Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов
Автор: Жабина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ Икшинская СОШ поселок Икша
Описание материала: Предлагаю Вам разработку программы внеурочной деятельности «Мое здоровье» по воспитанию здорового образа жизни для учащихся 1-2 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на классных часах – уроках ЗОЖ.
Эта программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 1-2 классов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС – 2. Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.
Прилагается примерный тематический план уроков ЗОЖ для 1-2 классов.
Представленную программу каждый педагог может с легкостью адаптировать под свой учебно-воспитательный процесс.
Программа «Моё здоровье»
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработана программа курса групповых занятий «Моё здоровье» для учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий во внеурочной деятельности, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.
В соответствии с вышеизложенным настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма, и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир». Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий является звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы.
Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.
Цель программы: создание условий для общего оздоровления детей.
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;
- сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;
- сформировать первичное представление о строении своего организма;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- учить пользоваться различными источниками информации.
Место программы в учебном плане:
Участники образовательной программы: учащиеся 1 - 2 классов.
Программа рассчитана на 2 года, по 17 часов в год (2 занятия в месяц).
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные результаты - научатся формулировать основные правила гигиены и здорового образа жизни; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого урока ЗОЖ и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового образа жизни; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: ориентирование в полученных знаниях; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
- Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о своем организме и здоровом образе жизни; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Учащиеся должны знать/ уметь:
- Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
- Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
- Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Правила поведения при возникновении пожара.
- Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.
Тематическое планирование уроков по программе «Мое здоровье»1 класс
| Дата | Тема урока | Количество часов |
1 | сентябрь | «Слагаемые здоровья» | 1 |
2 | сентябрь | «Секреты здоровья» | 1 |
3 | октябрь | «Твой режим дня» | 1 |
4 | октябрь | «ПДД с Буратино» | 1 |
5 | ноябрь | «Друзья Мойдодыра» | 1 |
6 | ноябрь | «Кто аккуратен, тот людям приятен» | 1 |
7 | декабрь | «Азбука правильного питания» | 1 |
8 | декабрь | «Глаза – орган зрения» | 1 |
9 | январь | «Гигиена органов слуха» | 1 |
10 | февраль | «Кожа – наша природная одежда» | |
11 | февраль | «Органы вкуса и обоняния» | 1 |
12 | март | «Крепкие-крепкие зубы» | 1 |
13 | март | «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» | 1 |
14 | апрель | «Как влияет сон на школьную успеваемость?» | 1 |
15 | апрель | «Уроки дорожного движения» | 1 |
16 | май | «Летние забавы и моя безопасность» | 1 |
17 | май | «Здоровье и безопасность» | 1 |
Тематическое планирование уроков по программе «Мое здоровье» 2 класс
| Дата | Тема урока | Количество часов |
1 | сентябрь | «Здоровым быть здорово!» | 1 |
2 | сентябрь | «Здоровье нужно беречь» | 1 |
3 | октябрь | «Гигиена зрения» | 1 |
4 | октябрь | «Чтобы зубы были здоровыми» | 1 |
5 | ноябрь | «О пользе и вреде жвачки» | 1 |
6 | ноябрь | «Как избавиться от сутулости?» | 1 |
7 | декабрь | «Микробы» | 1 |
8 | декабрь | «Осторожно, пиротехника!» | 1 |
9 | январь | «Откуда берутся грязнули?» | 1 |
10 | февраль | «Чистый дом — залог здоровья» | |
11 | февраль | «Полезные привычки» | 1 |
12 | март | «Опасные вещества в быту» | 1 |
13 | март | «Молоко и молочные продукты» | 1 |
14 | апрель | «Ядовитые растения» | 1 |
15 | апрель | «Оказание 1-ой медицинской помощи» | 1 |
16 | май | «Буратино и дорожные знаки» | 1 |
17 | май | «Если хочешь быть здоров» | 1 |
Литература
1. Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005
2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
3. Безруких М. И. , Сонькин В. Д. , Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
6. Долецкий С. Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978