СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие для обучающихся 8-9 классов по теме: " Патриоты России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у подростков понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие для обучающихся 8-9 классов по теме: " Патриоты России".»



Тема: « Патриоты России»

Класс - 9

Цели:

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся уважение и любовь к своему народу, к истории нашей страны, к своему Отечеству;

  • повышать интерес подростков и молодёжи к истории своего родного региона, его традициям.

Образовательные:

  • определить понятие слова «патриот», «патриот России», «Родина»;

  • определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Развивающие:

  • сформировать у подростков понятия и представления, связанные с патриотизмом;

  • формировать и развивать активную патриотическую, гражданскую позицию у подростков;

  • формировать у ребят опыт нравственного и толерантного поведения;

  • эмоционально стимулировать патриотические чувства обучающихся; посредством приобщения к традициям нашей страны.

Эпиграф:



Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган




ОК Ход классного часа:

1.Организационный этап.

Классный час начинается чтением стихотворения о Родине. Читает ученик.

Р Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать, это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок …и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка-

Это тоже Родина. (Т. Бокова)

УЖАЮЩИЙ МИР Вступительное слово учителя.

Для нашей страны, для нашего народа тема патриотизма – ныне жгучая и актуальная как никогда... Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью нашего классного часа «Что значит быть патриотом».

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России? Что такое патриотизм, патриот? 

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”, - написано в словаре С.И. Ожегова. 

В истории государства Российского патриотами называли людей, не просто любящих свой народ и Отечество, а готовых жертвовать всем, в том числе и собственной жизнью во имя Родины, ее интересов, благополучия, а нередко и свободы.

- Чтобы нам сформулировать, какие же черты присущи патриоту, на доске помещаем рисунок человека и запишем вокруг него характерные, на наш взгляд, черты патриота. Обоснуем свой выбор.

Примерные ответы подростков. Учащиеся называют и обосновывают свой выбор ответа

-Готов встать на защиту Родины.

-Хорошо учится.

-Занимается спортом.

-Участвует в голосовании.

-С уважением относится к людям всех национальностей своей Родины.

-Любит то место, где родился и вырос.

-Любит и не забывает свою мать, свой дом.

-С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

-Не только любит, но и охраняет природу.

-Отстаивает престиж свой страны.

-Знает государственную символику.

-Готов отдать своей родине все силы и способности.

-Украшает Родину своим трудом.

-Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.

-Знает свой родной язык

-Знает историю своей страны, гордится своими предками.

-Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

-Готов встать на защиту Родины.

-Хорошо читает, пишет стихи.

-Хороший друг.



Вывод: делают учащиеся, учитель четко его формулирует.

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины;  предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину. Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность.

- Ребята, каких патриотов нашей Родины вы знаете? (ответы детей)

2. Основной этап

Российский патриотизм в лицах

Российская Федерация, принявшая эстафету от легендарной страны, называвшейся Советским Союзом и Российской империей — это великое государство. Обширнейшая территория и грандиозные размеры национальных богатств выводят ее на лидирующие позиции в мире, несмотря на недовольство многих недоброжелателей.

Однако главным богатством России на протяжении всего ее многовекового существования являлись люди.

Список граждан государства Российского, оставивших яркий след в ее истории, настолько велик, что его составление заняло бы не только колоссальное количество времени, но и большое количество бумаги.

Россия взрастила бесконечное множество гениальных ученых, талантливых политиков и полководцев, выдающихся композиторов, художников и спортсменов. Свои достижения и открытия они как истинные патриоты посвящали Отечеству, прославляя его и превращая в мировую супердержаву.

Политики и военачальники

В годы военных лихолетий и иных смутных времен нередко складывались ситуации, в которых судьба России зависела от политической воли и военного таланта отдельных личностей. Среди тех, кто оказал огромное влияние на ход не только российской, но и мировой истории, можно выделить фамилии нескольких людей-патриотов:

  • Кузьма Минин;

  • Дмитрий Пожарский;

  • Георгий Константинович Жуков;

  • Петр I.

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

В период польской интервенции начала XVII века, названный историками «смутным временем», создалась ситуация, при которой уровень народного недовольства царившими бесчинствами стал критичным. Монахами монастыря Святой Троицы был брошен призыв к объединению всего русского народа во имя спасения Родины. Первым отреагировало на призыв население Нижнего Новгорода, подарившее Отчизне руководителей народного ополчения, возглавивших народное сопротивление польским захватчикам.

Русский купец Минин не только призвал людей к вооруженной борьбе, но и пожертвовал на ее организацию личное имущество и сбережения. Народное ополчение возглавил нижегородский воевода князь Пожарский, славившийся отвагой и мужеством.

Петр Первый

Царь и впоследствии первый император России Петр Первый — российский самодержец, прозванный Великим. За 43 года правления реформировал армию и с нуля создал боеспособный флот. Петр значительно расширил границы империи, основал в устье Невы будущую российскую столицу Петербург, возродил и развил торговлю с европейскими государствами.

Петр I основал Российскую академию наук и открыл множество учебных заведений. Самую объективную оценку заслугам царя-реформатора дал Вольтер, сказавший, что в течение полувека Россия добилась того, чего у других государств не получалось достичь за 500 лет.

Георгий Константинович Жуков

Советский полководец, маршал, участник пяти войн: Первой Мировой, Гражданской, Финской, Великой Отечественной и Японской. Неоценимость вклада Георгия Жукова в победу советского народа над немецким фашизмом выражена в прозвище, данном любимому военачальнику народом — «маршал Победы».

Заслуги Жукова в освобождении страны высоко оценены Родиной, он единственный в мире четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести высших государственных наград — орденов Ленина и множества других советских и иностранных знаков отличия.

Ученые и общественные деятели

Выдающиеся люди, возвеличивающие славу России, трудились не только на поприще управления государством или ведения военных действий. Величайшие русские ученые, внесшие колоссальный вклад в развитие российской, а значит, и мировой науки были настоящими патриотами своего Отечества:

  • Михаил Васильевич Ломоносов;

  • Дмитрий Иванович Менделеев;

  • Юрий Алексеевич Гагарин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Для выходца из семьи бедного крестьянина главной мечтой являлось получение достойного образования. Высокий природный интеллект Ломоносова и стремление к знаниям заставили 19-летнего юношу пуститься в пешее путешествие в столицу. Именно эти качества помогли молодому ученому получить в 34 года академическую степень.

М. В. Ломоносов был ученым-универсалом. Он обладал глубокими познаниями во многих научных отраслях: физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории, генеалогии. Кроме того, Ломоносов был одаренным писателем, прекрасным художником и талантливым поэтом. Именно он стоял у истоков создания Московского университета, позже названного в его честь.

Дмитрий Иванович Менделеев

Всемирно известный химик, в 23 года защитивший степень магистра химии. Именно в этом возрасте он начал преподавать в Санкт-Петербургском Императорском университете, а уже в 33 стал профессором.

Д. И. Менделеев — автор величайшего открытия, прославившего Россию и ее ученого-патриота в области химии. Он открыл Периодический закон и систематизировал химические элементы в зависимости от их свойств и атомного веса, создав Периодическую таблицу. И это не единственная заслуга Менделеева. Его перу принадлежит множество фундаментальных трудов в области химии. По его инициативе в Северной столице была создана Палата мер и весов. Научный авторитет Менделеева был практически непререкаем и служил во славу государства Российского.

Юрий Алексеевич Гагарин

Первый человек на планете, полетевший в космос. 108 минут, проведенные космонавтом на орбите, сделали Гагарина героем, которому рукоплескал весь мир. Правительства более чем 30 стран приглашали первого советского космонавта с официальными визитами. Ю. А. Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшими наградами многих государств мира. Первый советский космонавт по праву считается одним из выдающихся людей прошлого века, прославившим свою великую Родину. Примечательно, что 12 апреля, день полета Ю. Гагарина в космос, объявлен международным Днем космонавтики, его отмечает весь мир.

Меценаты и деятели искусств

Россию и ее народ также прославляли многие великие русские поэты и писатели. В творчестве большинства из них тема патриотизма была ключевой. Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Чехова, Л. Толстого и других русских мастеров художественного слова невозможно представить без описания жизни России, характеров ее героического народа, патриотических сцен и призывов к возвеличиванию своей Отчизны.

Патриотом своей великой Родины был и известный коллекционер предметов искусства, коммерсант Павел Третьяков. Он не только собрал потрясающую коллекцию произведений русских живописцев, но и сумел сохранить ее для потомков. Неслучайно его имя носит известная во всем мире московская галерея.

Патриоты-современники

Патриотически настроенных людей в современной России не меньше, чем в былые времена, и многие из них горячо и преданно любят свою Родину и ее народ. Они не являются учеными, военнослужащими или представителями иных героических профессий, но их вклад в формирование престижа Российской Федерации на мировой арене огромен и бесценен.

Ярким примером такого человека-патриота был известный пародист и сатирик Михаил Задорнов. Каждое выступление этого неравнодушного к проблемам России артиста пропитано любовью и уважением к Отечеству и русским людям. В шутливой форме Задорнов возвеличивал природную смекалку, сообразительность и талант, присущие славянам.

Сатирик прекрасно знал историю своей Родины и никогда не упускал возможности ознакомить своих почитателей с тем или иным фактом из ее богатейшей истории. Он не только организовал сбор средств, но и принял самое деятельное участие в съемках исторического фильма «Рюрик. Потерянная быль».

Еще одним знаменитым современником и патриотом России был гениальный конструктор-оружейник, Герой Советского Союза Михаил Калашников. О его безграничном патриотизме говорит его фраза, ставшая для него девизом в работе: «Я изобрел свой автомат не для того, чтобы убивать людей, а для защиты своего Отечества».

- Сегодня не могу не сказать о выпускнике нашей школы Ковалёве Олеге.

Вот они – герои наших дней,

Кто солдатский долг святым считая,

По приказу Родины своей,

Шли вперед о смерти забывая.




Младший сержант ракетных войск и артиллерии, механик-водитель. Родился 18 марта 1975 года в с.Ларичиха Тальменского района. Окончил ларичихинскую среднюю школу (1992), учился в Бийском лесхоз-техникуме.

В Вооруженные Силы РФ призван 3 января 1994 г. Восточным РВК г.Бийска.

С декабря 1994 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Погиб во время штурма Грозного 1 января 1995 года. Длительное время числился пропавшим без вести.

Награжден орденом Мужества (посмертно).

Похоронен 8 августа 1997 года в с.Ларичиха Тальменского района.



Очевидно, что патриотизм в России зиждется на трёх основополагающих принципах:

  • чувстве безусловной любви к Отечеству;

  • уважении народа, населяющего просторы родной страны;

  • гордости за принадлежность к России.

Патриоты страны испытывают великую гордость за ее достижения, историческое и культурное наследие. Они стараются сберечь национальный характер и его особенности, твердо отстаивают интересы своего государства. Неизвестные и знаменитые патриоты России объединены чувственным переживанием собственной принадлежности к языку и традициям своей страны. У них существует эмоциональная связь со всем, что обозначается словом «Родина».

Учитель подводит ребят к выводу:

Наша задача - быть позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра. Если мы породим в себе лодырей, невежд, алкоголиков и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство. Воспитаем в себе трудолюбивых, грамотных, здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества. Будем поддерживать традиции наших предков, приумножать их, будем уважать культуру народов, живущих в нашем огромной стране, будем толерантны друг к другу - значит, наша страна будет крепкой и непобедимой никакой внешней идеологией, противоречащей нашим ценностям.

3. Рефлексивный этап



У нас сегодня состоялся не совсем простой разговор. Что открыл вам сегодня классный час? Что нового вы узнали?

Заслушиваются ответы учащихся.



Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди - добрые, трудолюбивые. Трудно  быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почётно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу Родину.

Все в ваших руках!


Список используемой и рекомендуемой литературы

1.Агапова И.А.Патриотическое воспитание .- М: Айрис-кресс,2012.-224с.

2.Беленко В.В.Нам дороги эти позабыть нельзя. Сценарии акций, вечеров, классных часов. Патриотическое воспитание школьников.- М: Педагогическое общество России,2009.-48с.

3.Быть патриотом каждый доложен.- Минск: Красико-Принт:2011.-128с

4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М,2008.-156с.

5.Дегтярёва О.В. Поклонись России // Читаем, учимся, играем.-202с.-№8.-с.4-13

6.Детский творческий центр: организация методической работы. Волгоград: Учитель,2008.-126с

7.Зубайраев А.Л.Патриотическое воспитание : духовная сфера, опыт// Сов. Педагогика,1990.№5.-с.10-13

8. Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. М., 2001.- 137с.

Критерии оценивания опорного конспекта


Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию 1 б


В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся 1б


В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении доверия к государству 1 б


Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся) 1б


Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами 1 б


Интерпретация результатов:

0–1 балл Опорный конспект не разработан. Либо разработанный материал не является опорным конспектом.

2–3 балла Опорный конспект нуждается в доработке, не может обеспечить ожидаемый результат при использовании на занятии

4–5 баллов Опорный конспект может быть предложен коллегам в качестве дополнительных материалов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!