Класс: 9
Тема: «Традиции семьи и семейные ценности».
Цели и задачи:
1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.
2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.
3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.
4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.
5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.
6. Привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Ход занятия.
Эпиграф
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
( Л.Н. Толстой)
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Учитель читает стих:
Моя семья, мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Там мама с папою вдвоём
Все укрепляют отчий дом.
Ни сна не знают, ни покоя
Лишь лучше было б нам с тобою.
- А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся).
- Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? (ответы детей)
- Это единение взглядов, интересов, общность ценностей.
2. Основной этап.
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете.
Попробуйте составить их. Дети выходят к доске и составляют из отдельных слов пословицу.
НЕ, КЛАД, ЛАД, В, СЕМЬЕ, НУЖЕН, КОГДА.
(Не нужен клад , когда в семье лад)
2.МАТЕРИ, СОЛНЫШКЕ, ПРИ, ТЕПЛО, ПРИ, ДОБРО.
( При солнышке тепло, при матери добро)
БОЛЬШОЙ, ВСЯК, САМ, СЕМЬЕ, В, СВОЕЙ.
(В своей семье, всяк сам большой)
ДУША, СЕМЬЯ, КОГДА, ТАК, НА, МЕСТЕ, ВМЕСТЕ, И.
(Когда семья вместе , так и душа на месте)
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится.
-Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом - моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО. И на таком хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага, должны вырасти семейные ценности.
- Как вы понимаете это слово «ценности»? (ответы детей)
Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (Большой энциклопедический словарь)
- значимость, польза, полезность (Ожегов)
Психологи выделяют такие семейные ценности:
Ценность родительства.
Ценность родства.
Ценность супружества.
Ценность здоровья.
Обычаи и традиции.
Взгляды…
Оказывается, ребята, в России 26 марта 2008 года была одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Праздник этот совсем молодой. И символом его стала ромашка.
Примером любви и верности может послужить супружеская пара князя Петра и его супруги Февронии Муромских, которые пронесли свою любовь через многие испытания и лишения. Православная церковь причислила их к лику святых, так как они являются образцом христианского супружества.
Петр и Феврония в повести Ермолая
Итак, сюжет легенды. Некогда правил в Муроме благоверный князь Павел, да вот случилась беда - сам дьявол в облике змия-искусителя стал являться к княгине и соблазнять ее. Прилетев во дворец, змий оборачивался Павлом, но княгиня разоблачила насильника и прознала, что смерть его ждет "от Петрова плеча, от Агрикова же меча". Младший брат князя Петр, любящий брат и верный слуга, вызвался помочь, в молитвах обрел легендарный меч, убил змия, но испачкался в его поганой крови и тяжело заболел. Все тело молодого князя покрылось незаживающими струпьями, и ни один врач не мог излечить его. Тогда Петр отправился в Рязанскую землю, славившуюся своими лекарями, и в тех краях, в деревне Ласково, повстречал необыкновенную девушку по имени Феврония. Дочь простого пчеловода, она была удивительно мудра и обладала даром исцеления. Правда, вылечить князя согласилась только с условием, что тот возьмет ее в жены. Князь схитрил: пообещал жениться, но, выздоровев, попытался откупиться дарами ... и заболел вновь. С покаянной головой вернулся Петр к обманутой девушке, та без упрека снова исцелила его, и князь взял ее в жены. Супруги вернулись в Муром и жили тихо, в благочестии и согласии. Здесь бы и сказке конец, но умер старший брат Павел и княжеский престол перешел Петру. Бояре, подстрекаемые своими женами, строили козни против княгини-простолюдинки, но видя, что князь остается на стороне супруги, поставили ультиматум: или она, или трон. Верный брачному обету Петр отказался от княжения и вместе с женой и слугами поплыл по Оке куда глаза глядят. Тем временем в Муроме опьяненные жаждой власти вельможи устроили кровавую бойню, оставшиеся в живых поскорее послали за князем с мольбой: "Да не оставиши нас сирых, но возвратишися на свое отечествие!" И супруги возвратились в свой город, правили мудро и справедливо "аки чадолюбивый отець и мати". Жили они долго и счастливо, в старости постриглись в монахи и умерли в один день и час. Усопших, вопреки завещанию, хотели похоронить в разных монастырях, но на другой день они чудом воссоединились в едином гробу.
Согласно повести, после чудесного воссоединения Петра и Февронию с почестями похоронили в соборе Рождества пресвятой Богородицы. Такой храм в Муроме действительно существовал. Он стоял на высоком берегу Оки на Воеводской горе.
- Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д.) с ними мы связаны незримыми нитями. Сейчас мы узнаем, кто кому приходится:
1. Мальчик, ребенок, для своей мамы? (сын)
2. Моя сестра для мамы? (дочь)
3. Мама папы или мамы? (бабушка)
4. Сын моего отца для меня? (брат)
5. Папин или мамин отец? (дедушка)
6. Дочь моей мамы для меня? (сестра)
7. Мамина сестра? (тетя)
8. В мире нет ее родней, справедливей и родней? (мама)
9. Брат мамы или папы? (дядя)
10. Я для маминой сестры кто? (племянник или племянница)
11. Кто такой кузен? (двоюродный брат)
12. Он учит меня, но мамой не станет, хоть любит меня? (папа)
- Ребята, каждая семья – это своеобразный мир, в котором царят свои нормы, традиции и ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье.
Семья основана на традициях. Вот некоторые из них:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины). Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом.
2. Совместный досуг. Игры, катание на лыжах, коньках, велосипедах, всей семьей выезжать на природу.
3. Семейные праздники (8 марта, Новый год, Пасха, 23 февраля).
4. Семейные альбомы.
А у кого из вас дома есть семейные традиции? Какие? (Ответы детей)
Послушайте стихотворение Э. Асадова. (читает ребенок)
Да, так устроено у людей,
Хотите вы этого или не хотите ли
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей
И все же - не стоит их корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках
Когда – то и им малышей растить
Все перечувствовать и пережить
И побывать в «старинах и предках».
- Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, люди создают семью. Ну а сейчас давайте пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья:
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, справедливая, смелая, спортивная, совершенная.
Е – единственная, единая.
МЬ – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая
Я – яркая, ясная.
- Семья – это небосвод, на котором светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба. Давайте будем помнить о том, что все взрослые и дети хотят жить в мире.
Педагог.
- А как вы считаете, наш класс это семья? (ответы детей)
- У нас с вами тоже семья. И как в любой семье нам нужны тепло, уважение, уют. Поэтому давайте друг друга любить и уважать.
Сейчас я хочу предложить рецепт семейного счастья!
Возьмите чашу терпения. Налейте туда же полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте.
Подведение итогов:
Учитель.
- В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам семейного благополучия, счастья, мира и взаимопонимания.
Критерии оценивания опорного конспекта
Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию 1 б
В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся 1б
В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении доверия к государству 1 б
Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся) 1б
Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами 1 б
Интерпретация результатов:
0–1 балл Опорный конспект не разработан. Либо разработанный материал не является опорным конспектом.
2–3 балла Опорный конспект нуждается в доработке, не может обеспечить ожидаемый результат при использовании на занятии
4–5 баллов Опорный конспект может быть предложен коллегам в качестве дополнительных материалов