СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса "Психология: помоги себе сам"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная программа курса психологии предназначена для занятий с обучающимися старших классов в вечерней школе, но также может использоваться и  в качестве элективного курса по выбору учащихся  в дневной школе.  В Программе большое место отводится активным формам обучения, практическим занятиям, так как  одной из главных задач является формирование устойчивых навыков  конструктивного общения, формирование социальной компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса "Психология: помоги себе сам"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»





Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО Зам. директора по УВР приказом директора

Протокол № ___ _________С.С. Гаппасова _____ Т.А. Бачюлене

« » ________ 2017 г. « » ___________2017 г. « » __________ 2017 г.











Рабочая программа

внеурочной деятельности.

Курс «Психология: Помоги себе сам»

(8-12 классы)











Составитель

Езимова И.И., педагог-психолог,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







Екатеринбург

2017 г.



АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРС «ПСИХОЛОГИЯ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ (8-12 КЛ.)

Данный курс внеурочной деятельности по психологии предлагается обучающимся 8-12 классов как одна из возможностей повышения личностной компетентности старшеклассников в поисках и коррекции жизненного пути, а также самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности, социализации в новом для школьников образовательном пространстве и ресоциализации в последующем после отбывания наказания в ФКУ ИК-10.

Занятия по предлагаемой Программе внеурочной деятельности способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.

В программе курса больше времени отводится на активные формы работы в связи с тем, что одной из главных задач занятий со старшеклассниками является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.

Программа предполагает дискуссии, игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В практические занятия включён блок упражнений, способствующих развитию мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений или их вариантов.

Рабочая программа курса психологии ориентирована на групповую форму работы. Планируемые результаты освоения элективного курса носят личностный характер.

Программа курса рассчитана на 70 часов: соответственно по 35 часов в год в собранных по желанию группах обучающихся.





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности школьника, его творческого потенциала. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам. Настоящая  Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В. Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей  потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме.

  Цель программы: создание  условий для формирования и развития личности; пропаганда здорового образа жизни; оказание помощи в социализации/ресоциализации личности, профессиональном самоопределении.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • обеспечение школьника средствами самопознания;

  • повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности;

  • укрепление у него чувства собственного достоинства;

  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, в общении;

  • формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

      Программа рассчитана на учащихся вечерней школы 19 – 29 лет, так как основной контингент обучающихся 8-12 классов в ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2» при ФГУ ИК-10 составляют школьники именно такого возраста. Недельная нагрузка - 1 час Срок реализации программы – 2 года. Количество учащихся в группе до 15 человек. Состав участников может меняться.

Мониторинг программы направлен на отслеживание адаптации обучающихся, их социализации в новом образовательном пространстве и последующей ресоциализации при освобождении из ФГУ ИК-10 в обществе, а также личных достижений школьников.

    Форма занятий: индивидуальная и групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят в форме бесед, тестирований, тренингов, социально-психологических ролевых игр.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете, где имеются компьютер, проектор, телевизор, библиотечка психолога с необходимой психологической и художественной литературой, видеотека с воспитательной, профориентационной и психологической тематикой.

Прогностическая оценка внеурочной деятельности по предлагаемой программе курса «Психология: Помоги себе сам».

После вовлечения во внеурочную деятельность у учащихся предполагается: развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомить с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, ускорить адаптационные процессы к новым условиям обучения.

Программа призвана развивать в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.





Под социальной компетентностью понимается следующее:

  • Умение принимать решение и делать выбор.

  • Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки.

  • Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.

  • Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других.

  • Вера в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;

  • Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

  • Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать способы их достижения.

  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.

Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное отношение (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.



Методической особенностью данной программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, педагог-психолог должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.

Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.

Основным принципом осуществления данной Программы внеурочной деятельности является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой обучающиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.

При проведении уроков преподаватель/психолог выступает как фасилитатор – человек, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФГОС



В результате изучения данного курса обучающиеся получают возможность формирования метапредметных результатов.



Личностные УУД: в психологии личностные результаты определяются как качественные особенности психики, т.е. психические новообразования. Они определяют сознание школьников, его отношение к окружающей действительности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях, принимать нормы поведения в обществе, правильно оценивать себя и свои поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, а также самостоятельно определяться в жизненных ценностях и действовать в соответствии с ними.

Коммуникативные УУД: осуществление коммуникативного взаимодействия, учет разных мнений и позиций собеседников; организация сотрудничества; использование большого арсенала коммуникативно-речевых стратегий и тактик устно-речевого общения, передачи информации.



Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управлять своей познавательной и учебной деятельностью, способствуют последовательному переходу к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности для будущего профессионального образования.



Специальные умения и навыки

  • Распознавания эмоционального состояния людей.

  • Использование в общении различных речевых средств.

  • Анализ проявления психологических защит в поведении человека.

  • Преодоления барьеров в общении.

  • Конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров.

  • Умение строить отношения с окружающими.

  • Умение быть толерантным.

  • Способность к рефлексии и самосовершенствованию.

  • Выработка собственной личностной позиции.

  • Способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.

  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни.



Основное содержание программы

Особенности содержания курса «Психология: Помоги себе сам» для обучающихся вечерней школы 19-20 лет. Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.

При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.

При изучении темы «Семейные отношения» рассматриваются негармоничные стили воспитания, анализируются их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном влиянии на личность ребенка стиля детско-родительских отношений и отношений в супружеской паре.

Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре каждого занятия традиционно выделяется следующие этапы хода учебной деятельности:целеполагание, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.

Формы и методы, используемые на уроках: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга; психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения и другие; проведение и анализ результатов ролевых игр, психологического тестирования.





Оценочная деятельность в освоении Программы.

Учитывая основные цели и задачи программы внеурочной деятельности, формализованная (отметочная) система оценивания не используется. При организации диалога с обучающимися, их ответах на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений, а также подготовке презентаций применение системы оценок также нецелесообразно.



Учебно-методическое обеспечение, интернет-ресурсы:

Базовый учебник

Дополнительная литература для учителя и учащихся

Перечень интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

НЕТ

Для учителя:


Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.


Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. «Психология 8-11 класс. Учебник». – СПб.: Издательство «Питер», 2007.

Для учащихся:


Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007.


Платонов К. «Занимательная психология». – СПб.: Издательство «Питер», 2003.

Платонов К. Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005.


Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008.

http://5fan.ru/wievjob.php?id=10551

http://moikompas.ru/compas/temperament

http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=992

http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/20-tipologiya-i-teorii-emperamenta.html

http://pro-psixology.ru/glava1/21-kratkij-yekskurs-v-istoriyu-psixologii.html

http://psychotype.ru/article/a-15.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3338/

http://www.jv.ru/blog/entry/26398

http://www.mirpozitiva.ru/topics/topics44.html

http://ru.wikipedia.































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ: ПОМОГИ СЕБЕ САМ»



№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1 Знакомство. Цели и задачи курса. Ожидания

1



РАЗДЕЛ 1: АДАПТАЦИЯ, ДЕЗАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (9 ЧАС.)

2-3

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

2



4-6

Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление


3



7-10

Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с обучающимися


4



РАЗДЕЛ 2: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (25 ЧАС.)

11

Общение. Структура и средства общения.

1



12-13 Невербальные средства общения

2



14-15

Речевые средства общения.

2



16-17

Позиции в общении

2



18-19

Стили общения.

2



20-21

Манипулирование.

2



22-23

Умение сказать «Нет».

2



24

Механизмы межличностного восприятия.

1



25-26

Каналы восприятия мира человеком.

2



27-28

Психологические защиты.

2



29-30

Барьеры в общении.

2



31

Эмоции и чувства человека.

1



32

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

1



33

Активное и пассивное слушание.

1



34

Самопрезентация. Приемы расположения к себе.

1



35

Навыки уверенного поведения.

1



ИТОГО ЧАСОВ

35



II ГОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 3: КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ (10 ЧАС.)

1-2

Конфликт и его виды конфликтов, по причинам, по участникам, по степени открытости, по последствиям

2



3

Тестирование (любительские тесты: конфликтный ли Вы человек? и др.)

1



4-5

Стили разрешения конфликтов.

2



6-8

Управление конфликтом. Сотрудничество.

3



9-10

Практикум: Разрешение конфликтной ситуации

2



РАЗДЕЛ 4: ЧЕЛОВЕК В КОЛЛЕКТИВЕ. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ (8 ЧАС.)

11-12

Коллектив и личность.

2



13-14

Особенности взаимодействия людей в группе

2



15-16 Лидерство.

2



17-18

Формирование навыков работы в команде.

2



РАЗДЕЛ 5: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (9 ЧАС.)

19-20

Психологические аспекты семейных отношений.

2



21-22

Стили семейного воспитания.

2



23

Влияние родителей на самооценку человека.

1



24-25

Психологическая игра «Необитаемый остров» и её анализ.

2



26-27

Психологическая игра «Путешествие» и её анализ.

2



РАЗДЕЛ 6: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (6 ЧАС.)

28-29

Психологическая игра « Мир профессий» и её анализ.

2



30-31

Психологическая игра «Мой выбор» и её анализ.

2



32-33

Профессиональное самоопределение. Тест Климова. Интерпретация теста.

2



ИТОГИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ (2 ЧАС)

34-35

Рефлексия. Проектирование жизненного пути.

2



ИТОГО ЧАСОВ

35






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!