МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. директора по УВР приказом директора
Протокол № ___ _________С.С. Гаппасова _____ Т.А. Бачюлене
« » ________ 2017 г. « » ___________2017 г. « » __________ 2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности.
Курс «Психология: Помоги себе сам»
(8-12 классы)
Составитель
Езимова И.И., педагог-психолог,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Екатеринбург
2017 г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРС «ПСИХОЛОГИЯ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ (8-12 КЛ.)
Данный курс внеурочной деятельности по психологии предлагается обучающимся 8-12 классов как одна из возможностей повышения личностной компетентности старшеклассников в поисках и коррекции жизненного пути, а также самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности, социализации в новом для школьников образовательном пространстве и ресоциализации в последующем после отбывания наказания в ФКУ ИК-10.
Занятия по предлагаемой Программе внеурочной деятельности способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
В программе курса больше времени отводится на активные формы работы в связи с тем, что одной из главных задач занятий со старшеклассниками является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.
Программа предполагает дискуссии, игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В практические занятия включён блок упражнений, способствующих развитию мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений или их вариантов.
Рабочая программа курса психологии ориентирована на групповую форму работы. Планируемые результаты освоения элективного курса носят личностный характер.
Программа курса рассчитана на 70 часов: соответственно по 35 часов в год в собранных по желанию группах обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности школьника, его творческого потенциала. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам. Настоящая Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В. Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме.
Цель программы: создание условий для формирования и развития личности; пропаганда здорового образа жизни; оказание помощи в социализации/ресоциализации личности, профессиональном самоопределении.
Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечение школьника средствами самопознания;
повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности;
укрепление у него чувства собственного достоинства;
развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, в общении;
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Программа рассчитана на учащихся вечерней школы 19 – 29 лет, так как основной контингент обучающихся 8-12 классов в ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2» при ФГУ ИК-10 составляют школьники именно такого возраста. Недельная нагрузка - 1 час Срок реализации программы – 2 года. Количество учащихся в группе до 15 человек. Состав участников может меняться.
Мониторинг программы направлен на отслеживание адаптации обучающихся, их социализации в новом образовательном пространстве и последующей ресоциализации при освобождении из ФГУ ИК-10 в обществе, а также личных достижений школьников.
Форма занятий: индивидуальная и групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят в форме бесед, тестирований, тренингов, социально-психологических ролевых игр.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете, где имеются компьютер, проектор, телевизор, библиотечка психолога с необходимой психологической и художественной литературой, видеотека с воспитательной, профориентационной и психологической тематикой.
Прогностическая оценка внеурочной деятельности по предлагаемой программе курса «Психология: Помоги себе сам».
После вовлечения во внеурочную деятельность у учащихся предполагается: развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомить с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, ускорить адаптационные процессы к новым условиям обучения.
Программа призвана развивать в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью понимается следующее:
Умение принимать решение и делать выбор.
Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки.
Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.
Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других.
Вера в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать способы их достижения.
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное отношение (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.
Методической особенностью данной программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, педагог-психолог должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной Программы внеурочной деятельности является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой обучающиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель/психолог выступает как фасилитатор – человек, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФГОС
В результате изучения данного курса обучающиеся получают возможность формирования метапредметных результатов.
Личностные УУД: в психологии личностные результаты определяются как качественные особенности психики, т.е. психические новообразования. Они определяют сознание школьников, его отношение к окружающей действительности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях, принимать нормы поведения в обществе, правильно оценивать себя и свои поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, а также самостоятельно определяться в жизненных ценностях и действовать в соответствии с ними.
Коммуникативные УУД: осуществление коммуникативного взаимодействия, учет разных мнений и позиций собеседников; организация сотрудничества; использование большого арсенала коммуникативно-речевых стратегий и тактик устно-речевого общения, передачи информации.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управлять своей познавательной и учебной деятельностью, способствуют последовательному переходу к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности для будущего профессионального образования.
Специальные умения и навыки
Распознавания эмоционального состояния людей.
Использование в общении различных речевых средств.
Анализ проявления психологических защит в поведении человека.
Преодоления барьеров в общении.
Конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров.
Умение строить отношения с окружающими.
Умение быть толерантным.
Способность к рефлексии и самосовершенствованию.
Выработка собственной личностной позиции.
Способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни.
Основное содержание программы
Особенности содержания курса «Психология: Помоги себе сам» для обучающихся вечерней школы 19-20 лет. Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.
При изучении темы «Семейные отношения» рассматриваются негармоничные стили воспитания, анализируются их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном влиянии на личность ребенка стиля детско-родительских отношений и отношений в супружеской паре.
Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре каждого занятия традиционно выделяется следующие этапы хода учебной деятельности:целеполагание, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.
Формы и методы, используемые на уроках: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга; психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения и другие; проведение и анализ результатов ролевых игр, психологического тестирования.
Оценочная деятельность в освоении Программы.
Учитывая основные цели и задачи программы внеурочной деятельности, формализованная (отметочная) система оценивания не используется. При организации диалога с обучающимися, их ответах на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений, а также подготовке презентаций применение системы оценок также нецелесообразно.
Учебно-методическое обеспечение, интернет-ресурсы:
Базовый учебник | Дополнительная литература для учителя и учащихся | Перечень интернет-ресурсов и других электронных информационных источников |
НЕТ | Для учителя: Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. «Психология 8-11 класс. Учебник». – СПб.: Издательство «Питер», 2007. Для учащихся: Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007. Платонов К. «Занимательная психология». – СПб.: Издательство «Питер», 2003. Платонов К. Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008. | http://5fan.ru/wievjob.php?id=10551 http://moikompas.ru/compas/temperament http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=992 http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/20-tipologiya-i-teorii-emperamenta.html http://pro-psixology.ru/glava1/21-kratkij-yekskurs-v-istoriyu-psixologii.html http://psychotype.ru/article/a-15.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3338/ http://www.jv.ru/blog/entry/26398 http://www.mirpozitiva.ru/topics/topics44.html http://ru.wikipedia. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ»
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
I ГОД ОБУЧЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) |
1 | Знакомство. Цели и задачи курса. Ожидания | 1 | | |
РАЗДЕЛ 1: АДАПТАЦИЯ, ДЕЗАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (9 ЧАС.) |
2-3 | Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации | 2 | | |
4-6 | Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление | 3 | | |
7-10 | Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с обучающимися | 4 | | |
РАЗДЕЛ 2: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (25 ЧАС.) |
11 | Общение. Структура и средства общения. | 1 | | |
12-13 | Невербальные средства общения | 2 | | |
14-15 | Речевые средства общения. | 2 | | |
16-17 | Позиции в общении | 2 | | |
18-19 | Стили общения. | 2 | | |
20-21 | Манипулирование. | 2 | | |
22-23 | Умение сказать «Нет». | 2 | | |
24 | Механизмы межличностного восприятия. | 1 | | |
25-26 | Каналы восприятия мира человеком. | 2 | | |
27-28 | Психологические защиты. | 2 | | |
29-30 | Барьеры в общении. | 2 | | |
31 | Эмоции и чувства человека. | 1 | | |
32 | Конструктивное общение. Контроль эмоций. | 1 | | |
33 | Активное и пассивное слушание. | 1 | | |
34 | Самопрезентация. Приемы расположения к себе. | 1 | | |
35 | Навыки уверенного поведения. | 1 | | |
ИТОГО ЧАСОВ | 35 | | |
II ГОД ОБУЧЕНИЯ |
РАЗДЕЛ 3: КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ (10 ЧАС.) |
1-2 | Конфликт и его виды конфликтов, по причинам, по участникам, по степени открытости, по последствиям | 2 | | |
3 | Тестирование (любительские тесты: конфликтный ли Вы человек? и др.) | 1 | | |
4-5 | Стили разрешения конфликтов. | 2 | | |
6-8 | Управление конфликтом. Сотрудничество. | 3 | | |
9-10 | Практикум: Разрешение конфликтной ситуации | 2 | | |
РАЗДЕЛ 4: ЧЕЛОВЕК В КОЛЛЕКТИВЕ. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ (8 ЧАС.) |
11-12 | Коллектив и личность. | 2 | | |
13-14 | Особенности взаимодействия людей в группе | 2 | | |
15-16 | Лидерство. | 2 | | |
17-18 | Формирование навыков работы в команде. | 2 | | |
РАЗДЕЛ 5: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (9 ЧАС.) |
19-20 | Психологические аспекты семейных отношений. | 2 | | |
21-22 | Стили семейного воспитания. | 2 | | |
23 | Влияние родителей на самооценку человека. | 1 | | |
24-25 | Психологическая игра «Необитаемый остров» и её анализ. | 2 | | |
26-27 | Психологическая игра «Путешествие» и её анализ. | 2 | | |
РАЗДЕЛ 6: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (6 ЧАС.) |
28-29 | Психологическая игра « Мир профессий» и её анализ. | 2 | | |
30-31 | Психологическая игра «Мой выбор» и её анализ. | 2 | | |
32-33 | Профессиональное самоопределение. Тест Климова. Интерпретация теста. | 2 | | |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ (2 ЧАС) |
34-35 | Рефлексия. Проектирование жизненного пути. | 2 | | |
ИТОГО ЧАСОВ | 35 | | |