Верхнечуевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы Уваровского района Тамбовской области
проект
по финансовой грамотности на тему:
«Семейный бюджет: как экономить?»
для учащихся 5 – 6-х классов
Автор: Солопова Н Б
Актуальность проекта
В 5-6 классах обучаются дети 12–13 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Необходимость введения уроков финансовой грамотности обусловлена ещё и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, мобильными приложениями, то есть они с раннего детства оперируют денежными средствами и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определённого уровня грамотности. Представленная методическая разработка посвящена важному аспекту финансовой грамотности – семейному бюджету. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи, это: зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения.
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Общая характеристика занятия
НАИМЕНОВАНИЕ: занятие по финансовой грамотности для учащихся 5-6 классов по теме: «Семейный бюджет: как экономить?»
ТИП ЗАНЯТИЯ : внеурочное занятие.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: комбинированная игра-практикум.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством обобщения полученных знаний по модулю «Доходы и расходы семьи»
Задачи занятия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Закрепить понятия: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства.
-Уточнить понятие «человеческий капитал» и его влияние на благосостояние семьи;
-Объяснить, как связаны профессия, доход и образование;
-Изучить способы улучшения благосостояния семьи посредством влияния на способности человека;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развитие навыков работы в группе, умения выделять слова и действия, относящиеся к финансовой грамотности;
-Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитание разумного отношения к семейному бюджету;
-Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и накопление собственного человеческого капитала.
Планируемые результаты занятия
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-Воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
-Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;
-Овладение умением извлекать информацию из предложенного источника;
-Овладение умением вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, работать в команде;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-Понимание и закрепление понятий «человеческий капитал», «семейный бюджет», «благосостояние».
ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
- 5. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с.
Место: Уваровский район, с. Верхнее Чуево
Название образовательной организации:
Верхнечуевский филиал МБОУ Моисеево-Алабушская сош
Место занятия в логике реализации предмета: Модуль 1. «Доходы и расходы семьи», глава 4. «Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет».
учебной программы «Финансовая грамотность»
Вид деятельности обучающихся:
внеурочная деятельность
Оборудование: мультимедийная установка.
Методическая характеристика занятия
Технологии
Методические приемы
Обучение в сотрудничестве
- работа с понятиями;
- анализ источников информации;
- обсуждение видеороликов;
- доказательство и аргументация точек зрения;
- решение практических задач.
Личностно-ориентированные
Развивающее обучение
Информационно – коммуникационные
Игровая технология
Основные этапы занятия
Этапы
внеурочного занятия
Деятельность учителя
Организационно- мотивационный этап
Деятельность обучающихся
Введение в тему через обсуждение жизненной ситуации путем просмотра фрагмента мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет».
Этап
Обсуждение видеоролика, формулировка практической задачи.
Игра «Вопрос- ответ», совместный поиск правильных ответов на вопрос «Что относится к доходам и расходам»
актуализации знаний
Овладевают первоначальными навыками составления семейного бюджета в процессе ролевой игры. Деление на группы, ответы на вопросы в игровом формате
Определяют цель и задачи учебного занятия. Обобщают основные понятия по теме, закрепляют базовые знания.
ССЫЛКА
ССЫЛКА
Основные этапы занятия
Этап открытия новых знаний
Учитель делит класс на группы и дает игровое задание на тему: «Какие покупки надо делать обязательно, а какие можно отложить»
Подведения итогов
Деление на группы, выполнение задания.
Вместе с детьми формулирует
Рефлексия
Просмотр и обсуждение видеоролика «Семейный бюджет»
Составление памятки по ведению семейного бюджета
правила ведения семейного бюджета.
Обсуждение доходов и расходов семьи с учетом различных жизненных ситуаций.
Обсуждение видеоролика, закрепление полученных знаний по теме «Семейный бюджет»
ССЫЛКА
ССЫЛКА
ССЫЛКА
НАЗАД
НАЗАД
НАЗАД
Выводы
Таким образом, в результате практической деятельности проектной группы, используя технологические методы и приемы, разработанные для проведения внеурочного занятия по финансовой грамотности в форме игры-практикума на тему: «Семейный бюджет: как экономить?» ,
мы достигаем планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатов.