Программа профессионального самообразования учителя физики
Гоова Ихсана Заурбековича
на 2018-2019 и 2018-2019 гг.
Тема: «Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся»
Содержание
Введение____________________________________________________________3
Этапы реализации программы самообразования___________________________4
Основные направления и действия для повышения личного самообразования__5
Способы демонстрации результата проделанной работы____________________5
Вывод ______________________________________________________________7
Список используемых источников литературы____________________________7
Введение
Современный урок – это, прежде всего урок,
на котором учитель умело, использует все возможности
для развития личности ученика, еѐ активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования еѐ нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Использование на уроках инновационных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога в целом, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные на моих уроках знания с использованием инновационных технологий для учащихся были результатом их собственных поисков. Применение этих технологий в обучении физике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Особенностью учебного процесса с применением инновационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель должен выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Таким образом, современный уровень развития инновационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды, повысить эффективность использования учебного времени на уроке, повысить качества знаний учащихся.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание физики.
2. Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика».
3. Активизация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения физики.
4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
5. Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить.
6. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
7. Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.
Этапы реализации программы самообразования:
1этап установочный | | сентябрь - декабрь 2018г. |
2этап практический | Проектирование индивидуальной образовательной программы Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, Проверка новых методов работы, Постановка экспериментов. | январь – май 2018г. |
3этап Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов | Деятельность по выполнению проекта программы по основным направлениям Творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях школьных и районных МО; Посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы. | сентябрь – март 2018 - 2019г |
4этап Итогово-контрольный | Самоанализ результативности своего повышения квалификации, определение уровня развития собственной профессиональной компетентности (рефлексия) Описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. | Апрель - июнь 2019 |
Основные направления и действия для повышения личного самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физики» 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физике, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по физике и методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей. 5. Принимать активное участие в работе ШМО и РМО учителей физики. 6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 11. Организовывать внеклассную деятельность по предметам. 12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого- педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. |
Методическое | 1. Знакомиться с инновационными технологиями, формами, методами и приемами обучения физики. 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики. 3. Посещать библиотеки, изучать научно- методическую и учебную литературу. 4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 5. Продолжить проектирование личного веб- сайта. 6. Создавать пакет сценариев уроков с применением инновационных технологий |
Эстетическое | 1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий. 2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности. |
ИКТ | 1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. 2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс |
Охрана здоровья | 1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 3. Вести здоровый образ жизни. |
Способы демонстрации результата проделанной работы:
№ | Разделы плана | Основное содержание деятельности | Сроки выполнения | Формы результата и отсчета |
1 | Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования | Обзор источников информации по физике, педагогике, психологии и инновационным технологиям в интернете и печати | Систематически | Конспекты уроков Памятки Методические рекомендации Статьи |
2 | Разработка программно-методического обеспечения, научно-методическая работа | Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе активизации и мотивации учащихся. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках (факультативных занятиях, внеурочной деятельности) | В течение года | Учебные программы Учебно-тематические планы |
3 | Изучение инновационных технологий | Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска) Разработка пакетов материалов в электронном виде Разработка банка задач по предмету | В течение года | Конспекты уроков Методико-дадактические материалы Банк задач в электронном и печатном виде |
4 | Участие в методических объединениях | Проведение открытых уроков, мастер-классов для молодых учителей школы и района. Выступление на РМО и ШМО по теме самообразования и самоанализом работы. | В течение года, по плану МО | Конспекты мероприятий, уроков. Участие в разноуровневых конкурсах (Мой лучший урок) |
5 | Самообобщение опыта | Разработка конспектов уроков по ФГОС Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся и рекомендаций по их выполнению. Разработка комплекта вводных и выходных самостоятельных и контрольных работ, электронных тестов и проектов. Участие с обучающимися в конкурсах, конференциях, семинарах. | В течение года, по плану МО | Комплекты методико-дидактических электронных материалов. Рекомендации по выбору темы проекта и его выполнению |
6 | Повышение квалификации | Взаимопосещение уроков на уровне школы и района Прохождение предметных куров по специальности | В течение года | |
Вывод:
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
В качестве ожидаемого результата самообразования я предполагаю
1. Повышение качества образования по физике до 50%;
2. Повышение учебной мотивации учащихся и, вследствие этого, рост участия в различных мероприятиях:
А)Участие в школьных предметных олимпиадах (минимум 4 человека из класса);
Б)Участие в муниципальных предметных олимпиадах (минимум по 1 человеку из класса);
В)Участие в научно-практических конференциях (минимум 2 ученика в год);
Г)Участие в предметной неделе (до 70% обучающихся школы в различных конкурсах и мероприятиях).
Список используемых источников и литературы:
Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества». //БШ № 12, 2001
Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004.
Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2012.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2012.
Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14