СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Семейный бюджет: как экономить?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка игрового занятия по теме: "Семейный бюджет: как экономить?", может быть включена в методическую базу проектов по повышению финансовой грамотности школьников среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Семейный бюджет: как экономить?»»

Верхнечуевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы Уваровского района Тамбовской области   проект  по финансовой грамотности на тему:  «Семейный бюджет: как экономить?» для учащихся 5 – 6-х классов   Автор: Солопова Н Б

Верхнечуевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы Уваровского района Тамбовской области

проект

по финансовой грамотности на тему:

«Семейный бюджет: как экономить?»

для учащихся 5 – 6-х классов

Автор: Солопова Н Б

Актуальность проекта

В 5-6 классах обучаются дети 12–13 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Необходимость введения уроков финансовой грамотности обусловлена ещё и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, мобильными приложениями, то есть они с раннего детства оперируют денежными средствами и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определённого уровня грамотности. Представленная методическая разработка посвящена важному аспекту финансовой грамотности – семейному бюджету. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи, это: зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения.

В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

Общая характеристика занятия НАИМЕНОВАНИЕ: занятие по финансовой грамотности для учащихся 5-6 классов по теме: «Семейный бюджет: как экономить?» ТИП ЗАНЯТИЯ : внеурочное занятие.  ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: комбинированная игра-практикум.  ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:  повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством обобщения полученных знаний по модулю «Доходы и расходы семьи»

Общая характеристика занятия

НАИМЕНОВАНИЕ: занятие по финансовой грамотности для учащихся 5-6 классов по теме: «Семейный бюджет: как экономить?»

ТИП ЗАНЯТИЯ : внеурочное занятие.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: комбинированная игра-практикум.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством обобщения полученных знаний по модулю «Доходы и расходы семьи»

Задачи занятия   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  -Закрепить понятия: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства.  -Уточнить понятие «человеческий капитал» и его влияние на благосостояние семьи;  -Объяснить, как связаны профессия, доход и образование;  -Изучить способы улучшения благосостояния семьи посредством влияния на способности человека;  РАЗВИВАЮЩИЕ:  -Развитие навыков работы в группе, умения выделять слова и действия, относящиеся к финансовой грамотности;  -Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  -Воспитание разумного отношения к семейному бюджету;  -Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и накопление собственного человеческого капитала.

Задачи занятия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-Закрепить понятия: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства.

-Уточнить понятие «человеческий капитал» и его влияние на благосостояние семьи;

-Объяснить, как связаны профессия, доход и образование;

-Изучить способы улучшения благосостояния семьи посредством влияния на способности человека;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развитие навыков работы в группе, умения выделять слова и действия, относящиеся к финансовой грамотности;

-Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитание разумного отношения к семейному бюджету;

-Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и накопление собственного человеческого капитала.

Планируемые результаты занятия ЛИЧНОСТНЫЕ:  -Воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:  -Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;  -Овладение умением извлекать информацию из предложенного источника;  -Овладение умением вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, работать в команде;  ПРЕДМЕТНЫЕ:  -Понимание и закрепление понятий «человеческий капитал», «семейный бюджет», «благосостояние».

Планируемые результаты занятия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-Воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

-Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;

-Овладение умением извлекать информацию из предложенного источника;

-Овладение умением вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, работать в команде;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Понимание и закрепление понятий «человеческий капитал», «семейный бюджет», «благосостояние».

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :

  • Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
  • Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с
  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
  • 5. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с.

Место: Уваровский район, с. Верхнее Чуево

Название образовательной организации:

Верхнечуевский филиал МБОУ Моисеево-Алабушская сош

Место занятия в логике реализации предмета: Модуль 1. «Доходы и расходы семьи», глава 4. «Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет».

учебной программы «Финансовая грамотность»

Вид деятельности обучающихся:

внеурочная деятельность

Оборудование: мультимедийная установка.

Методическая характеристика занятия     Технологии Методические приемы Обучение в сотрудничестве работа с понятиями; анализ источников информации; обсуждение видеороликов; доказательство и аргументация точек зрения; решение практических задач. Личностно-ориентированные Развивающее обучение Информационно – коммуникационные Игровая технология

Методическая характеристика занятия

Технологии

Методические приемы

Обучение в сотрудничестве

  • работа с понятиями;
  • анализ источников информации;
  • обсуждение видеороликов;
  • доказательство и аргументация точек зрения;
  • решение практических задач.

Личностно-ориентированные

Развивающее обучение

Информационно – коммуникационные

Игровая технология

 Основные этапы занятия   Этапы внеурочного занятия Деятельность учителя Организационно- мотивационный этап Деятельность обучающихся Введение в тему через обсуждение жизненной ситуации путем просмотра фрагмента мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет». Этап Обсуждение видеоролика, формулировка практической задачи. Игра «Вопрос- ответ», совместный поиск правильных ответов на вопрос «Что относится к доходам и расходам» актуализации знаний Овладевают первоначальными навыками составления семейного бюджета в процессе ролевой игры. Деление на группы, ответы на вопросы в игровом формате Определяют цель и задачи учебного занятия. Обобщают основные понятия по теме, закрепляют базовые знания.  ССЫЛКА ССЫЛКА

Основные этапы занятия

Этапы

внеурочного занятия

Деятельность учителя

Организационно- мотивационный этап

Деятельность обучающихся

Введение в тему через обсуждение жизненной ситуации путем просмотра фрагмента мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет».

Этап

Обсуждение видеоролика, формулировка практической задачи.

Игра «Вопрос- ответ», совместный поиск правильных ответов на вопрос «Что относится к доходам и расходам»

актуализации знаний

Овладевают первоначальными навыками составления семейного бюджета в процессе ролевой игры. Деление на группы, ответы на вопросы в игровом формате

Определяют цель и задачи учебного занятия. Обобщают основные понятия по теме, закрепляют базовые знания.

ССЫЛКА

ССЫЛКА

Основные этапы занятия Этап  открытия новых знаний Учитель делит класс на группы и дает игровое задание на тему: «Какие покупки надо делать обязательно, а какие можно отложить» Подведения итогов  Деление на группы, выполнение задания.  Вместе с детьми формулирует Рефлексия Просмотр и обсуждение видеоролика  «Семейный бюджет» Составление памятки по ведению семейного бюджета правила  ведения семейного бюджета. Обсуждение доходов и расходов семьи с учетом различных жизненных ситуаций.  Обсуждение видеоролика, закрепление полученных знаний по теме «Семейный бюджет» ССЫЛКА ССЫЛКА ССЫЛКА

Основные этапы занятия

Этап открытия новых знаний

Учитель делит класс на группы и дает игровое задание на тему: «Какие покупки надо делать обязательно, а какие можно отложить»

Подведения итогов

Деление на группы, выполнение задания.

Вместе с детьми формулирует

Рефлексия

Просмотр и обсуждение видеоролика «Семейный бюджет»

Составление памятки по ведению семейного бюджета

правила ведения семейного бюджета.

Обсуждение доходов и расходов семьи с учетом различных жизненных ситуаций.

Обсуждение видеоролика, закрепление полученных знаний по теме «Семейный бюджет»

ССЫЛКА

ССЫЛКА

ССЫЛКА

НАЗАД

НАЗАД

НАЗАД

НАЗАД

НАЗАД

НАЗАД

Выводы   Таким образом, в результате практической деятельности проектной группы, используя технологические методы и приемы, разработанные для проведения внеурочного занятия по финансовой грамотности в форме игры-практикума на тему:  «Семейный бюджет: как экономить?» ,  мы достигаем планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатов.

Выводы

Таким образом, в результате практической деятельности проектной группы, используя технологические методы и приемы, разработанные для проведения внеурочного занятия по финансовой грамотности в форме игры-практикума на тему: «Семейный бюджет: как экономить?» ,

мы достигаем планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатов.