СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие кружка "К тайнам слова" "Слова-антиподы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия по разделу"Лексика" позволяет овладеть знаниями по теме "Антонимы" в игровой форме, в конспекте представлен иллюстративный и дидактический материал, способствующий восприятию теории и практики 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие кружка "К тайнам слова" "Слова-антиподы"»










Конспект

занятия кружка по программе внеурочной деятельности «К тайнам слова» в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида


Тема занятия: Слова-антиподы.



Учитель русского языка и литературы: Кочуева Анна Сергеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №18»




















Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.Углубить знания об антонимах; сформировать умение находить антонимы в тексте и употреблять их в своей речи

Планируемые результаты:

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся  распознавать группы слов по лексическому значению(антонимы), будут стараться их запоминать, чтобы обогатить свою речь.

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • стремление к речевому самосовершенствованию; усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • способность читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Предметные

  • понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека).

Средства обучения: ПК; проектор; презентация по теме внеурочного занятия «Слова-антиподы », справочный материал по теме урока, игровые карточки «Домино антонимов», мяч











Ход занятия.



1. Организационный момент.


Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Продолжая разгадывать тайны слов, сегодня мы кое-что узнаем о словах- антиподах! (Слайд1)


2. Определение темы занятия.

– А теперь внимание на экран. (Слайд 2 ).

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью карандаша на доске.

- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран …

- Что вы видите на экране? Есть ли связь этих рисунков с притчей? (Да).

– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Они противоположны по смыслу).

- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).

-Кого можно назвать антиподами?

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

3. Смысловое чтение. Чтение с пометами. (Слайд 4 )

Учитель дает ученикам задание : прочитать информацию, написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.


Справочный материал (Слайд 5 )


Антонимы –это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») По-гречески часть «ним» означает  «имя». Греческая приставка АНТИ-  встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антипатия .

Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе возможность противоположного значения (бежать-стоять; высоко-низко; день-ночь).

Антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи.

У собственных имён, местоимений, числительных антонимов нет.

Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной . Особенно они нужны людям творческих профессий: писателям, художникам, музыкантам, актерам


Ученики работают индивидуально, читая текст, делают необходимые пометы на полях. При фронтальной работе обсуждается содержание и стиль учебного текста.



4..Физкультминутка «Любопытный мяч» (Слайд 6 )

Ученики встают из-за парт, располагаются вокруг учителя. Учитель бросает мяч любому из учеников, при этом произносит слово, к которому необходимо подобрать антоним. Ученик возвращает мяч учителю, называя антоним к заданному слову.

5. Работа с иллюстрациями. Игра «Угадай антоним!» (Слайд 7-14 )

-Ребята, перед вами иллюстрации с противоположностями, давайте подберем к каждой иллюстрации свою пару антонимов.

Ученики: добрый-злой

больной-здоровый

ленивый-трудолюбивый

толстый-тонкий

чистый-грязный

тепло-холодно

спускаться-подниматься

день-ночь




6.Работа в группах. Игра «Домино антонимов» Приложение1 (Слайд 15)


- Ребята, пользуясь знаниями, полученными сегодня, постарайтесь собрать цепочку из антонимов по принципу домино. Если вы соберете домино правильно, у вас не останется лишних карточек. Команда, собравшая цепочку без ошибок и быстрее всех, побеждает.

7. Творческое задание. (Слайд 16)

На доске текст:

 Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи.  Тускло светит зимнее солнце.  Дует холодный северный ветер.  Длинные   ночи, короткие дни.

- Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( О зиме)

- Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам антонимы и создайте новый текст.

- Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (Лете)

8.Итог урока. Рефлексия деятельности. (Слайд 17)

-Давайте подведем итог нашего занятия и обобщим знания об антонимах

«Незаконченное предложение»

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с …..АНТОНИМЫ

  2. Пара слов с противоположным значением называется…АНТОНИМЫ

  3. Слова -антиподы – это …..АНТОНИМЫ







































..

Приложение 1 Игра «Домино антонимов»






скучно



тускло


глубоко


звонко


тяжело


налево


холодно



быстро


ярко



мелко


глухо


вперед


направо


широко


криво


легко




весело


назад


вверх


узко


жирно




вниз



ясно


медленно


богато


постно


сыро




пасмурно



слева


бедно


сильно


сухо


красиво




справа



громко


слабо


высоко


некрасиво


хорошо




тихо



темно


низко


мирно


плохо


душно




светло



тепло


враждебно


прямо


свежо











 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!