ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
«Игровой метод в экологическом образовании младших школьников»
Среди многих наук есть особая – о Доме, нашей Земле, обо всем что нас окружает. Имя ей – Экология. Сегодня мы все осознаем, как дорого приходится расплачиваться за незнание элементарных основ этой науки. Поэтому экологическое образование становится приоритетным.
Его основная цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Человечество не может развиваться, не взаимодействуя и не влияя на окружающую природную среду. Степень этого влияния соответствует тому, какой характер имеют его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда отдельные, накапливаемые знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
В младшем школьном возрасте дети самый благоприятный «материал», еще не уставший от разнообразных наук, воспринимающий все сказанное учителем без сомнения и самое главное – как норму жизни. Родители, видящие в собственных детях будущих гениев, являются первыми помощниками учителя в создании у их ребенка экологического мировоззрения, т. е. грамотной, осознанной любви к природе. Поэтому «дети – родители – педагог» - это неразрывная цепочка образовательного процесса.
Говоря об экологическом образовании как о воспитании норм жизни, следует определить особенности методики работы с младшим возрастом детей, не забывая их родителей. Роль родителей – одна из основных в экологическом образовании. Необходимы встречи с родителями на начальном этапе работы для объяснения значимости занятий по экологии.
Во-первых, обязательное участие в экологических праздниках, устраиваемых для детей и родителей.
Во-вторых, совместное с детьми выполнение домашних заданий и экологических проектов.
В-третьих, что очень важно, подводной частью «айсберга» экологического образования, т. е. невидимой стороной, но очень действенной, является соответствующее домашнее воспитание детей. Родители должны стать главными участниками формирования экологического образа жизни своего ребенка, всегда выполняя определенные правила по отношению к себе и природе.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом образования и воспитания. У детей этого возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, что включает: эмоциональную сторону, восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально – положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, а также деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях.
Для младших школьников более актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. Это можно реализовать, прежде всего, через игры.
Игра – великое изобретение человека. Она имеет для его биологического, социального и духовного развития огромное значение.
Детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра – это мостик от внутреннего мира к природе. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают.
Всем известно, что, играя, ребенок учится. Во время игры, за несколько минут, он усваивает столько, что иным способом не выучит и за час. Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем простую передачу знаний. Но следует помнить, что учитель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее уроком жизни. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям, к природе, умел наблюдать, быстро реагировать, был вежливым, терпеливым.
Игровые ситуации раскрепостят ребенка; позволят ему почувствовать себя личностью, мнения и жизненная позиция которой интересны окружающим; дадут ему уверенность в том, что его понимание проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; разовьют в нем наблюдательность и интерес ко всему происходящему. Научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными действиями и анализировать их, дети повзрослея, смогут всесторонне осмысленно решать самые серьезные и глубокие вопросы жизни.
Специфическая особенность экологической игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. Поэтому важно как можно шире использовать экологические игры, как в учебном процессе, так и во внеклассной воспитательной деятельности.
Каждое экологическое занятие, независимо от формы проведения, включает в себя огромное разнообразие методов и приемов, нацеленных на возникновение и поддержание устойчивого внимания детей. В возрасте 6-7 лет окружающий мир для ребенка познается через все пять его органов чувств, на которых и строятся все занятия.
Все экологические понятия, которые необходимо ввести в сознание ребенка и закрепить там надолго, следует пропустить через его чувства и играя с ним.
«В некотором царстве»
В разных углах игровой площадки разложить карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздать детям картинки с изображением различных живых существ и сказать, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы. После слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!» каждый ребенок «превращается» в живое существо, изображенное на его картинке:
«грибы» - садятся на корточки и кладут сцепленные ладони на голову;
«растения» - стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону;
«животные» - передвигаются, издавая характерные звуки.
Затем, после фразы «Раз, два, три – в свое Царство беги!», все разбегаются по соответствующим Царствам.
Обязательно необходимо проверить правильность выбора Царства каждым ребенком и обсудить ошибки (в случае их наличия).
«Паутина жизни»
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «гусеница».
Ребенок, сказавший: «береза», отдает клубок ниток тому, кто сказал: «гусеница», оставив в руках конец нитки.
Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева?» (почва, вода).
К концу игры все дети оказываются опутанными ниткой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
«Узнай свое дерево»
Цель: включить тактильные, слуховые, обонятельные и другие анализаторы при выключенном зрительном; показать, что информация об окружающем мире может приходить не только визуально.
Участники игры объединяются в пары. Одному человеку из пары завязывают глаза. Второй человек берет его за руку и ведет к какому-нибудь дереву или другому природному объекту. Желательно вести не прямым путем, а запутать. По достижении искомого дерева участнику игры с завязанными глазами предлагается ощупать, исследовать дерево. После этого его таким же сложным, запутанным путем уводят от дерева. Снимают повязку и предлагают уже с открытыми глазами найти свое дерево.
Желательно далеко от дерева не уводить.
«Созерцание природы»
Выбирается красивое место в школьном саду (парке). Участникам предлагается сесть, встать там, где им удобно. В течение 10-ти минут дети созерцают природу в полной тишине. По истечении отведенного времени участникам предлагается на небольших карточках изобразить свои ощущения и впечатления (лучше цветными карандашами). После этого участники игры раскладывают свои карточки в несколько рядов, обсуждают свои впечатления; пытаются отгадать кто какую картину нарисовал.
«Схваченная тень»
Необходимо выбрать солнечный день. Объяснить учащимся, что они познакомятся с еще одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.
Привести детей на поляну и предложить им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрировать им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги размещается так, чтобы на него падала тень объекта. Затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.
Учащиеся могут показать друг другу зарисовки теней. Необходимо отметить, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его (этот объект).
Примечание. Будет лучше, если учитель поможет детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.
«Подбери клюв»
Для проведения этой игры необходимо подготовить «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т. д. Объяснить детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» можно предложить самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т. д.
Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой «клюв», которым можно ухватить эту еду. Если двое (или более) детей избрали одинаковую еду, нужно обсудить: может ли такая ситуация иметь место в природе (две птицы питаются одной и той же пищей). Можно задать вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида?», «Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?» и т. д.
«Вода – почва»
Учащиеся объединяются в две группы и выстраиваются в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга – это «почва», другая – «капельки воды».
Первая часть игры – «почва песчаная».
Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву?» «Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
Вторая часть игры – «почва глинистая».
Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы.
Третья часть игры – «почва садовая».
Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
После игры обговаривается скорость проникновения воды сквозь разные типы почв.
«Письмо зеленому другу»
Игра помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребенок вводится в следующую ситуацию.
«Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – пою, суетятся, дерутся … и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше маленького школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»
Далее детям предлагается написать письмо деревцу. Учитель говорит: «Может быть кто-то из вас, ребята, окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить. Что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, подписывается адрес и т. п.
Каждая игра, как и любой другой методический прием, должна быть правильно подобрана, продумана и должна раскрыть тему того или иного занятия в помещении или на природе.
Игра – не самоцель, а эффективный способ передачи информации и приобретения навыков, проверенное средство создания мотивации к обучению.
Нельзя забывать, что обязательным завершением каждой игры должен стать ее анализ.