Красной книги. Растения (2ч). 1. Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.

2. Практическая работа. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».

День экологических действий ( 1ч).

1-2. Практическая работа. Уход за цветниками

Зеленая аптека (1 ч).

1. Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов работы кружка за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной работе кружка.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 1972

  2. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972

  3. Денисов Г.А. Удивительный мир растений. М., Просвещение, 1973

  4. Денисов Л.В. Редкие и исчезающие растения России. М., Лесная промышленность, 1974

  5. Жирнов Л.В., Винокуров А.А., Бычков В.А. Редкие и исчезающие животные России. Млекопитающие и птицы. М., Лесная промышленность, 1978

  6. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Просвещение,1986

  7. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. 2-е изд., перед. М., Просвещение, 1985

  8. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл. / Сост. С.А. Молис. 2-е изд., перед. М., Просвещение, 1986

  9. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. М., Просвещение, 1980

  10. Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., Изд-во ЛГУ, 1981

  11. Олигер И.М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части России. М, Просвещение, 1971

  12. Токин Б.П. Целебные яды растений, 3-е изд. Л.: Лениздат, 1980

  13. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детская литература, 1974

  14. Чиков П.С., Лаптев Ю.П. Витаминные и лекарственные растения. М., Колос, 1976


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебное оборудование: натуральные объекты ( растения и животные; влажные препараты, микропрепараты, скелеты, их части, коллекции, гербарии);

Приборы и лабораторное оборудование: микроскопы, лупы, лабораторная посуда;

Средства на печатной основе: таблицы, дидактический материал;

Муляжи и модели: рельефные таблицы, объемные, модели-аппликации;

Определители, справочники

Проектор

Экран

Компьютер

Колонки


Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое природа;

  • особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края;

  • правила поведения в природе;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • этапы исследовательской и проектной деятельности;

  • формы и виды исследовательских и проектных работ;

  • требования к оформлению проекта, презентации.


Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения явлений биологических;

  • организовать и провести исследование, выполнить проектную работу;

  • уметь определять биологические объекты в природе,

  • оценивать экологическую ситуацию;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • работать с научной литературой;

  • выполнять учебные рефераты, презентации.


Формы подведения итогов реализации программы:

  • учебно-исследовательские конференции;

  • соревнования, КВН;

  • - демонстрация презентаций, творческих представлений;

  • участие в конкурсах и олимпиадах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!