Внеурочное мероприятие на тему «Наша страна Россия»
Старицина О. Ю., учитель начальных г. Северодвинск
Цель проведения: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов ценностное отношение к нашей Родине – России, малой родине ( Архангельской области), принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формировать гражданскую идентичность, воспитывать гордость за Отчизну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; чувствовать гордость за свою страну; осознавать, в чем проявляется любовь к Родине.
Метапредметные: анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения; принимать цель групповой работы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); определять тему и основную мысль текста; осуществлять изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карандаши.
Ход занятия:
«Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Г.Паустовский
Торжественное исполнения Гимна Российской Федерации.
Учитель: В школе, дома, по телевизору, в кинотеатре часто звучит слово
«Родина». А как каждый из нас понимает это слово? И что такое – любовь к Родине? Передается ли эта любовь от одного поколения к другому?
Вы дали много интересных ответов, давайте посмотрим, как другие люди понимают, что такое «Родина».
Работа с интерактивным заданием № 1.
Задание №1. Филворд.
Найдите слова, связанные с тем, что мы с вами обсуждали сегодня.
Слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, МАТУШКА, РОССИЯ
Отечество, родная страна, место рождения. (РОДИНА)
Демонстрация видеоролика .
Учитель: Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы.
Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?
Учитель: А как мы открываем для себя свою Родину? Как учимся ее любить?
«Сначала мы открываем для себя очень маленькую частичку Родины – свою семью.
Потом то место, где мы родились и живем.
Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны.
Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край, а потом именно и страну».
Учитель: Мне было очень интересно выслушать ваши мнения. Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что живет в стране, которая называется Россия, что Родина – это страна с ее историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.
А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться?
Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек.
А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил.
Учитель: Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.
Работа в группах: Собери пословицы. Объясните смысл пословиц.
Ч еловек без Родины | ничем не заменишь |
М ного разных стран, | - что соловей без песни. |
Н ет ничего на свете краше, | своя сторона |
Родину – мать | а Родина одна. |
Всякому мила | чем Родина наша. |
Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?
«Можно узнать из легенд, из художественных произведений».
Учитель: Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке.
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская..!
Учитель: Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки?
Какие чувства вызывают эти строки у читателей?
Демонстрация презентации « Мой край родной, мой север милый!»
Слайды сопровождаются сопровождаются рассказом учителя, опираясь на знания учащихся о своем родном Архангельском крае.
Учитель:
Край архангельский — сердца жемчужина!
Край суровый, ветрами разбуженный,
Так чиста, и светла, и проверена,
Величавая музыка Севера!
Т. В. Москвина
Учитель: А знаете ли вы….(слайд1)
1) Архангельская область по территории больше Франции.
2) Когда-то наша область называлась просто Северный край.
3) Именно здесь родился великий учёный М.В. Ломоносов.
4) В Архангельской области живет настоящая матушка Зима.
5) Здесь найдены уникальное месторождение алмазов.
6) В 2022 году области исполняется 85 лет.
Область представлена 19 районами и крупнейшими городами Архангельск, Северодвинск, Новодвинск. В состав региона входит Новая земля, Соловецкие острова.
(слайд2)
«Основу герба составляет исторический герб Архангельской губернии… Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой… — императорская корона — геральдический знак высокого достоинства и власти. Императорская корона символизирует исторический государственный территориальный статус Архангельской области; — золотые дубовые листья — знак воинской доблести; — Андреевская лента — орденская лента высшего ордена Российской Федерации.»
(слайд3)
«Флаг Архангельской области - прямоугольное полотнище белого цвета с размещённым на нем лазоревым диагональным крестом.
В центре креста размещается изображение герба Архангельской области в многоцветном варианте (со специальными почётными элементами, окружающими щит
Прослушать Гимн Архангельской области
(слайд4)
Край наш поморский Могуч и прекрасен! Его не забудешь вовек. Манят отважных Бескрайние дали, Где не ступал человек! Здесь по Петрову Веленью из моря Ряд белокрылых Фрегатов восстал. И колыбелью Российского флота Край наш Архангельский стал. Здесь Ломоносов Великий родился, Мудростью мир осветил, Былинные сказы, Загадки природы В научную быль воплотил. Край наш поморский В движении и силе, Ему по плечу Новый век! Космос, богатства, Глубины морские – Все покорит человек! | |
(слайд5)
Охраняемые территории: Пинежский заповедник, Кенозерский национальный парк, парк «Русская Арктика», Онежское Поморье.
(слайд6)
Лес- главное богатство нашей области
(слайд7)
Добыча алмазов в области.
(слайд8)
На территории области находятся предприятия федерального значения: космодром «Плесецк», центр атомного судостроения в г. Северодвинске и ядерный полигон на Новой Земле.
(слайд 9 )
Центр атомного судостроения в г.Северодвинске создан в 1992году.
Вывод: Область уверенно смотрит в будущее.
Здесь есть полезные ископаемые: каменный уголь, свинец, цинк, бокситы, известняк. Архангельская область занимает второе место в стране по учтенным запасам алмазов, которые составляют около 20% общероссийских.
Активно развивается лесная и деревообрабатывающая отрасли, рыбная и целлюлозо- бумажная промышленности.
В области развиваются наука, культура и образование. Действует 26 музеев, 5 театров. Работает 4 университета и института и 8 филиалов.
В последние годы много внимания уделяется развитию туризма. Именно здесь поселились Дед Мороз и матушка Зима. На сказочной карте России есть эти места
Заключение
Работа с текстом К.Д.Ушинского
Учитель: Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите в нем ответы на вопросы:
Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют Родиной?
Почему Родину называют матушкой, матерью?
Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?
Вывод:«Любовь к самым близким людям, к школе, к месту, где живешь, и ко всей стране проявляется в том, чтобы делать всем добро, совершать добрые поступки. Это могут быть и небольшие добрые дела, и какие-то очень важные добрые дела. И еще он говорит, что учиться этому нужно именно с детства».
Мы прочитали три текста, написанные в разное время, чтобы убедиться, что в нашей стране есть многовековые традиции отношения к Родине. Объединяет эти тексты мысль о Родине, о ее красоте, о важности для человека чувства сопричастности с прошлым и настоящим Родины, ответственности за нее в будущем. А есть ли связь пословиц, с которыми мы поработали, с этими текстами?
Итог:
Родина |
З. Александрова |
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! |